Дагестан: сдать оружие и сдаться?

В Дагестане неделю назад стартовала кампания по добровольной сдаче оружия гражданами. Впервые с 2007 года прием нелегального оружия идет на возмездной основе, а это значит, что при сдаче незаконно хранящегося у дагестанцев огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ им гарантировано не только освобождение от уголовного преследования, но даже и установленная государством денежная компенсация. По опубликованным данным МВД Дагестана, ведомства, выступающего организаторами и непосредственно ответственными за ход акции, бюджет акции составил 4,185 миллиона рублей. Как известно, пока акция идет несколько вяло, эксперты полагают, что виной тому и достаточно низкая оценочная стоимость сдаваемого оружия, и страх населения быть внесенными в списки лиц, находящихся под особым вниманием силовиков.

Продай подороже

Кампании по сдаче оружия проходили и после 2007 года, но они не предполагали денежного вознаграждения. Именно это, по мнению большинства наблюдателей, сделало эти акции абсолютно провальными. Оружие попросту не сдавал никто. Пока властями и силовиками не озвучивается точное количество преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия. Есть данные только по специализированным мероприятиям, направленным на противостояние с бандами НВФ.

Оружия на Кавказе в целом и в Дагестане в частности много. Естественно, учитывая специфику региона и особенности российского законодательства, абсолютное большинство этого оружия не учтено и даже не фигурирует как существующее. Для молодых людей это символ причастности к особой касте и особенного, специфического мужества. Практически, аксессуар. За хранение оружия можно получить уголовный срок, но разве это может остановить настоящего джигита?

​Оружие на черном рынке оценивается в разы дороже цен, предлагаемых государством при легальной скупке

В открытом доступе расценки за добровольно сданное оружие были опубликованы еще в апреле. Согласно этим «прайс-листам», снайперские винтовки Драгунова и пулеметы государство готово скупить за 25 тысяч рублей, это самый дорогостоящий пункт. Автомат оценивается дешевле, его можно сдать за 20 тысяч рублей, а за пистолет или револьвер доброволец выручит и вовсе 15 тысяч. Самым дешевым, по оценкам скупщиков от государства, считается взрывное устройство, его можно сдать за две тысячи.

Цены существенно ниже тех, которые озвучиваются на черном рынке. Там те же автоматы различных модификаций могут стоить до 90 тысяч, а, к примеру, пистолеты марки «ТТ» или Макарова варьируются по цене от 500 до 3000$, в зависимости от модели, отделки, новизны и состояния товара. Торговцев криминалом, как, собственно, и их покупателей, судя по оборотам торговли, озвучиваемым даже в рамках докладов тех же силовиков, нисколько не смущают реально возможные уголовные сроки, предусмотренные как наказание.

По официальной статистике, сегодня в России зарегистрировано более 20 миллионов единиц огнестрельного оружия. Нелегального, говорят, в разы больше. Более того, большая половина его «гуляет» у северокавказского контингента. Они же - самые частые арестанты по делам о нелегальном хранении, торговле и прочих статьях с уголовными оборотами огнестрельного оружия.

Легализовать «неучтенку»?

Пополнить склады или обезоружить население, какова цель подобных акций государства? Этот вопрос эксперты задают себе в первую очередь. Известно, самой распространенной и имеющей большую популярность среди населения является легенда о том, что военные служаки по принципу «что имеем, то и тырим» легко приторговывают воинским арсеналом. Тем не менее, сами военачальники и военные эксперты напоминают, что после Хасавюртовского соглашения 1996 года, во время полного вывода российских войск с территории Чечни, были оставлены огромные склады с оружием и боеприпасами.

​В 1996 году в Ичкерии, при выводе российских войск, были брошены склады с большим арсеналом оружия и боеприпасов

«Конфликт завязался еще в начале 90-х, тогда же и вводились войска, ввозилось оружие - усиление, понимаете. Общеизвестный ведь факт: Салман Радуев, когда выступал в суде в Дагестане, приводил даже документальные свидетельства о том, что вооруженным силам Ичкерии были оставлены тысячи единиц стрелкового оружия. Не мое дело сейчас рассуждать и пытаться понять, кто, зачем и почему так поступил, факт - оставили. Оружие не утилизировано, не учтено даже после второй чеченской войны, почему-то принято считать, что оно где-то там лежит. Я уверен, оно все на руках» - считает сотрудник силовых структур, согласившийся говорить на эту тему на условиях анонимности.

Для добровольной сдачи оружия гражданам необходимо будет обратиться в дежурную часть местного органа внутренних дел. Официальный сайт местного МВД приводит слова Константина Тамилина, начальника центра лицензионно-разрешительной работы МВД по республике, о том, что «материалы будут направлены в Министерство юстиции республики. Средства будут перечислены на счет граждан». В пресс-службе ведомства считают преждевременным комментировать и озвучивать количественно граждан, желающих сдать оружие, акция только началась и исходы ее прогнозировать сложно, полагают в ведомстве.

Не попасть и не попасться

Неоднократно в СМИ озвучивали тезис о том, что скупка оружия - это борьба со следствиями проблемы, а не с ее причинами. В качестве доказательства приводились события 1998 года, когда в Карамахи и Чабанмахи отпор вооруженным отрядам террористов до прибытия профессиональных военных смогли дать стихийные отряды самообороны, состоящие из местных жителей, вооруженных собственным арсеналом. Многие эксперты уверены - именно слабость и низкий уровень правоохранительных органов вынуждает жителей Северокавказских регионов держать дома огнестрельное оружие.

​Жители Северокавказских регионов не надеются на защиту правоохранителей и предпочитают иметь в доме оружие

«Тонкий момент, вопрос, на который мне не смогли ответить официальные органы. Что будет с тем, кто принес оружие, оценил, но оставшись недовольным, решил не сдавать? Освобождение от уголовной ответственности, которую гарантируют с 2004 года, касается только тех, кто сдал оружие», - пытается понять юрист Батыр Аскеров. Он давно выступают за легализацию оружия среди населения и за упрощение получения лицензий на ношение некоторых видов оружия.

По мнению эксперта, многих при сдаче оружия останавливает именно боязнь быть занесенным в условные «черные списки правоохранителей», нежели иные факторы. «Все знают, что маркировка на своих и чужих у сотрудников силовых структур может быть ориентирована на самые разные категории. Начиная от учебного заведения и круга общения, до внешних предпочтений и манеры поведения. Что первое предъявляется при подозрении в соучастии в бандгруппах незаконных вооруженных формирований? Именно то, что у обвиняемого во время обыска найдено то или иное оружие и боеприпасы. Правоохранительные органы давно поставили на «поток» раскрываемость уголовных дел, и лишний список тех, за кем надо приглядывать пристальнее им не помешает. На это и пяти миллионов не жалко», - уверен Аскеров.

Тем не менее, по утверждению простых дагестанцев, сегодня оружие демонстрируют не так открыто и активно, как в былые годы, кич наличием «ствола» постепенно уходит в прошлое. Станет ли тенденция более скромного отношения к оружию поводом для более тщательного его укрывательства или, напротив, станет поводом для того, чтобы избавиться от предметов криминального характера в собственном доме, покажет время.