Греки под российским флагом
На модерации
Отложенный
Греческий народ пребывал под турецким игом, начиная с середины ХV века, почти 400 лет. Наследники людей, стоявшие у истоков европейской культуры, долго ждали помощи от единоверцев, чтобы освободиться от всё более гнетущей власти могущественной Османской империи. Десятки тысяч греков перебрались в Россию, и для их потомков она стала родиной.
Ярким представителем греков был уроженец острова Закинф В.П.Капнист, отец известного русского поэта Василия Капниста, попавший в Россию в десятилетнем возрасте. Он дослужился до звания генерала и в 1757 году героически погиб в битве под Гросс-Егерсдорфе. Большая колония греков образовалась в городе Нежине, где они составили десятую часть жителей к концу Х VII века. Из их среды позднее выйдет немало военных и администраторов. Самым ярким был посол России в Константинополе с 1798 по 1809 год В.С. Томара. Греки на Балканах и Архипелаге поднимали восстания всякий раз, когда Россия начинала борьбу с турками. Будучи народом, всю свою жизнь связанным с морем, они были хорошими моряками и кораблестроителями. Во время войн России с Османской империей Екатерина Великая дважды посылала русские эскадры из Балтики в Эгейское море для борьбы с турецким флотом. Целью императрицы были не только присоединение к России Северного Причерноморья, но и восстановление Греческой (Византийской) империи, на трон которой она хотела возвести одного из своих внуков, которому при крещении дали имя Константин. Великая императрица, хорошо образованная и пользовавшаяся услугами греческого просветителя Вулгариса, бывшего её библиотекарем, специально дала внуку это имя, так как по греческой легенде именно император Константин должен был освободить Константинополь от турок. Греки принимали самое деятельное участие в войнах на стороне России. Они не только предоставляли свои корабли в качестве вспомогательных судов и брандеров, но и пополняли экипажи и служили морской пехотой. Войны заканчивались, и большинство повстанцев, принимавшие участие в боях на стороне русских войск, отправлялось в Россию, а Греция оставалась под оттоманским игом, и турки вымещали свою злобу на мирном греческом населении. Единственным послаблением, которого добилась Екатерина Великая, стало право греков пользоваться российским флагом на своих торговых кораблях. Россия в этот исторический период, завладев черноморским побережьем, не имела там своего торгового флота и пользовалась услугами греческих моряков. Сотрудничество было взаимовыгодным, и греки принялись наращивать торговый флот. Торговые корабли того времени, как правило, имели вооружение для защиты от многочисленных пиратов, бороздивших Средиземноморье. В дальнейшем торговый флот греков, плававший в основном под российским флагом, станет одним из решающих факторов в освободительной борьбе от турецкого владычества,
В 1778 году императрица Екатерина Великая переселила христиан из Крыма в Россию. Греки, около 20 тыс. человек, были поселены в Приазовье. В Крыму осталось лишь несколько десятков греческих семей. В 1784 году указом Екатерины II в бухте Ахтиар был основан город Севастополь. Принимая меры к защите Крыма от посягательств турок, императрица Екатерина II в указе Г.А. Потёмкину: об устройстве новых укреплений по границам Екатеринославской губернии» пишет: «Балаклаву, исправя как оная есть, и содержа её поселёнными тут греческими войсками...». Греческие войска были сформированы из жителей Пелопоннеса и Эгейского архипелага, принявших на стороне России активное участие в войне с турками, во время Архипелажской экспедиции русского флота, под командованием графа А.Г. Орлова. После окончания победоносной для России войны греки, чтобы избежать репрессий со стороны турок, были вынуждены уплыть с русским флотом. В 1786 году был создан Балаклавский греческий батальон, состоявший из трёх рот, которыми командовали майоры - Дуси, Кандиоти и Напони. Командиром батальона был назначен Стефан Мавромихали, получивший звание подполковника.
