Крым: кто накачивает цены?

Почему товары на полуострове дорожают быстрее, чем растут зарплаты и пенсии.

Перед возвращением из Симферополя в Москву я зашёл в «Детский мир» на Кирова купить сыну игрушку. Там как раз меняли этикетки с гривневых на рублёвые. И заодно повышали цены. На коробке с трёхмерным пазлом, когда я снимал коробку с полки, стояло: 179 гривен. Девушка на кассе, отвлёкшись от работы над ворохом других товаров, сообщила, что эта игрушка стоит 639 рублей. Я спросил, сколько будет в гривнах. Продавщица клацнула калькулятором и ответила: 206.

Этот нехитрый фокус сейчас проделывает почти вся местная торговля.

Конечно, украинские СМИ врут, когда пишут о двух- и трёхкратном подорожании товаров в Крыму. Фотографии пустых полок в севастопольских и ялтинских супермаркетах – фальшивка, подлый приём информационной войны. Но, с другой стороны, наши бойцы идеологического фронта тоже лукавят в репортажах с полуострова свободы. Рассказывая, что, мол, при повышении пенсий и зарплат бюджетникам подорожание товаров на 30-40% почти естественный процесс.

– Я работаю в частной компании, - говорит симферопольский таксист Олег, - у моего отца небольшой строительный бизнес. Кто нам повысит зарплаты? Никто. А в это время «ракушняк» (так в Крыму называют строительный материал ракушечник – В.Ш) подрожал почти в два раза. Это местный товар, с чего ему так дорожать? Отец теперь не знает, как работать. Мы-то надеялись, что Россия будет следить за ценами в Крыму.

Следить за ценами обещают, но попозже. В Федеральной антимонопольной службе России мне сообщили, что мониторинг цен на социально значимые товары (ракушечник в этот перечень точно не входит) начнёт проводиться только когда будет сформировано управление ФАС Республики Крым. Тогда, может, удастся выявить монопольные сговоры производителей и торговцев, злоупотребление доминирующим положением – и наказать виновных.

Когда начнётся замечательный мониторинг? Это никому не известно. Я добился от сотрудницы пресс-службы ФАС России слов о том, что, возможно, через месяц. Но после разговора девушка перезвонила и попросила ни в коем случае про месяц не упоминать. Так что же, написать «через полгода»? Нет, пожалуйста, вообще срок не указывайте.

Источник в Совете Министров Крыма подтвердил: действительно, сейчас цены растут практически бесконтрольно. Для торговых людей это настоящее раздолье и возможность срубить двойную, а то и тройную прибыль. Впрочем, местный журналист Алексей Лохвицкий говорит, что в последние недели рост цен уже остановился. По крайней мере, на продукты:

– Если сразу после референдума и в течение апреля их стоимость только повышалась, из-за политической ситуации и блокирования Украиной поставок товаров на полуостров, то сейчас обстановка стабильная, – считает Алексей. – Продавцы даже понижают постепенно стоимость продуктов, однако до тех цен, что были в начале года, еще далеко.

Крымчан пугали голодом, поэтому продавцы, особенно крупные супермаркеты, взвинтили цены, спекулируя на общественном страхе. Однако теперь магазины будут вынуждены изменить свою ценовую политику, потому что при отсутствии продуктового дефицита на полуострове никто не будет покупать у них мясо по 120 или 150 гривен. Да и покупатель может пойти на любой рынок и спокойно выбрать себе продукты хорошего качества и по приемлемой цене. Надежды материковой Украины на блокаду республики не оправдались, как и не должны оправдаться их надежды на сумасшедшие цены.

Директор торговой сети «Фуршет», председатель ассоциации «Торговля Крыма» Сергей Макеев настроен менее оптимистично. Он говорит, что в перспективе можно ожидать больших проблем.

– Если взять за основу сеть «Фуршет», там традиционно всего лишь 25% товаров были местного производства, 10% - импорт из дальнего зарубежья, а остальное всё украинское, - говорит Сергей Карпович. - Цены на украинскую сельхозпродукцию, на продукцию переработки сельского хозяйства процентов на 30-40 ниже, чем российские. Теперь с поставками из Украины всё очень запуталось. А логистика доставки российских товаров очень сложная. Переправа у нас еще очень слабо работает. Поэтому пока положение непростое. Не очень понятно, удастся ли возобновить украинские поставки. Запасов практически нет. А свое производство не настолько велико, чтобы прокормить Крым. Тем более в курортный сезон.

Министр аграрной политики и продовольственной безопасности Республики Крым Николай Полюшкин более подробно рассказал мне о структуре местного сельхозпроизводства:

- Абсолютный дефицит у нас по сахару. Сахар мы вообще в Крыму не производим. У нас нет ни одного гектара сахарной свеклы, у нас нет сахарного тростника, у нас нет ни одного завода по переработке. Вторая позиция - это масло растительное. Мы можем за счет собственных ресурсов произвести максимум 10% потребного количества. Не потому, что подсолнечник не выращиваем, а потому, что у нас нет ни одного промышленного предприятия по переработке подсолнечника на масло. Поэтому подсолнечник весь вывозился из Крыма, либо продавался просто как сырье. Куда он там дальше шел, непонятно. Третья позиция – молоко и молочные продукты, здесь тоже серьезный дефицит. Почему? Объемы сырья у нас, к сожалению, не позволяют полностью загрузить наши производственные мощности, которых более, чем достаточно. Нам по биологической норме нужно 860 тыс. тонн молока, а в 2013 году Крым произвел всего лишь 307 тыс. тонн. Две трети объёмов молока и молочных продуктов завозилось с Украины.

– Все остальные позиции не так критичны, – продолжает министр. – Правда, вот с рисом ещё может проблема возникнуть. Мы в этом году не посеяли из-за отсутствия днепровской воды ни одного гектара риса. Но рядом Краснодарский край. Там производят 1 млн. тонн риса, то есть проблема решаемая. То же самое по сахару и по муке.