Почему в Тольятти нет акций протеста...

Митинг протеста, прошедший в Калининграде, напомнил о вышедшем из моды явлении 90-х годов - массовых акциях протеста.

Когда-то они проводились чуть ли не ежемесячно во всех крупных городах России, но в «нулевые» стали явлением редким, единичным, а в последние несколько лет, когда власти стали разгонять такие акции ОМОНом, еще и опасным. В том, что касается массовых акций протеста, федеральные СМИ большие надежды связывали именно с Тольятти, подразумевая ситуацию на АВТОВАЗе. Однако два прошлогодних мирных митинга на событие недели никак не тянули. Почему в это тяжелое время в Тольятти люди не выходят на улицы - этот вопрос мы задали себе на минувшей неделе.

За последние 10 лет в Тольятти было всего три запомнившиеся акции протеста.
В 2005 году город поставили на уши пенсионеры, лишившиеся льгот. Чуть позже прошли серии митингов, получившие название «бунт парикмахеров» - малый бизнес протестовал против введения высоких коэффициентов К2 при начислении налогов. И уже пять лет перманентно проходят митинги и пикеты работников Тольяттиазота, призывающих власть обратить внимание на рейдеров.

Что же происходит сегодня?

Ситуацию на АВТОВАЗе знают все, пересказывать ее не будем. Люди теряют работу. Люди не получают зарплату за общественные работы. Люди в ужасе смотрят на квитанции квартплаты. При этом никаких акций протеста никто не проводит и не планирует. «ПН» пообщался с наиболее видными тольяттинскими оппозиционерами, у которых за плечами десятки акций протеста, и задал им один и тот же вопрос: почему никто не митингует? Что за парадокс такой?

По мнению председателя независимого профсоюза работников ОАО «АВТОВАЗ» «Единство» Петра Золотарева, для массовых акций протеста необходимы два условия.

«Первое - в городе должны быть развитые оппозиционные структуры. В том же Калининграде ведь вышли и справороссы, и КПРФ, и ЛДПР, и профсоюзы, и правые. В Тольятти же оппозиция развита не очень сильно. И второе - массовые акции протеста невозможны, если проблемы не затронули личных интересов широких слоев населения». Само «Единство», по словам Золотарева, пока выводить людей на улицу не планирует: «Потому что наше главное требование было выполнено - люди все-таки не потеряли работу. Да, их переводят на вазовские «дочки», при этом не во всех случаях соблюдается закон, мы судимся, но это в любом случае не то, что могло бы быть».

Оппозиционер-интеллектуал Сергей Андреев считает, что единственным поводом для массовых акций протеста в Тольятти в нынешних условиях может быть только ситуация на АВТОВАЗе, но к настоящему времени она не назрела до митингов и шествий.


«Что такое митинг - это всего лишь метод политической борьбы. А для его применения люди должны сначала поверить, что этот метод эффективный. И вот с этим проблема, люди не верят в эффективность массовых акций протеста. Видимо, социальный спрос на митинги еще не созрел». Наличие в новейшей истории Тольятти акций пенсионеров и парикмахеров депутат считает не показательными: «Пенсионеры и парикмахеры каждый решили свою конкретную проблему - льготы и налоги».

Ветеран и активный участник митингов пенсионеров Сергей Лекторович хорошо помнит те события: «Людей тогда никто не выводил. Они выходили на улицы сами. А подталкивали их к этому те социальные условия, в которые они были поставлены: нищенская пенсия, высокая квартплата и цены, бездумно внедренная монетизация льгот. Подчеркну, митинги в своем абсолютном большинстве - это не действия вражеских сил, подрывающих основы государства, а следствие некомпетентности управленческого аппарата, людей, принимающих важные ключевые решения, последствия которых иногда катастрофичны. Всколыхнуть Тольятти сейчас может многое, и прежде всего это ситуация на ВАЗе.

Здесь нельзя ошибиться.

Прозвучи заявление, что завод останавливается на неопределенное время без сохранения заработной платы, - и люди на улицы выйдут. И митинги будут. А потом, возможно, и иные худшие последствия, беспорядки». «Все мы хорошо помним 2005 год, активность пенсионеров - тысячами собирались», - рассуждает депутат ТГД Владимир Поплавский, пожалуй, самый матерый организатор митингов в Тольятти. «К сожалению, молодежь и люди среднего возраста не так активны.

А зря, пролетариат должен быть сильным.
Да, на АВТОВАЗе есть «Единство», но там сейчас всех зажали. Рабочие запуганы, что их уволят за участие в акциях протеста, сейчас все боятся потерять любую работу. Я считаю, что в нашем городе неправильно работают официальные профсоюзы, они способны на большее, но действуют слишком в мягкой форме, полумерами. Да, это очень большая проблема - собрать людей. В Федоровке мне было проще, там есть свое радио, я включал микрофон и созывал людей на сход. В городе надо работать через объявления на подъездах.

Я сотни встреч провел во дворах. Как только люди чувствуют свой шкурный интерес, сразу выходят. Но многие все равно смотрят через окно. Говорят: а мы не верим, что через митинг можно чего-то добиться».