В Одессе также был сформирован греческий пехотный батальон с командиром Евстафием Качиони. Адъютант А.-Э. Ришелье дю Плесси граф Л.П. Рошешуар оставил интересное описание инспекторского смотра и манёвров Балаклавского батальона в сентябре 1808 года: «Батальон насчитывал под ружьём 1100 человек. Их форма, оружие и строевая подготовка были более чем удовлетворительны, к тому же в финансовых делах царил порядок. По завершении инспекции генерал-губернатор лестно отозвался как об офицерах, так и о солдатах и обещал представить императору рапорт. При этом всеми проверяющими отмечалось, что почти четверть личного состава батальонов - офицеры.
Греки приняли участие в боевых действиях в Крыму в 1777 - 1778 годах, в которых проявили своё умение сражаться в горной местности, к чему были мало приспособлены русские войска. Организовав из бывших греческих повстанцев в Балаклаве и прилегающем к ней районе греческое военизированное поселение, правительство России создаёт там специальную военную школу для подготовки унтер-офицеров, о которой упоминает в «Путевых заметках» А.С. Грибоедов.
В свободное от кордонной службы время греки занимались сельским хозяйством, рыболовством и торговлей. Личному составу батальона была выделена земля. Начальнику батальона 240 десятин, офицерам по 60 десятин, рядовым по 20 десятин. Не служившие в батальоне и уходившие в отставку греки получали по 10 десятин. Балаклавская бухта стала первой стоянкой русских судов, прибывавших в Крым ещё до официального присоединения его к России.
После закладки 3 июня 1783 года фундаментов первых четырёх зданий, положивших начало будущему Севастополю, здесь поселяются и греки. В 1784 году в Крым переселяют греков-повстанцев из Пелопоннеса и острова Закинф, многие из которых поступают на службу в русский флот, испытывавший большую нехватку опытных моряков. Состав греческого батальона нёс кордонную службу на Черноморском побережье Крыма.
В 1787 году Екатерина II для осмотра новых владений Российской империи совершила длительное путешествие из Петербурга в Тавриду. В огромной свите, сопровождавшей императрицу, находились и гости: австрийский император Иосиф II, французский посол граф Сегюр, принцы Нассау-Зиген и Шарль-Жозеф де Линь.
Граф Потёмкин, генерал-губернатор Новороссийской губернии, сумел должным образом организовать показ новообретённого края. После празднеств в Севастополе Екатерина со своей свитой отправилась осматривать Балаклаву, где её ожидал один из многочисленных сюрпризов графа Потёмкина. Около Кадыкоя кортеж императрицы встретил конный отряд вооружённых «амазонок», состоявший из балаклавских гречанок. Они были одеты в курточки из зелёного бархата, обшитого золотым галуном, малиновые бархатные юбки, в белые тюрбаны с золотыми блёстками и страусовыми перьями. Командовала экзотическим отрядом жена офицера Балаклавского греческого батальона Елена Ивановна Сарандова, гречанка родом из Крыма. Потрясённая необычным зрелищем, императрица присвоила Сарандовой чин капитана амазонок и подарила ей бриллиантовый перстень.
Привилегии и льготы, которыми императрица наделяла желающих селиться в Крыму колонистов, особенно греков, как единоверцев и древних обитателей этой страны, привлекали новых поселенцев.
Усиливается поток греков из Малой Азии находившихся там, под гнётом турок. Многие из них прибывают в Севастополь, бурно развивавшийся город нуждался в рабочих строителях. Часть из них тоже оседала в Крыму, так как строительством имений занялись и дворяне, получившие в Крыму большие угодья. С началом Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Балаклавский батальон направили на суда Черноморского флота. Вместе с 4-м морским полком он участвовал во всех десантных операциях. Командир батальона майор Ф.Д. Ревелиоти особенно отличился во время десанта 17 октября 1810 года у Платаны. Израненный турками, он был спасён гренадером 4-го морского полка. Летом 1812 года в связи с вторжением в Россию войск Наполеона крымские татары попытались поднять мятеж. Но подполковник Ф.Д. Ревелиоти с небольшим числом греков разогнал повстанцев, а пойманных зачинщиков предал в руки судебных властей. Впоследствии Ревелиоти ещё 20 лет командовал Балаклавским батальоном, дослужился до чина генерал-майора и получил орден Св. Георгия 4-й степени
Балаклавский греческий батальон в 1818 году насчитывал 1194 человека. Кроме Балаклавы, греки, служащие батальона, жили в деревнях Кадыкой, Камара, Карань, Лаки и Керменчик. Постепенно греки расселяются и по приморским городам Крыма: Керчи, Феодосии и Евпатории. В это время власти смотрят уже сквозь пальцы на возвратившихся из Приазовья греков, некоторые из них поселяются даже в своих покинутых несколько десятилетий назад домах, которые так и остались незаселёнными и наполовину разрушились. Среди греков Новороссии и Кавказа было довольно значительное число подданных Греции и Турции, в основном это были купцы и рабочие строители.
