Горячка министра обороны Украины

На модерации Отложенный

В среду вечером президент Украины Петр Порошенко на встрече с лидерами депутатских фракций сообщил о новых кадровых перестановках – он задумал в очередной раз сменить силовую верхушку. Депутаты против не были, и уже в четверг Верховная Рада одобрила предложенные кандидатуры. Михаила Коваля на посту министра обороны сменил генерал-полковник Валерий Гелетей, а на должность начальника Генштаба вместо Михаила Куцина назначили генерал-лейтенанта Виктора Муженко. Кроме того, Порошенко назначил первым заместителем главы администрации президента по силовым вопросам Юрия Косюка, миллиардера, входящего в десятку самых богатых людей Украины, владельца торговой марки «Наша Ряба» и агрохолдинга «Мироновский хлебопродукт».

Свои назначения Порошенко объяснил тем, что силовой блок в условиях военной операции «требует усиления, а также серьезного комплексного и системного реформирования». Кадры он подбирал, исходя из принципов «профессионализма, решительности и самоотдачи». Особенно профессиональным в военных вопросах представляется олигарх Косюк, занимающийся разведением кур.

Главными задачами армии Порошенко назвал повышение боеспособности и обеспечения материально-техническими ресурсами, а основной проблемой – коррупцию, с которой пообещал бороться.

Валерий Гелетей стал уже третьим министром обороны за последние четыре месяца – до этого должность занимали адмирал Игорь Тенюх и генерал-полковник Михаил Коваль. Гелетей, в отличие от своих предшественников, человек не армейский, он, как принято говорить, «службист». После армии пошел в МВД, где дослужился до первого замначальника главного управления, а уже оттуда попал в Секретариат президента. В качестве руководителя Главной службы по вопросам деятельности правоохранительных органов Валерий Гелетей заявлял о якобы готовящихся покушениях на тогдашнего президента Виктора Ющенко и лидеров оппозиции. Покушений не было, но за бдительность Ющенко назначил его начальником Управления государственной охраны Украины. Там Гелетей снова отличился – по его приказу Госохрана пыталась помешать уволенному Ющенко генпрокурору попасть на рабочее место, что привело к конфликту с МВД и даже обвинениям в попытке госпереворота, которые затем благополучно замяли.

На первый взгляд странно в разгар военного противостояния в Донбассе назначать на должность министра обороны человека, явно не наделенного стратегическими талантами и вообще от армии далекого. Обиженный экс-министр обороны Анатолий Гриценко, который явно не прочь вернуться на занимаемую когда-то должность, даже заявил, что может назвать 50 кандидатов, более достойных этого поста. А уж сравнивать Гелетея с «руководителем враждебных сил» Сергеем Шойгу, по мнению полковника Гриценко, и вовсе нет смысла.

Провластные политологи пытаются объяснить назначение Гелетея тем, что он, якобы, является представителем «западноукраинской охранной, политической и военной элиты». Однако директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин считает, что причина в лояльности и готовности экс-главы Госохраны исполнять любые приказы руководства, какими бы они ни были.

Кстати, энтузиазма и рвения новому министру действительно не занимать. Сразу же после назначения он заявил, что сделает все для победы, а парад Победы пообещал провести не где-нибудь, а в «украинском Севастополе», так что только «антитеррористической операцией» Гелетей не собирается ограничиваться, по крайней мере, на словах.

«Это назначение выглядит очень странно, учитывая, что Гелетей вообще человек не военный, - говорит Василий Стоякин. – На своей должности руководителя Госохраны он отличался феноменальной некомпетентностью, причем я говорю даже не об истории с захватом генпрокуратуры, а о его профессиональных качествах. К нему было множество претензий, так как работа президентской охраны была налажена из рук вон плохо. То, что он лез в политику по приказу, это просто прибавка к жалованию. Скорее всего, единственное его достоинство в том, что он верно служит тому, кто его нанял. Этому человеку Порошенко хоть как-то может доверять, тогда как представители армии его доверием не пользуются».

«СП»: - Порошенко опасается неповиновения или бунта со стороны армии?

- Минимальное условие для военного переворота – это наличие в стране вооруженных сил. А на Украине их нет. Там Коломойский может собрать батальон, пойти на Киев и свергнуть Порошенко, вот это возможно. А в то, что генералы могут объединиться и совершить переворот, я не верю. Речь о другом. Армейские генералы показали, что не очень хотят выполнять приказы верховного главнокомандующего, насколько это было возможно, они избегали участия в АТО, и только выкручиванием рук власти удалось этого добиться.

«СП»: - Назначение олигарха на должность замглавы АП по силовым вопросам тоже укладывается в логику Порошенко?

- Это назначение из серии «нарочно не придумаешь», оно красноречиво свидетельствует о продолжении олигархизации страны. Чем олигархи отличаются от не олигархов? Тем, что большой бизнес полностью сливается с большой властью. И если бизнесмену, который сформировался в этой атмосфере, предложат пост в руководстве страны, он от него никогда не откажется. Исключение составляют, пожалуй, только Пинчук с Ахметовым, которые на персональном уровне уже слишком интегрировались в Европу, где им объяснили, что там так не принято, нельзя одновременно быть крупным бизнесменом и министром. Но остальные украинские олигархи уверены, что все могут купить за деньги».

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что у Петра Порошенко при назначении Валерия Гелетея на должность министра была и другая мотивация.

