Тоталитарные секты придумал сумасшедший?

На модерации Отложенный

В интервью, опубликованном Независимой газетой, известный сектовед Александр Леонидович Дворкин подтвердил, что лежал в психиатрической больнице и состоял на учете в психоневрологическом диспансере.

Эта информация, полученная из первых рук (ссылка на аудиозапись интервью есть на сайте Независимой газеты), стала своего рода сенсацией — ведь после того, как в публичный доступ попали медицинские документы Александра Дворкина с историей его болезни, сам Дворкин и его сторонники тут же заявили о том, что документы ненастоящие. Адвокат Дворкина даже опубликовал опровержение, назвав документы подложными, публикацию таких  документов – нарушением медицинской тайны, а диагнозы – несерьезными, временными и проходящими.

Коллеги Дворкина в один голос присоединились к опровержению, всячески отрицая любую возможность подлинности документов с одной стороны и серьезность озвученных в них диагнозов – с другой. Одним словом, все происходящее в лагере Дворкина выглядело так, будто ни сам Дворкин, ни его сторонники просто не знали, что говорить: то ли что все – фальшивка и обвинять неких сектантов в клевете, то ли отрицать серьезность диагнозов, заявлять, что сектовед уже «выздоровел», и соответственно, обвинять сектантов уже в нарушении медицинской тайны.

Опровержение адвоката Дворкина, видимо, было рождено как раз в таком состоянии замешательства и содержало на всякий случай обе версии: сектовед уже выздоровел, документы — фальшивка, а сектанты — клеветники и разгласители персональных данных одновременно. То, что версии исключают одна другую, адвоката не смутило.

Журналист, автор опубликованного на сайте НГ материала, вместе с известными психиатрами решила проанализировать как сами документы, так и последующие заявления Дворкина. Они пришли к выводу, что опубликованные документы с большой долей вероятности являются подлинными, а диагнозы, описанные в них, вполне соответствуют действительности.

Стоит заметить, что история лечения Дворкиным своих психических расстройств вряд ли представляла бы интерес, если бы не два обстоятельства: первое – он является изобретателем  теории о существовании «тоталитарных сект» и о необходимости борьбы с ними, и второе – Александр Дворкин занимает пост председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ.

В отношении первого пункта можно сказать, что наличие диагнозов у изобретателя борьбы с сектами многое объясняет. Достаточно сказать, что эта деятельность постоянно становится причиной скандалов, связанных с разжиганием религиозной вражды и распространением клеветы против различных религиозных движений, а многие эксперты давно отмечают очевидную взаимосвязь между выступлениями Дворкина против различных религиозных движений, которые он называет сектами, и возникающими после этих выступлений конфликтами на религиозной почве.

Со вторым пунктом все значительно сложнее. Насколько серьезными последствиями может обернуться проведение экспертизы на уровне Минюста таким экспертом? Вот комментарий по этому поводу психиатра Равиля Назырова:

«Ответ на этот вопрос заключен в следующем – в каком состоянии он проводит экспертизу. Потому что если мы принимаем циклотимию как вариант нормы, то в таком случае она особо не влияет на человекосознании. А если это маниакально-депрессивный психоз, то конечно на выраженных фазах, которые выходят за пределы нормы, конечно, он был бы тенденциозным и его суждения имели необъективную характеристику».  

Журналист в итоге своего расследования приходит к выводу о том, что:

«объективная религиоведческая экспертиза» которую дает Александр Дворкин, по сути – лотерея. Неизвестно, насколько «в себе» находился эксперт на момент вынесения решения, и мог ли он давать себе отчет о своих деяниях в принципе. Более того – Дворкин не рядовой комментатор чьих-то мировоззрений, он председатель экспертного совета при Министерстве юстиции!»

И с таким выводом действительно трудно спорить.