Нас ждет жизнь без наличных, причем в границах ТС
На модерации
Отложенный
Создание национальной системы платежных карт (НСПК) еще в зачаточном состоянии, а власти уже торопятся назвать первых пользователей, а также кандидата на пост главы компании-оператора НСПК. Более того, первый зампред Центробанка Георгий Лунтовский накануне сообщил, что вскоре на базе НСПК будет создана международная платежная система в рамках Таможенного союза.
«Мы сейчас обсуждаем в рамках Таможенного союза такую тему, и было бы интересно вместе с коллегами из Казахстана и Белоруссии реализовать такой проект. Я думаю, он будет реализован», – заявил Лунтовский.
Международная платежная система – это уже следующий шаг после формирования национальной системы, поводом для создания которой стали санкции США в отношении ряда отечественных банков и отключение сервисов международных платежных систем Visa и MasterCard. Альтернативу им еще не подобрали: обсуждаются варианты создания собственной системы с нуля или на основе «Универсальной электронной карты» или «Золотой короны». При этом эмиссию карт отечественной платежной системы в ЦБ обещают начать не позднее 2016 года.
Властям еще предстоит выбрать технологию для НСПК, зато они, похоже, уже определились с кандидатом на пост главы компании-оператора. Им может стать руководитель одной из крупнейших в России процессинговых компаний «Компании объединенных кредитных карточек» Владимир Комлев, пишет «Коммерсант» со ссылкой на свои источники. Накануне первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский не назвал имя кандидата, но пообещал определиться с кадровым решением до 18 июля.
В пользу Комлева говорит тот факт, что он близко знаком с зампредом «Росбанка» Ольгой Скоробогатовой, которая с 17 июля будет курировать в ЦБ платежные системы в качестве зампреда. Но не обошлось и без сплетен: так, участники рынка утверждают, что г-н Комлев в конце прошлой недели встречался с руководством Банка России.
Если кандидата официально объявят в течение двух недель, то первых получателей карты НСПК уже назвали: это пенсионеры и бюджетники.
«Мы планируем внедрение методов стимулирования (выдачи карт НСПК). В частности, пенсии пенсионерам будут перечисляться на НСПК, зарплаты работников бюджетных организаций. Для примера: что касается пенсий, здесь мы сразу охватим 40 миллионов пенсионеров», – сообщил Лунтовский.
По его мнению, после создания НСПК рынок безналичных платежей в РФ кардинально изменится, а через 10 лет наличные деньги могут выйти из обращения.
«Я убежден, что наше поколение доживет до того момента, когда пластиковые карты и наличные деньги выйдут из обращения. Я думаю, что максимального эффекта мы достигнем в перспективе 10 лет», – заявил первый зампред ЦБ.
Пока такое представить сложно: граждане страны все-таки предпочитают наличность. В 2013 году население приобрело по безналичному расчету (с помощью карт) товаров и услуг на сумму 13,9 триллиона рублей, что составляет порядка 15% от всех платежей. По итогам 2012 года охват платежными картами товаров и услуг в РФ составлял 12%. Для сравнения: в тех же США уровень безналичных платежей составляет около 70%. Есть куда стремиться.
Эксперты признают, что переход к безналичным расчетам в целом возможен. Опыт скандинавских стран, а из постсоветских – Эстонии свидетельствует о том, что уйти от наличности реально. Да и население России уже начало привыкать к картам, и даже среди пенсионеров они получают все большее распространение. Но вот сумеют ли власти уложиться в десятилетие?
По мнению независимого аналитика Дмитрия Адамидова, такой переход потребует серьезной модернизации систем связи, а сегодня и в Подмосковье есть места, в которых уверенного приема сигнала нет.
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов полагает, что заявление об отказе от использования наличных денег – всего лишь некая иллюстрация, показывающая удобство использования НСПК. «Вряд ли такая цель сейчас будет приоритетной, – рассуждает аналитик. – Главными сейчас являются две вещи. Во-первых, сделать проведение платежей внутри России независимым от иностранных клиринговых центров, платежных систем и банков. Это сильно повысит финансовую безопасность всей системы расчетов. Вторая, побочная цель – пополнить бюджет за счет обслуживания платежей. Сейчас доходы от этой деятельности уходят за границу и оцениваются примерно в 3,5-4 миллиарда долларов. Было бы лучше, если бы эти средства оставались в России».
Если говорить об удобствах использования карт, сразу возникает два вопроса: удобный интерфейс и проблемы киберпреступности. Дмитрий Адамидов сомневается, что к 2015-2016 годам мы сумеем получить разумный интерфейс. «Как правило, проходит еще два-три года, прежде чем вычищаются все огрехи и ошибки. Что касается киберпреступников, то сегодня пострадавшему от них практически нереально вернуть потерянное: банки всеми силами стараются уйти от ответственности. Кроме того, правоохранительные органы тоже чаще всего не проявляют большого рвения в борьбе с мошенниками», – говорит эксперт, добавляя, что самой сложной проблемой будет не технический запуск платежной системы, а регулирование вопросов, связанных с безопасностью расчетов.
Не менее скептически эксперты относятся и к заявлениям о создании платежной системы в рамках Таможенного союза. «Особой необходимости в создании отдельной платежной системы в рамках ТС не наблюдается, – говорит управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов. – Транзакции между странами невелики относительно транзакций внутри стран. Однако соглашения о взаимодействии между национальными системами наверняка будут подписаны».
Кстати, у Белоруссии и Казахстана есть собственные платежные системы. В Белоруссии действует система БЕЛКАРТ, в рамках которой выпущено уже около 5,5 миллиона банковских карт. Данные карты принимают практически все банкоматы, а расплачиваться ими можно во всех магазинах, принимающих безналичные платежи. На долю БЕЛКАРТ приходится более 40% всех выпущенных в стране карт. В Казахстане доля локальных карт составляет всего 5%: население пользуется преимущественно картами Visa и MasterCard. Локальные карты эмитируют «Народный банк Казахстана» (Altyn Card) и «БТА Банк» (SmartAlemCard).
Ни одна из этих систем в России не приживется по вполне очевидным причинам, отмечают эксперты. «Международная платежная система в границах Таможенного союза может успешно существовать, только если ее главный центр будет находиться в Москве. Другие варианты могут стать негативными для нашей страны, так как экономика России намного превышает экономики других стран ТС», – резюмирует Дмитрий Адамидов.
То есть России предстоят трудные переговоры с Белоруссией и Казахстаном, и сколько их придется уламывать, неизвестно. И это – только ближайшие соседи, с которыми у нас общие экономические интересы. Что уж говорить о странах дальнего зарубежья, с которыми также нужно подписывать соглашения, благодаря которым наша платежная система станет действительно международной...
Комментарии
Кроме того, как вы правильно подметили, расчетная валюта становится безликой, аморфной. При этом право собственности на товар переходит к покупателю, еще до зачисления средств на счет продавца, а "облачная" валюта подконтрольна только платежной системе.
Представляете сколько может быть злоупотреблений?
Что-то банкир путает, пенсии и зарплаты перечисляются на банковские счета, а карточки это всего-ишь инструмент осуществления платежей, как интернет-банкинг, мобильный банк, или просто наличные деньги.
Стыдно должностному лицу путаться в понятиях.