Крымские ворота Поднебесной
Выгодно ли России появление на полуострове китайского международного морского порта.
Китайские компании и власти Крыма возобновили переговоры о возможности строительства на полуострове глубоководного морского порта. Об этом «Известиям» сообщил вице-премьер правительства Крыма Рустам Темиргалиев. Общий объем инвестиций оценивается в сумму не меньше трех миллиардов долларов.
Построить порт в Крыму китайские компании хотели давно. Переговоры об этом начались еще во времена, когда президентом Украины был Виктор Ющенко. Но тогда все планы были свернуты из-за массовых протестов местных экологов, которые обращали внимание на то, что значительной части земель полуострова будет нанесен ущерб. Только в декабре прошлого года, когда уже сидели протестующие на Майдане, при поддержке Виктора Януковича в Пекине был подписан договор между «Киевгидроинвестом» и китайской компанией Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co.
Теперь Крым стал частью Российской Федерации. Китайцы не хотят отказываться от своих планов, и переговоры о строительстве порта возобновились. Понятно, что со строительством порта международного уровня, Крым может стать транзитной базой для товаров из Азии в Европу.
С другой стороны, не получится ли так, что наша страна получит все убытки от ухудшения экологической ситуации, а все прибыли заберет себе Китай? Стоит упомянуть, что Ван Цзин (гендиректор фирмы, желающей строить порт) задумал в Никарагуа прорыть канал параллельно Панамскому. Стоимость того проекта оценивается в 40 млрд. долларов. Видно, что Китай готов вкладывать колоссальные средства, чтобы переключить мировые транспортные потоки на себя. Что касается транспортного коридора между Китаем и Европой, у нас был проект строительства российского порта в Тамани, и мы бы ни от кого не зависели.
Другая опасность от китайского порта может проявиться, если будет реализована идея объявить Крым свободной экономической зоной и даже придать ей статус порто-франко (зоной беспошлинной торговли). Тогда построенный китайцами порт и вовсе может стать одним из центров мировой теневой экономики.
Как говорит заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев, всё зависит только от политической воли российской власти:
– Я положительно воспринимаю идею строительства порта, но с оговоркой о необходимости обеспечить транспортный коридор для грузов из Крыма в Европу. А это будет упираться в отношения между Россией и Украиной. Но при всех трудностях в перспективе я хорошо отношусь к таким крупным транспортным проектам.
Сейчас ставится задача оживить экономическую жизнь Крыма. С этой точки зрения порт будет дополнительно гарантировать полуострову получение товаров. В качестве транзитной зоны Крым тоже будет иметь выгоду. И стоит приветствовать всё, что позволит улучшить социально-экономическое положение полуострова.
К тому же, из-за напряженных отношений с Западом мы заинтересованы в повышении товарооборота с Китаем. Это и так наш один из крупных партнеров, но теперь ставится задача довести торговлю с ним до 100 млрд. долларов в следующем году.
«СП»: – Почему надо соглашаться на строительство порта китайскими силами, а не строить его самостоятельно?
– Если бы мы могли сами всё построить, то давно бы построили. И морские порты, и автомобильные дороги, и высокоскоростные железнодорожные магистрали. Но без иностранной помощи пока это нереально.
С Западом сейчас обострение отношений. И для нас важно диверсифицировать наши торговые отношения. Привлекать к сотрудничеству не только Китай, но еще Индию, Бразилию, Аргентину, другие быстро развивающиеся страны.
Россия демонстрирует, что готова работать со всеми, в том числе, и с американскими компаниями. В этом отношении мне кажутся несколько преувеличенными страхи о китайской экспансии.
«СП»: – Присутствие китайского капитала в других странах улучшает или ухудшает их положение?
– Обычно улучшает. Скажем, рядом с вашим домом откроется китайский ресторан. Разве вам будет хуже, если вы раз в месяц сможете зайти туда и поесть пельменей. Но если ресторан будет выливать на вашу улицу нечистоты, то вас это возмутит. То есть, все зависит от властей страны, куда приходят инвестиции. А любые иностранные вложения идут на пользу.
Сейчас мы живем в эпоху глобализации, и страны борются за привлечение инвестиций. В своей книге «Лексус и олива» Томас Фридман пишет, что многие государства после окончания «холодной» войны открыли для себя, что привлечение иностранных инвесторов приносит не только деньги, но и технологии, менеджерский опыт, который бы пришлось самим осваивать десятилетиями.
