"Дело Константинова" снова в суде
На модерации
Отложенный
Чертановский районный суд Москвы повторно приступил к рассмотрению дела националиста Даниила Константинова, который обвиняется в убийстве 24-летнего москвича Александра Темникова.
В конце прошлого года дело было возвращено судом на доследование в прокуратуру ввиду противоречивости доказательств, предоставленных стороной обвинения. Впрочем, по словам адвокатов оппозиционера, текст документа обновлен незначительно: единственное уточнение, внесенное следователями, касается места преступления и характеризуется одним словом — стилобат. У входа на станцию метро "Улица академика Янгеля". К тому же, ошибок и нестыковок в уголовном деле стало на порядок больше. Начиная с нарушения процедуры ознакомления сторон с материалами и заканчивая их банальным оформлением. В итоге суд дал стороне защиты время на подготовку к процессу и перенес заседание на 15 июля — тем паче, что ключевой свидетель обвинения, не явился (как выяснилось, совершив очередную кражу, он оказался в СИЗО).
Приставы Чертановского районного суда в понедельник вели себя непривычно сдержанно: при досмотре никто из них не прикрикивал на очередь из желающих попасть внутрь, а замечания собравшимся в ходе слушаний делала только судья. Вопреки традиционному порядку заполнения зала, когда сначала приставы заводят подсудимого и только затем журналистов и сочувствующих (по крайней мере, именно так было во время первого "этапа" рассмотрения дела), Даниила Константинова завели в "клетку" последним, под аплодисменты. Возможно, дополнительной лояльности приставам придал инцидент с избиением подсудимого конвоирами в декабре прошлого года, аккурат перед приговором. Тогда происшествие не осталось без внимания СМИ и общественности, вызвав большой резонанс.
В начале заседания Даниил Константинов поблагодарил всех присутствующих за поддержку и заявил, что политические процессы в России продолжаются. "Но надеюсь, что этот суд станет некоей точкой перелома, после которой все изменится", — сказал он, едва освободившись от наручников.
Судья Юлия Черникова проинформировала присутствующих о том, что на заседание "по неизвестной причине" не явился потерпевший — отец убитого Александра Темникова, однако и без допроса судье нашлось чем заняться. Сторона защиты подготовила целый ряд ходатайств: об отводе судьи, прокурора, разрешении на видеосъемку и возврате материалов дела обратно в прокуратуру.
По версии следствия, вечером 3 декабря 2011 года около выхода со станции метро "Улица Академика Янгеля" Константинов в ходе ссоры с 24-летним Александром Темниковым избил его, а затем нанес смертельный удар ножом. Лидер "Лиги обороны Москвы" был задержан 22 марта 2012 года. Своей вины подсудимый не признает и заявляет о политической подоплеке дела, связывая арест со своим активным участием в протестных акциях оппозиции, прошедших после парламентских выборов в декабре 2011 года. Его защита указывает на наличие у Константинова алиби: в момент убийства он в ресторане на другом конце города праздновал день рождения матери, что легко проверить.
Кроме того, защитой ставится вопрос о доверии свидетелю со стороны обвинения. "Недоверие показаниям свидетеля вызывает не только их противоречивость, но и сама личность Александра Софронова. После роковой драки он вернулся к себе домой, в Нижегородскую область. Еще в начале следствия Сафронов попросил госзащиту — якобы из-за опасения мести Константинова. Но особый статус не помещал ему совершить на малой родине пять краж в составе преступной группы до опознания обвиняемого в марте 2012 года и еще шесть — после. И за все это он получил лишь два условных срока".
Примечательно, что сегодня на заседание свидетель не явился – он успел совершить еще одну кражу и все-таки был помещен в СИЗО.
В своем первом ходатайстве защита потребовала отвода судьи, поскольку, она, по словам Даниила Константинова, "необъективна, предвзята, а также имеет уже сформированную позицию по делу". Эта позиция содержится в ответе на одно из обращений подсудимого в январе этого года, где Юлия Черникова трижды называет оппозиционера "осужденным". Неоднократное употребление неверного термина свидетельствует не об опечатке, а об осознанном действии, — уверен он.