Среди крымского дворянства было значительное число греков. Так в 1803 году предводителем дворянства в Таврической губернии, был избран Е. И. Нотара.
Городским головой Одессы, много лет был неоднократно избиравшийся Г.Г.Маразли.
В 1837 году Крым посетил Николай I. Император провёл смотр батальону, во время которого произошёл случай, сохранившийся в преданиях балаклавских греков и записанный в 1907 году А.И. Куприным: «На смотру, подъехав на белом коне к славному Балаклавскому батальону, грозный государь, поражённый воинственным видом, огненными глазами и чёрными усищами балаклавцев, воскликнул громовым и радостным голосом: - Здорово, ребята! Но батальон молчал. Царь, повторил несколько раз своё приветствие, всё в более и более в гневном тоне.
То же молчание! Наконец совсем уже рассерженный император наскакал на батальонного начальника и воскликнул своим ужасным голосом: - Отчего же они, чёрт их побери, не отвечают? Кажется, я по-русски сказал: «Здорово, ребята!» - Здесь нет ребяти, - ответил кротко начальник. - Здесь все капитани. Тогда Николай I рассмеялся - что же ему оставалось ещё делать? - и вновь крикнул: - Здравствуйте, капитаны! И храбрые листригоны весело заорали в ответ: - Кали мера (добрый день), ваше величество!»
С Черноморским флотом России и его главной базой Севастополем связали свою судьбу многие греческие семьи, из поколения в поколение служившие в нём Моряки греки были сподвижниками адмирала Ф.Ф. Ушакова, командуя кораблями и экипажами его непобедимой эскадры. Существовала даже легенда, что из-за великого числа греков моряков на Черноморском флоте после его рождения, команды на кораблях отдавались на греческом языке.
Греческая среда дала России:
Вице-адмиралы: А.П. Алексиано, К.Ю. Патаниоти, Г.А. Папахристо, К.С. Кутров,
Э.И. Вергопуло, Н.А. Аркас, Е.Д. Папаегоров, И.Г. Попандопуло.
Контр-адмиралы: Н.Ю. Патаниоти, Д.Е. Папаегоров, Д.Н. Кондогури, И.Н. Кондогури, М.Н. Кумани, К.Д. Сальти, И.М. Манто, Л.К. Калогерас, К.Д. Коломотьяно,
Д.А. Моцениго, Д.С. Стамати, Ф.Х. Острено, В.Д. Палеолог, А.Х. Винк, А.К. Иеромузи, К.Е. Попандопуло, Н.Ф. Цац, Н.А. Аркас, Н.Д. Критский, И.Д. Бальзам, Д.Е. Бальзам,
И.С. Антипа, М.П. Манганари, В.Д. Палеолог, К.Д. Сальти, Е.П. Сарандинаки,
Е.Н. Сатири, Д.М. Стамати-Михайли.
Капитаны 1 ранга: П.Н. Пуло, К.Г. Гайтани, К.А. Герамуцо, П.П. Алексиани,
С.А. Гунаропуло, П.Н. Дракопуло, Ф.Х. Папафило, А.Э. Палеолог, М.И. Кази,
Х.И. Клопакис, Н.К. Ковако, К.К. Константинов, И.С. Антипа, П.А Адамопуло,
И.С. Кутров. М.И. Чефалино, П.А. Анастопуло, А.И. Бардаки, А.Л Зигури, Л.Д.Качиони, Н.Х.Кокораки, Н.Г. Кондогури.
