Дагестан: неугодные по религиозному признаку
В республике заявляют о преследовании правозащитников. Связано ли это с появлением полпреда-генерала?
Задержание правозащитника Биляла Магомедова и приговор Зареме Бутаевой, уже признанной обществом «Мемориал» политической заключенной, породили агрессивную волну протестов и возмущений. Снова заговорили о давлении на правозащитников со стороны силовиков и властей. Естественно, некоторые сразу же стали говорить о «завинчивании гаек», связанном с назначением на пост полпреда по Северному Кавказу генерала Меликова. Однако эксперты подобную тенденцию отрицают, считая ее надуманной и провокативной.
Опасная профессия
На общественной дискуссии, посвященной причинам возникновения терроризма и путям преодоления этой проблемы в регионах Северного Кавказа, которая проходила в Нальчике на минувшей неделе, Идрис Юсупов, журналист дагестанского еженедельника «Новое дело», подчеркнул, что в последние годы в северокавказских республиках человек часто причисляется к преступниками просто за свою позицию.
«Человека могут арестовать и объявить террористом только за выражение своего мнения по религиозным вопросам, при этом может быть даже, что он никогда в своей жизни не брал в руки оружия. Общество должно предлагать конкретные меры по изменению этой ситуации. Важно, чтобы общественная активность не воспринималась властью как подрыв устоев», – заявил он.
Для правозащитников с особенной спецификацией, занимающихся отстаиванием прав, по их мнению, несправедливо ущемляемых по религиозному признаку, иллюстрацией этого тезиса стал арест активиста и общественного деятеля Биляла Магомедова.
«Нашему брату Билялу Магомедову полицейские Дагестана подкинули гранаты (инфо из неофициальных источников). Я прошу всех мусульман откликнуться и помочь разобраться в этом деле», – написал накануне на своей странице в Facebook правозащитник Али Чаринский. В том, что дело сфабриковано, он не сомневается, несмотря на то, что, по сообщениям силовых структур, на руках у правоохранителей имеются письменные признательные показания задержанного. Более того, Магомедов отказался от адвокатов. Дагестанские правозащитники убеждены, что показания были выбиты под пытками.
Общественный деятель, член правления общественной организации "Территория мира и развития", кандидат философских наук Зухум Зухумов пишет в той же социальной сети в поддержку арестованного Магомедова: «Билял, все ж тебя не обделили лихой 222-ой статьей. Уж слишком ты был колоритным, чтобы остаться без внимания. Ты, наверное, стал бельмом в глазах у «тагутчиков» (прим.корр. – от арабского слово “Тагъут”, прямым значением которого является «превысить надлежащие границы». Так некоторые религиозные мусульмане называют силовиков), и поэтому они, наверное, ослепли от твоего сияния. Ты им доставлял большие неудобства, ты доставлял им мучительные боли. Ты призывал их к свету. Но им почему то комфортно жить в своих тесных темных норах».
Накануне состоялся и суд над правозащитницей Заремой Багаутдиновой. Представитель ДРОО «Правозащита», обвиняемой в содействии террористам, была осуждена на 5 лет.
Еще до суда дело бурно обсуждалось и из-за формулировки в решении суда. Звучит она так: «Выступая в средствах массовой информации, доносит до общественности результаты оперативно-розыскной деятельности в искаженном виде, мотивируя это беспечностью и безответственностью сотрудников правоохранительных органов... самонадеянно желая таким образом подорвать конституционный строй РФ, а вместе с ним общепринятые нормы морали и нравственности».
Багаудинова была объявлена активистами правозащитного общества «Мемориал» политической заключенной.
«Угрожают всем, кто мешает властям»
Аресты еще нескольких активистов – руководителей общины «Тарки» Зелимхана Валиева и Магомед-Эмина Магомедова, окончательно убедили общественность в том, что ряды свободных в высказываниях оппозиционных деятелей стараются нейтрализовать.
«Это практика не новая. Незаконная, неприятная, но не новая. Тем, кто мешает, всегда угрожают, вне зависимости от статуса «помехи». Безусловно, эти аресты носят исключительно политический характер, – считает Ахмед Магомедов, адвокат. – Меня удивляет только одно. В нынешний век информационных технологий и открытого доступа к информации, неужели они (прим.корр.: силовики, власти, влиятельные персоны причастные к давлению на общественных деятелей) не понимают, что подобное только усиливает протестные настроения?» – говорит эксперт.
Он считает, что с назначением на пост полпреда Северо-Кавказского округа генерала Меликова подобное давление будет только усиливаться: «Я не вижу иных причин. После того как стало понятно, что курортного экономически развитого региона из Кавказа не получится, пока есть неспокойный Дагестан, а в нем еще более неспокойные активные общественные деятели, решили действовать именно так. Обратите внимание: самые активные и реально работающие с населением кропотливо и тщательно, непосредственно с гражданами, – это правозащитники из Дагестана. Тема в большинстве своем в их делах религиозная, а значит, щепетильная и острая», – считает Магомедов.
Адвокат выражает достаточно распространенную в дагестанском обществе позицию, но эксперты, не вовлеченные в процесс непосредственным участием в делах по арестам и задержаниям, тем не менее не склонны к подобным выводам.
«Не думаю, что это инициатива Меликова. Скорее это общая тенденция. Все-таки нужно быть несколько скромнее в амбициях, – говорит экономист Фарида Алиева. – У человека, вступившего в должность, есть масса иных проблем, и нужно время вникнуть и выстроить работу. Не думаю, что у него стоит главной задачей зачистка Дагестана. Все-таки Северный Кавказ большой и сложный регион, в котором хоть и немного субъектов, но все они разнообразны и требуют внимания и концентрации на каждом из них», – считает она.
Определенно можно сказать только одно – назначение Меликова еще до его конкретных шагов и заявлений становится самым обсуждаемым и резонансным на Кавказе. Несмотря на обилие скептиков, большинство тем не менее выражает свою надежду на улучшение обстановки в регионе.
Комментарии
Язык сломаешь об ваших идрисов.
Вы НИКОГДА не будете частью русского общества! Вы- заноза в теле России!
Ни у кого из нормальных людей, даже мысль не возникла, в бандитском Кавказе сделать курорт. Только у шакалов, которые, под это дело "распилили" денежки.