К примеру, тому же Китаю и другим странам региона вроде Малайзии и Таиланда иностранные инвестиции обеспечили прорыв в развитии. Другое дело, что должна быть и грамотная государственная политика. Скажем, стратегические ресурсные отрасли, естественные монополии, предприятия военно-промышленного комплекса не могут быть полностью открыты для зарубежных партнеров. Просто надо подходить к проблемам комплексно и вдумчиво.
Вице-президент Академии геополитичеких проблем Константин Соколов считает, что порт в Крыму позволит нам не только получить экономическую прибыль, но и улучшить свои позиции на мировой арене:
– Китай давно разрабатывает проект строительства порта в Крыму. Конечно, он выгоден для Китая, но и для России обладание там мощным глубоководным портом будет крайне важным. Не стоит думать, что китайцы хотят прибрать к рукам нашу территорию. Сам по себе мощный поток грузов из Европы и в Европу обеспечит определенную стабильность отношений с ней. А это уже приносит определенную выгоду. Поэтому я думаю, что переговоры закончатся успешно.
«СП»: – Но прибывающие в порт грузы придется транспортировать через Керченский пролив, а потом до границы с Белоруссией, ведь сухопутная граница с Украиной у нас фактически перекрыта.
– Я предпочитаю рассматривать проблему в том контексте, в каком она существует сейчас. На сегодняшний день не ясно, сколько продержится граница с Украиной со стороны Крыма. Обращаю внимание на то, что там никогда государственной границы не было. Любая новая граница не будет устойчивой и будет вызывать конфликты. Окончательное решение вопроса, на мой взгляд, может быть только одно: воссоединение Украины с Россией.
«СП»: – Ранее правительство обсуждало строительство порта в Тамани, сейчас от этого отказались. Неужели выгоднее иметь на своей территории китайский порт?
– Пока мы знаем только о том, что возобновились переговоры с Китаем. Но условия договора будут еще обсуждаться. Естественно, дискуссии могут закончиться невыгодными для нас условиями. Но я считаю, что интересы России будут учтены.
Я бы не разрешил китайцам целиком распоряжаться в порту, со стороны России должен быть полный контроль. Порт будет означать не китайскую экспансию, а усиление наших связей.
Стоит учитывать, что сейчас Китай выдавили из многих регионов Северной Африки, Ближнего Востока. Поэтому Пекин ищет новые точки опоры для участия в мировой экономике. И в этой ситуации у нас больше шансы выторговать выгодные для себя условия. Я думаю, что сейчас Китай пойдет на всё.
«СП»: – Но Европа почему-то не позволяет строить Китаю свои порты в Адриатическом, Эгейском морях, на берегах Франции или Испании.
– Европейские страны отказали Китаю по разным причинам. Но дело в том, что сейчас начинается противостояние между Западом и новым блоком стран, условно говоря, участниками БРИКС. Но страны БРИКС могут существовать за счет своих ресурсов, а Запад вынужден привлекать сырье и трудовые ресурсы на стороне. И в этом принципиальная разница между странами Европы и Россией.
Научный руководитель Исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров в привлечении китайских инвестиций тоже видит больше «плюсов», чем «минусов»:
– На мой взгляд, строительство большого порта в Крыму само по себе хорошее дело. У китайцев сейчас очень много денег, и они, увидев западные санкции, ищут надежные способы инвестирования. Строительство в Крыму для них выгодный проект. Несомненно, он окупится, как окупится и любая другая инфраструктура.
Другое дело, что порт связан с некоторой «мафиозностью»: исторически так сложилось, что порты находятся в «серой» зоне. И китайцы, конечно, это тоже учитывают.
Надо понимать, что этот проект Китай рассматривает как долгосрочный. Получать выгоду от него он рассчитывает, когда будет совершенно другая геополитическая карта.
«СП»: – Что вы подразумеваете под новой картой?
– Я думаю, что Крым станет частью нового «Великого Шелкового пути», о котором говорил Си Цзиньпин. Это будет путь из Китая в Европу, вначале в Восточную. Ведь морской транспорт всегда был и всегда будет намного дешевле сухопутного. Сухопутный транспорт выигрывает только в скорости. Порт в Крыму сильно удешевит поставку грузов в Европу. Китайцы смотрят в будущее лет на 30 вперед, когда грузообороты значительно вырастут. Уже сейчас человечество требует снижения стоимости переброски товаров из Европы в Китай и из Китая в Европу.
Комментарии
А вот не хочет Европа почему-то.
_____
А в СССР это было реально! До чего довела страну власть за последние 20 лет.