Генерал-лейтенанты: Д.Н. Маврос, З.А. Аркас, П.Г. Бардаки, Ф.Д. Ергопуло.
Н.Ф. Метакса, Х.А. Метакса, М.Д. Палеолог, П.Н. Пуло, М.А. Цакни.
Генерал-майоры: А.К. Ипсиланти, Ф.П. Алексаполь, А.И. Балла, П.Е. Бернадас,
Е.И. Властов, Д.Д. Карута, А.П. Мелессино, С.Х. Ставраков, П.И. Мелессино,
И.Г. Бардаки, Е.П. Псомас, Ф.Д. Ревелиоти, М.И. Ставраки, И.В. Казанли, А.К.Христофоров, К.Н. Анастасьев, Н.И. Тригони, П.А. Адамопуло, С.А. Антипа,
Е.И. Бефани, И.Э. Вергопуло, С.И. Кази, Н.И. Кантакузен, М.Е. Карандино, Н.М. Кумани, Е.П. Манганари, Г.А. Попандопуло, Д.П. Примо, Е.П. Псомас.
Сотни офицеров меньших рангов и тысячи сержантов и рядовых.
Среди генералов героев Отечественной войны, удостоенных портретов в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, шесть греков.
В 1833 году в Севастополе на средства греческого благотворительского общества в городе открывается приходское училище. В 1844 году в нём числилось 43 учащихся, в основном из состоятельных греческих семей. Основными занятиями большей части греков были земледелие, рыболовство, ремесленное мастерство и мелкая торговля.
Греки, жившие в Старом Крыму, Ялте, Алуште, Феодосии, Евпатории и Керчи, выращивают табак и виноград, занимаются огородничеством, ремесленным производством, торговлей. Большое число греков поступает в русские войска, и служат офицерами в частях Южной армии, штаб которой находился в Тульчине. В рассказах А.С. Пушкина «Выстрел» и «Кырджали», можно проследить их судьбу.
Греков, служивших в России на различных стезях, очень занимала судьба угнетённой турками родины.
Иоанн Антонович Каподистрия, ставший министром иностранных дел империи, приложил немало усилий и средств для организации обществ, способствовавших расширению самосознания греков.
С созданием в Одессе в 1814 году организации «Филики этерия», целью которой было освобождение Греции от османского ига, многие офицеры, греки России, стали членами этой тайной организации, имевшей отделения во многих странах Европы. Возглавил это движение генерал- майор русской армии Александр Ипсиланти - по происхождению понтийский грек. Членами «Филики этерия» были и греки Новороссии, принявшие участие в походе этеристов к Дунаю с целью пробиться в Грецию. Из греческих студентов был сформирован отряд, героически сражавшийся с турками.
Греция после восьмилетней упорной и ожесточённой борьбы с турками, потеряв более половины населения от ятаганов янычар и египетских аскеров, получает долгожданную свободу в 1829 году после вмешательства России, Англии и Франции. Последнюю точку под признанием султаном независимости Греции поставили своими штыками 60 тысяч русских солдат под командованием генерала Дибича, взявшие Адрианополь и подошедшие к Константинополю.
После этой войны в Крым переселяются греческие семьи из европейской части Турции. По преданию жителей села Чернополье (Белогорский район, Крым), их предки - греки, жившие в горной Румелии (Восточная Фракия), приняли зимой 1828 года русскую воинскую часть, отрезанную от основных сил из-за сильного снегопада. После заключения мира жители села всем миром покинули Родину и, забрав свои святыни, среди которых находилась икона святых Константина и Елены, перебрались в Крым. Купили земли в Чернополье (Карачоль) у местного помещика и, обустроившись, положили начало греческому поселению в этой местности.
