Министерство сельского провала
Сельское хозяйство на Ставрополье мечтают сделать инновационным, но денег не хватает
Врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров поставил титаническую задачу: увеличить долю сельского хозяйства в ВРП края почти в четыре раза. Для этого нужно создавать предприятия полного цикла, который бы включал в себя производство, хранение и переработку. А это, в свою очередь, невозможно без инвестиций.
Но при этом по уровню господдержки «сельских» инвесторов Ставрополье находится лишь на 15-м месте в стране, уступая даже регионам, где АПК традиционно развито слабо. Значит, тамошние чиновники сумели убедить федеральный Минсельхоз в нужности таких вложений. А почему же ставропольские бюрократы-шкуродеры молчат?!
Главная франшиза планеты
Вчера на Ставрополье произошло два в равной мере знаковых события, на первый взгляд очень разных. Но если приглядеться внимательно... Во-первых, врио губернатора Владимир Владимиров выступил с отчетом о проделанной за прошлый год краевым правительством работе и о перспективах на ближайшие годы (речь о пятилетке, поскольку он твердо намерен выиграть предстоящие в сентябре выборы).
И в этот же день в Ставрополь пришел самый известный мировой бренд общепита McDonald's. Если судить по блогосфере (барометру умонастроений рядового гражданина), то второе событие полностью затмило собой первое. Ленты социальных сетей пестрели фотографиями-селфи в огромной очереди за картошкой фри с заветной желтой «М». Такой ажиотаж я помню в родном городе лишь однажды, лет двадцать назад, когда здесь впервые установили автомат для попкорна.
McDonald's вообще отлично чувствует себя в России, и можно не сомневаться, что в Ставрополе он тоже очень даже приживется: в перспективе в городе появится еще два ресторанчика, и один – в Пятигорске. Для сравнения: в Краснодарском крае и Ростовской области по 12 точек питания McDonald's.
Между тем краевые думцы активно противились приходу крупнейшей на планете франшизы в Ставрополь, грозились пикетами и депутатскими запросами. Отчасти охладило их пыл лишь то, что McDonald's – это не просто культовый бренд, но и мощная возможность поддержки местных аграриев: главный принцип корпорации заключается в том, что в любом уголке планеты (а в сети уже более 35 тысяч точек) они работают только с местными поставщиками.
Вот и в отчете Владимира Владимирова (который более походил на программное предвыборное выступление) красной нитью проходила мысль: «Основой ставропольского прорыва является сельское хозяйство... Наша первоочередная задача – обеспечить продовольственную безопасность региона». Читай: пускай работают у нас и Subway, и даже McDonald's, но только на местной продукции, а не завозной.
«Целлюлозный» технопарк
Отчет Владимирова более походил на программное выступление, поскольку врио губернатора говорил больше не о проделанном, а о том, что предстоит сделать. В сфере сельского хозяйства он назвал следующие задачи. До 2020 года реализованные инвестпроекты позволят дополнительно создать более 10 тысяч новых рабочих мест. На каждый бюджетный рубль, вложенный в агропром (а в прошлом году эта сумма составила 6 млрд рублей) должно приходиться по 10 рублей частных инвестиций (сегодня – лишь 8 рублей).
Причем объемы господдержки, обещает Владимиров, будут расти: в ближайшие три года только на фермерские стартапы (это поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм) будет выделено 414 млн рублей. К концу нынешнего года, по словам главы края, средняя зарплата в АПК Ставрополья должна составить 23 тысячи рублей (по итогам 2012 года она составляла 14 тысяч, а в прошлом – 20 тысяч).
Своей главной и конечной целью как губернатора Владимиров видит развитие «глубокой» переработки сельскохозяйственного сырья. Для этого будут созданы предприятия полного цикла, который бы включал в себя производство, хранение и переработку. Одним из таких проектов является создание животноводческого (мясо-молочного) кластера в восточных районах края, который сегодня обсуждают на заседании правительства в Апанасенковском районе (КАВПОЛИТ же подробно рассказывал о нем вчера в статье «Домкрат» для села»).
Также Владимиров обещал развивать технопарки сельскохозяйственной специализации. Правда, из конкретных назвал лишь один – в селе Александровском (райцентре одноименного района), который был создан постановлением правительства еще в январе 2012 года. И хотя главным направлением парка должна была стать переработка сельхозсырья и пищепром, пока что здесь есть лишь один резидент, и совсем много профиля: ООО «Экоагрохолдинг» производит экологически чистую упаковку и посуду из целлюлозного волокна.
Главное, чтоб губернатор сдюжил
Если сегодня сельское хозяйство обеспечивает чуть более 10% ВРП Ставропольского края (45 млрд рублей из 431 миллиарда по данным 2012 года, поскольку более свежих цифр нет), то Владимиров обещает довести этот показатель до 45%. Неясно, правда, в какие именно сроки. Причем добиться такого головокружительного результата врио губернатора намерен, естественно, не только за счет увеличения доли высокомаржинальной отрасли пищепрома, но и попросту за счет «выведения из тени» существующих хозяйств и проведения тотального учета земельных ресурсов.
По оценкам депутата Госдумы от КПРФ Виктора Гончарова, ежегодно только в растениеводстве Ставрополья теневым порядком «оборачивается» порядка 15-20 млрд рублей (при том, что легальные обороты отрасли за прошлый год, по данным Росстата, составили 86 млрд рублей).