Представители силового и военного ведомств традиционно недолюбливают друг друга, и назначение милиционера на должность министра обороны, может быть демонстративным жестом. «Порошенко сменил министра обороны, потому что на этом месте ему нужен свой человек, не имеющий опоры в вооруженных силах, - говорит Михаил Погребинский. - Таким образом, он хочет себя обезопасить, ведь у Порошенко нет влияния в армии, он главнокомандующий потому, что он президент. И этим назначением Порошенко как бы дразнит генералов, говорит: «Я могу поставить во главе армии человека, который для вас никакой не авторитет, просто потому, что я президент и могу это сделать».

В отличие от Валерия Гелетея, глава Генштаба Виктор Муженко – военный, причем принимающий активное участие в «антитеррористической операции». Украинские СМИ не раз сообщали, как он лично «водил бойцов в атаку» и отличался подвигами на поле брани. Хотя Муженко пребывал в должности замначальника Генштабом, именно его многие называют фактическим руководителем АТО в Донбассе. Поэтому смена главы Генштаба не говорит о том, что Порошенко не доволен ходом АТО, скорее, наоборот. «Муженко воевал в Ираке, он профессионал и как военный с реальным опытом он руководит этой операцией, - продолжает Михаил Погребинский. – Скорее всего, он сумел убедить Порошенко в том, что все идет хорошо, и что если ему поручить руководство операцией, он быстро со всем разберется.

«СП»: - Как смена силовой верхушки повлияет на ход «антитеррористической операции», это шаг к дальнейшему наступлению или, напротив, стоит ждать затишья?

- Назначенные люди вообще никак не влияют на то, будет или не будет продолжаться АТО. Все лишает лично Порошенко. И эти назначения говорят о том, что он и дальше намерен оставаться главным человеком в этих вопросах. Какая-нибудь Джен Псаки имеет больше влияния на предложения АТО, чем министр обороны Украины. Думаю, если бы Порошенко хотел как-то изменить характер АТО, он назначил бы других людей, а не тех, кто руководил до сих пор. Все кандидаты в президенты, занявшие первые четыре места на выборах, высказываются за продолжение войны, причем Порошенко из них мне кажется наименее воинственным. Он хотел бы выступить в роли миротворца, но не может этого сделать, так как на него давит и внутренняя «партия войны», и американский Госдеп. Если он хочет быть президентом больше, чем полгода, он должен нормализовать ситуацию, и он это понимает, но сделать ничего не может. Уверен, что Госдеп относится к нему, как к фигуре, которую можно использовать и выбросить за ненадобностью в любой момент. Да и в «партии войны» множество людей, которые спят и видят, как бы от него избавиться, та же Юлия Тимошенко.

«СП»: - Назначение олигарха Косюка говорит о дефиците кадров, если уж Порошенко некому предложить должности в аппарате, кроме своих приятелей?

- Я могу только предположить, что Порошенко понимает: если он и дальше будет возглавлять страну, необходимо серьезно реформировать армию. А заниматься реформами в армии однозначно должен человек, не имеющий отношения к армейским структурам. Это лишь моя гипотеза, но возможно, в качестве такого реформатора Порошенко видит Косюка, который, очевидно, успешный менеджер. Сначала он получит практику на этом месте в администрации, а затем уже выйдет с предложениями по широким реформам, которые, возможно, будут противоречить предложениям генералитета. Но реформировать армию нужно извне, а не изнутри.

С тем, что смена министра обороны и начальника Генштаба никак не повлияет на ход «антитеррористической операции» согласен и политолог Ростислав Ищенко. «Даже если бы Порошенко сегодня вечером умер, а завтра с утра на Украине был назначен новый президент, никаких изменений в антитеррористической операции не было бы, потому что ход ее контролируется не украинскими властями, - утверждает Ростислав Ищенко. - Конфликт развязывался и подогревается США. Ведь украинской власти гораздо проще и логичней было бы договориться с Юго-Востоком, а потом его обмануть, как обычно, чем устраивать гражданскую войну. АТО была совершенно не в интересах Киева, тем не менее, она началась, и будет продолжаться, сколько бы министров не сменилось, а уж генералов на Украине хватит на 20 Генштабов. Конкретно этих людей Порошенко назначил, чтобы обеспечить на высшем командном уровне исполнение собственных распоряжений, потому что до этого у него не было уверенности, что руководство вооруженных сил будет ему подчиняться».

«СП»: - Полагаете, военные могут выйти из-под контроля и отказаться участвовать в АТО?

- Украинская армия всегда отличалась тем, что переходила на сторону победителя. Если ополчение в Донбассе перейдет в наступление и пойдет на Киев, а армия поймет, что дни Порошенко сочтены, с ним произойдет то же, что и с Януковичем, который вдруг обнаружил, что все, кто должен его защищать, теперь его ловят. Украинская армия воюет за того, кто сильнее, но воюет неохотно, так, чтобы и самим не попасть под пули, поэтому и предпочитает артобстрелы и авиаудары. Если станет понятно, что президент проиграл, на армию он может не рассчитывать.

Впрочем, армии на Украине - в полном понимании этого слова, сейчас нет. Есть некоторое количество вооруженных людей с остатками военной техники, авиации и артиллерии. Все решения принимаются в лучшем случае послом США, а скорее всего – прямо в Госдепе. Главная военная сила – это олигархические батальоны, которые действительно готовы воевать. Но эти банды подчиняются не руководству вооруженных сил, а своим атаманам.