Блиц-криг фрау Меркель

На модерации Отложенный

Канцлер Германии грозит России новыми санкциями

Накануне встречи мировых лидеров в Нормандии роль запевалы в европейском хоре голосов, осуждающих Россию, взяла на себя Ангела Меркель.

Канцлер Германии пригрозила России новыми санкциями в том случае, если главы ведущих западных держав посчитают, что Москва прикладывает недостаточно усилий для урегулирования кризиса на Украине. Более того, РФ рискует оказаться в экономической изоляции, если откажется признать Петра Порошенко легитимным президентом «незалежной».

– Мы не можем допустить дальнейшей дестабилизации на Украине, – цитирует слова Меркель агентство Reuters. – Если у нас не будет прогресса, существует возможность новых санкций - более тяжелых, чем ранее.

- Принципиально важным является использование президентом Путиным своего влияния с тем, чтобы заставить сепаратистов воздержаться от насилия и запугивания, сдать оружие и прекратить захват административных зданий, — добавляет глава правительства ФРГ.

К слову, фрау Меркель не одинока в своем показном желании наказать Россию. Не меньшее рвение демонстрирует ее британский коллега, премьер-министр Великобритании Дэвид Кемерон. В четверг он заявил, что новые санкции против РФ будут введены, если Москва не признает выборы на Украине и откажется от диалога с Порошенко.

Напомним, Евросоюз с подачи США уже давно подвесил над российской экономикой «дамоклов меч» секторальных санкций. Однако пока дело ограничилось персональными мерами в отношении ряда российских чиновников и предпринимателей. Эксперты отмечают, вербальная агрессия некоторых лидеров ЕС в адрес России имеет чисто декларативный характер. И объясняется необходимостью подтверждать свою лояльность крупнейшему геополитическому игроку в лице Штатов. Ангела Меркель уже не в первый раз позволяет себе выходить за рамки принятого дипломатического этикета. Достаточно вспомнить ее агрессивный (на грани личного оскорбления) выпад о том, что «Путин потерял связь с реальностью».

Поддерживать связь с реальностью самой Меркель помогает крупный немецкий бизнес, который «настойчиво рекомендует» первому лицу государства поумерить антироссийский пыл ради сохранения финансовых поступлений от торговли с Россией.

Позиция канцлера ФРГ стала следствием колоссального давления, которое оказывают США на Германию, убеждена председатель парижского отделения Европейского Института демократии и сотрудничества Наталья Нарочницкая.

– Недавно я принимала участие в представительной международной конференции, на которой прозвучала мысль, что сегодня главными союзниками США в противостоянии с Россией выступают Польша и Турция. В то время как Германия колеблется. Чтобы внешнеполитическая линия Берлина не колебалась, на нее оказывается такой нажим.

История Германии говорит о том, что США выгодно держать эту страну в качестве острия, направленного против России. Начиная с бисмарковской Германской империи, достижение взаимопонимания между Берлином и Москвой представляется настоящим кошмаром для англосаксов – Великобритании и США. Я знакома с массой архивных документов, которые доказывают существование этой стратегии. ФРГ превратилась в экономического гиганта и политического тяжеловеса только в период правления Вилли Брандта, когда послевоенная Германия замирилась с Советским Союзом и перестала делать акцент на реваншистской политике. В свое время это вызвало в американском истеблишменте страшное беспокойство.

«СП»: – Даже находясь под прессингом США, немецкий бизнес не утрачивает здравомыслия. Фрау Меркель напоминают, какую цену придется заплатить Германии за возможный разрыв экономических связей с Россией.

– Если реализуется этот сценарий, будет очень грустно. Потому что у нас колоссальные экономические связи, в развитии которых Германия заинтересована не меньше, чем Россия. Это тот классический пример взаимозависимости, когда трудно определить, кто пострадает в большей степени от антироссийских санкций – Россия или вводящая их Германия.

Разговор о санкциях производит тем более странное впечатление, что СССР и его правопреемница в лице РФ, несмотря на войну, всегда демонстрировали чудеса лояльности по отношению к ФРГ. Москва, по сути, простила Германии невыплату послевоенных репараций, более того, сама вкладывала средства в экономику ГДР. А в период объединения Германии мы к полному изумлению немцев оказали самое благоприятное воздействие на этот процесс.