"В данном ответе судья называет меня осужденным, хотя я не был осужден. Таким образом, судья Черникова продемонстрировала, что она уже решила мою судьбу, и считает исход дела предрешенным, а меня заведомо виновным и осужденным", — сказал Константинов.
Кроме того, с точки зрения подсудимого, у судьи имеются причины для личной неприязни к нему после обращения к председателю Мосгорсуда Ольге Егоровой о нарушениях Чертановского суда. В качестве дополнения адвокат Константинова Валерий Шкред привел цитаты из постановлений Европейского суда по правам человека по делам, где "судом был нарушен принцип беспристрастности". Другой защитник националиста, Денис Зацепин, указал на то, что повторное обвинительное заключение было составлено неуполномоченными органами: "По версии обвинения, преступление было совершено на территории Московского метрополитена. Тогда обвинительное заключение утверждено неуполномоченным органом — прокуратурой ЮАО, а не транспортной прокуратурой. Обвинение также представляет прокуратура Южного округа. Несмотря на все это, судом в возвращении на доследование было отказано", — пояснил юрист.
В свою очередь прокурор выступил против отвода судьи, так как, по его мнению, в документе была "техническая ошибка", а апелляция защиты к другим нарушениям беспочвенна. В итоге суд отвод не удовлетворил.
Прошение об отводе прокурора постигла аналогичная участь. Несмотря на заявления защиты о том, что гособвинитель намеренно сбивал свидетелей в ходе допроса, наводил их на "нужный" ответ, а по итогам допросов отчитывался в коридоре "перед неизвестными людьми в штатском", судья отклонила ходатайство.
Прошение о разрешении видеосъемки процесса Юлия Черникова тоже отказалась удовлетворить, сославшись на необходимость обеспечения безопасности всем участникам процесса, в котором ключевой свидетель обвинения отбывает срок в колонии за многочисленные кражи, а подсудимый содержится в СИЗО.
Последним предметом полемики было ходатайство защиты о возврате материалов дела в прокуратуру. По мнению адвокатов, после доследования в документе содержится три грубейших ошибки. Во-первых, следователи не указали мотив преступления, хотя ранее это была "ненависть к социальной группе "панки", а затем "внезапно возникшая неприязнь". Во-вторых, подсудимому так и не предоставили постановление об объяснении обвинения по "обновленному" делу и, вопреки закону, не провели допрос.
При этом, — уверяют адвокаты, — следователи так и не проверили тетрадь заказов столика в ресторане, где Константинов, согласно позиции защиты, находился во время убийства. Уточнили следователи лишь место преступления: убийство Александра Темникова произошло на стилобате станции метро "Улица академика Янгеля". Впрочем такое изменение вряд ли можно назвать уточнением, — сообщил "Росбалту" по итогам заседания отец подсудимого Илья Константинов: "Следователи пошли совершенно формальным путем. Они использовали специальную строительную терминологию — стилобат — для обозначения площадки, которая находится перед входом в метрополитен. Вот, собственно, и все доследование. Не было проведено ни одной процедуры, на которых настаивали защита. Мы требовали очных ставок, привлечь новых свидетелей. Ничего не было сделано. Ко всему прочему, из дела исчез мотив. Если раньше и было некое подобие мотива — "внезапно возникшая неприязнь" — то сейчас и этого нет. Неизвестно зачем, как, в какой компании и так далее. Это уже превращается в откровенную пародию. Даже не знаю, как на это реагировать".
"В обвинительном заключении указано, что преступление было совершено на некоем стилобате, но не указано, где именно: внутри вестибюля метро или снаружи, перед дверями или за. А между тем, это имеет принципиальное значение, особенно учитывая несоответствия в показаниях свидетеля Сафронова", — отметил на заседании Константинов-младший.
Но суд отказался в третий раз отправлять дело в прокуратуру. Единственное, чего удалось добиться защите в первый день рассмотрения дела по существу, — предоставление времени на ознакомление с материалами дела. Следующее заседание состоится больше, чем через месяц – 15 июля.
Комментарии