В начавшейся в 1853 году Крымской войне против России выступили Турция, Англия, Франция и Пьемонт - Сардиния. Единственным союзником России была Греция, тотчас же начавшая военные действия против Турции. Последовала оккупация Греции англо-французскими войсками. Греки нашли способ принять участие в борьбе на стороне России. Несколько тысяч греков- добровольцев, организовав отряды, продолжили участие в этой войне. Своими действиями на Дунае, под Евпаторией, и в осаждённом Севастополе известен греческий легион им. императора Николая I.
Проживавшие в Новороссии греки, не имевшие российского подданства, пополняли эти отряды.
Противники России высадились под Евпаторией, и война пришла в Балаклаву. После высадки союзников 2-6 сентября 1854 года под Евпаторией крымские татары подняли мятеж. Ввиду явной угрозы вражеского десанта командир Балаклавского батальона полковник М.А. Манто решил эвакуировать семьи греков в глубь полуострова. В Симферополь и Бахчисарай из Балаклавы
отправились свыше 627 человек, для охраны которых пришлось выделить одну из двух находившихся в Крыму рот. В районе Байдарских ворот на греков из засады напали татары. Но солдаты батальона дали им отпор и довели беженцев до русских пикетов возле Ялты. Впоследствии император пожаловал семьям Балаклавского батальона, потерявшим из-за оккупации всё имущество, 15 тыс. рублей. Отправив семьи, полковник М.А. Манто вместе с другой ротой батальона решил оборонять Балаклаву, заняв развалины старой генуэзской крепости. К 80 солдатам присоединились 30 отставных греков. Утром 14 сентября 1854 года английский авангард подошёл к Балаклаве со стороны деревни Кады-Кой. Внезапно англичане были встречены огнём стрелков и гранатами из 4 медных полупудовых мортирок поручика И.К. Маркоса. Удивлённый этим неожиданным сопротивлением, командующий британскими войсками лорд Раглан приказал развернуться лёгкой дивизии. Через час генерал Д. Браун построил свои батальоны и, выдвинув артиллерию, начал обстрел крепости. Одновременно с моря напротив Балаклавы выстроилось около 20 британских судов, начавших бомбардировку. Поручик Маркос отвечал им, пока не кончились заряды. Несколько часов продолжался этот неравный бой. После того, как русская батарея смолкла, англичане бросились в атаку и водрузили на развалинах крепости своё знамя. Раненый полковник Манто, 6 офицеров и около 60 израненных солдат были взяты в плен, офицер и 2 солдата смогли спастись. Раненого командира роты капитана Стамати представили союзным генералам. На их вопрос: «Неужели он надеялся с горстью своих людей остановить целую армию?» - Стамати ответил: «Безусловно, сдачей я навлёк бы на себя и гнев моего начальства, и ваше презрение. Теперь же совесть моя спокойна, потому что я выполнил мой долг до конца». Этот достойный ответ вызвал уважение противника и стал широко известен.
После окончания Крымской войны Балаклавский батальон утратил своё значение и был в 1859 году расформирован, желающие оставаться на военной службе греки были переведены в другие части.
Процесс ассимиляции греков единоверными славянами всё больше набирал силу. Особенно быстро это произошло в высших кругах, имевших смешанные браки. К революции 1917 года их большинство было греками лишь по сохранившимся фамилиям, так как они утратили язык и греческие обычаи.
Простой народ, по замечанию Куприна, сохранил национальную идентичность.
«... в балаклавских греках чувствуется, кроме примеси позднейшей генуэзской крови, и еще какая-то таинственная, древняя, почем знать, может быть, даже скифская кровь - кровь первобытных обитателей этого разбойничьего и рыбачьего гнезда. Среди них увидишь много рослых, сильных и самоуверенных фигур; попадаются правильные, благородные лица; нередко встречаются блондины и даже голубоглазые; балаклавцы не жадны, не услужливы, держатся с достоинством, в море отважны, хотя и без нелепого риска, хорошие товарищи и крепко исполняют данное слово. Положительно - это особая, исключительная порода греков, сохранившаяся главным образом потому, что их предки чуть не сотнями поколений родились, жили и умирали в своем городишке, заключая браки лишь между соседями.
Комментарии