Они даже не ожидали такого великодушия. За что Гельмут Коль всегда был нам очень благодарен. Великобритания, Франция и США гораздо более сдержано отнеслись к этой идее.

Мы никогда не выдвигали требований о полноценной компенсации за страдания нашего населения в годы Великой Отечественной войны. Хотя за узников концлагерей, угнанных в Германию на принудительные работы, могли бы вместо жалких выплат запросить астрономическую сумму. Впрочем, это еще не поздно сделать в отношении тех современных немецких компаний, которые выступают наследниками и выгодоприобретателями рабского труда. Напомню, Израиль выжал из Германии огромные суммы за страдания евреев. Мы знаем, что в планах Гитлера было сокращение населения России (включая ту же самую Украину) на 40 млн. человек. Небольшая их часть должна была превратиться в рабсилу на территории самой Германии, а остальные заменены прибывшими колонистами. Моей маме, которая оказалась на оккупированной территории, пришлось пережить арест, фашистский концлагерь, а затем удалось совершить побег…

«СП»: – Судя по опросам общественного мнения, наши граждане не испытывают неприязни к вчерашнему агрессору.

– В сознании наших людей Германия выступает почти дружеским государством. А Владимира Путина многие вообще называют германофилом. Я сама получила образование с акцентом на германскую классическую литературу, философию и искусство. Я преклоняюсь перед «сумрачным германским гением» Гете, великих мыслителей и композиторов. Все взаимодействие Руси/России с заграницей исторически происходило через Германию. На мой взгляд, Меркель следовало бы задуматься о выборе. Что важнее – одобрительные похлопывания заокеанского друга или перспектива превращения Германии в одного из ключевых игроков. В такой ответственный период, когда, с одной стороны, растет Китай, с другой, Индия, с третьей, арабский мир. Без взаимопонимания и налаживания сотрудничества с Россией ни Европе, ни Германии не избежать превращения в мировые задворки.

«СП»: – Владимир Путин встречается в Нормандии с Ангелой Меркель. Получится ли диалог, и как Москве следует реагировать на ультимативный тон, который позволяют себе политики ФРГ в отношении России?

– Думаю, что учить нашего лидера тонкостям переговоров не стоит. По-моему, он в совершенстве обладает этим умением. Деятелей уровня Путина и Лаврова на Западе попросту нет. О чем я лично неоднократно слышала от своих западных коллег. При этом история учит, что любые уступки Западу контрпродуктивны. И, наоборот, чем сильнее и независимее Россия, тем больше с ней считаются в конечном итоге. Поначалу усиление позиций Москвы воспринимается с большим шумом и визгом. Но затем европейцы принимают к сведению новое соотношение сил, и начинается период взаимовыгодного взаимодействия.

- В медийном пространстве Германии существует распространенное объяснение (не знаю, насколько это справедливо), почему Меркель столь жестко критикует российское руководство, - поясняет главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов - Согласно этой версии, в телефонных разговорах в феврале–начале марта президент России заверял канцлера Германии, что мы не собираемся присоединять Крым. Но это, как известно, все же произошло. Повторюсь, не знаю, насколько это верно, но это общепринятая версия в Германии.

Теперь Германия, как и многие другие европейские страны, пытается громкой риторикой компенсировать отсутствие решительных действий в отношении России (в части экономических санкций). Настоящие экономические санкции никто вводить и не хочет, поскольку это скажется на экономическом росте самой Германии. Но поскольку на нее оказывают давление Соединенные Штаты, канцлер Меркель старательно угрожает России, чтобы по возможности избежать практических мер.

«СП»: – Какие силы внутри Германии формируют, условно говоря, промосковский вектор?

– В первую очередь, это бизнес-сообщество. Левые силы здесь не так уж влиятельны. Понятно, что крупным компаниям страшно невыгодно сворачивать контакты с Россией. Они-то и выступают в качестве сдерживающего фактора. Несмотря на воинственные декларации, встреча Путина и Меркель абсолютно рациональна. Для нас важно не допустить ситуацию, когда санкции будут вводиться не на словах, а реально. То есть не давать повода.