Понятно, что вернуть такие огромные суммы в правовое поле можно, лишь употребив недюжинную политическую волю. Есть ли она у Владимира Владимирова?
А ведь ещё большие средства «кружатся» в животноводстве, о плачевном положении дел в котором также говорили сегодня на заседании правительства Ставрополья. Учет поголовья фактически не ведется: примерно две трети скотины находится на личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), куда не может прийти с проверкой ни ветеринарный врач, ни инспектор Россельхознадзора, ни даже налоговый инспектор. Между тем зачастую под видом личных подворий существуют настоящие животноводческие фермы, владельцы которых не платят налогов и даже не соблюдают элементарных ветеринарных правил.
Прежде в федеральном законе «О личном подсобном хозяйстве» существовала такая норма: площадь земельного участка под личным подсобным хозяйством, которое находится за пределами населенного пункта, устанавливается законом региона. Скажем, на Ставрополье этот максимум составлял 1 гектар. В противном случае, как требует федеральный закон, нужно регистрировать хозяйство как крестьянско-фермерское (поскольку налицо его использование не для самообеспечения, а для извлечения прибыли), либо «излишек» земли отчуждать в пользу муниципалитета. Однако в июле 2011 года эта императивная норма из федерального закона была исключена: то есть теперь неясно, каким образом поступать с образовавшимся «излишком» земли под личным хозяйством.
Естественно, в условиях отсутствия всякого контроля за поголовьем, «фермеры» заталкивают на свои подворья по нескольку сотен, а то и тысяч голов. Только их же где-то нужно выпасать: вот и гоняют скотину по улицам населенных пунктов, через чужую пахоту. Прибавьте к этому и полное бездействие органов местного самоуправления: они не принимают нормы нагрузки на пастбища, не разрабатывают и не выносят в натуру маршруты прогона сельскохозяйственных животных и птицы. Отсутствуют в большинстве районов Ставрополья программы по сохранению плодородия почв и агроландшафтов (с учетом особенностей хозяйственной деятельности), а это порой единственный способ оградить посевы от потравы.
Жизнестойкие субсидии
Информационно-аналитическое агентство «Agro2b» недавно провело исследование, каким образом между регионами распределяются средства государственной поддержки сельского хозяйства. Что касается основных видов субсидий, Ставропольский край находится на восьмом месте в рейтинге получателей (общая сумма – 2,4 млрд рублей). Можете сравнить: на первой позиции стоит Белгородская область с 6,5 млрд рублей, а на второй – Татарстан, получивший без малого 4 миллиарда.
Скажем, на поддержку животноводства Ставрополье в нынешнем году должно получить 763 млн рублей (шестое место среди регионов страны); причем именно на племенное животноводство аграрии края получат из федерального бюджета почти 163 млн рублей (и это самая большая сумма в стране), а на овце- и козоводство – 85 миллионов (получателями этого вида субсидий являются всего-то три десятка регионов, и лидирует Дагестан).
На поддержку растениеводства выделяется 949 млн рублей (десятое место в стране), в том числе на погектарную (несвязанную, то есть не оказывающую искажений на ценовую картину рынка, в соответствии с требованиями ВТО) – 704 миллиона (у Ставрополья – четвертое место среди регионов).
На сельскохозяйственное страхование выделено 407 миллионов (третье место), на субсидирование процентной ставки по краткосрочным кредитам – 160 миллионов (девятое место) и, наконец, на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам – 830 миллионов (15-е место среди всех регионов). Показательно, что именно на инвестиционные цели средств Ставрополье получает меньше всего, особенно в сравнении с «прямой» господдержкой отдельных отраслей АПК.
Причем эта сумма взята не с потолка: федеральный Минсельхоз рассчитывает ее, исходя из потребностей прошлого года. По размерам субсидий на возмещение инвесткредитов больше, чем «всероссийская житница», получили даже Рязанская, Тамбовская, Ленинградская, Калининградская области...
Значит, там уже сейчас есть (и будут!) жизнеспособные инвестиционные проекты в сфере АПК. А вот как со столь скромной суммой власти Ставрополья намерены воплощать в жизнь установку врио губернатора, потребовавшего создать высокотехнологичный пищепром?! Может, стоило бы начать с кадровой «чистки» регионального Минсельхоза – наиболее крупного (почти двести чиновных душ) ведомства, которое среди аграриев не критикует только ленивый.
Ведь сегодня все функции министерства свелись исключительно к «перекладыванию» бюджетных средств с места на место: с федерального уровня (откуда они получаются в виде субсидий) конечному получателю. И при этом безо всяких намеков на умственную, аналитическую работу: а вообще, по тем ли направлениям развивается сегодня АПК.
Да уж, с такими горе-исполнителями, которым всё и вся до фени, вряд ли Владимирову суждено скроить свои амбициозные планы. «Власть оторвалась от народа. Людей не слышали. Из системы общественных отношений ушло доверие. В коридорах власти на первое место вышли интересы кланов, групп, отдельных компаний», – слова из отчета губернатора. Уж не про Минсельхоз ли он?!
Комментарии
Затокрымнаш! Все бабло в крым!
На сколько же устарела эта статья?