Не допустить позора Грузии

В Грузии все еще не утихают страсти вокруг т.н. закона против дискриминации. К сожалению, с подачи некоторых западных кругов удалось добиться постоянного включения вопроса «однополых отношений» в повестку дня СМИ Грузии, в то время как на Кавказе данная тема испокон веков считалась строго табуированной. 

Гомосексуалы в законе

Как известно, парламент Грузии в начале мая окончательно принял скандальный закон, в котором сексуальная ориентация упоминалась как одна из причин дискриминации, с которой надо бороться. 7 мая президент Грузии подписал закон, и он вступил в силу.

Несмотря на то, что по настоянию православной общественности в законопроект были внесены некоторые изменения, он все равно вызывает негодование верующих и защитников традиционных ценностей, которые утверждают, что происходит постепенная «легитимация» одного из самых тяжких грехов (как считает православная церковь).

В этом году день 17 мая в Грузии прошел сравнительно спокойно, так как «лгбт-активисты» отказались от проведения своих акций. Возможно, из-за этого численность протестного собрания была значительно меньше прошлогодней, когда разгонять шествие сторонников узаконивания однополых отношений вышло несколько десятков тысяч человек. Хотя в следующие дни неизвестные активисты все же оставили свой след в Тбилиси, например, разукрасив в цвета «лгбт» флага ступеньки пешеходного перехода в одном из самых оживленных мест города и т.д.

Тем не менее на митинг перед зданием парламента на проспекте Руставели пришел бизнесмен и меценат Леван Васадзе, который долгое время проживал в России и в Великобритании, а примерно два года назад вернулся в Грузию и занялся разного рода общественными и благотворительными проектами. Васадзе считается близким к патриархии, жертвуя значительные суммы грузинской Церкви. Например, он финансирует строительство крупного монастыря в Дарьяльском ущелье близ границы с Россией (из этих мест родом нынешний патриарх Илья II).

«Предатели родины»

На следующий день после этого Васадзе выступил с речью на конференции «Семейные ценности в современном мире», где обрушился с крайне резкой критикой на парламент Грузии, почти единогласно проголосовавший за «антидискриминационный» законопроект. Приводя цитаты из Библии, бизнесмен обвинил парламентариев в измене родине, в исполнении заказа «антигуманных, оккультистских сил», которые «развращают и губят традиционную христианскую Европу» и в том, что парламент покрыл Грузию позором перед «30-миллионным Кавказом».

По прогнозу Васадзе, западные идеологи, которые вынудили грузинских законодателей принять данный закон, в течение нескольких лет не будут настаивать на его жестком исполнении, чтобы создать иллюзию, что закон ничего не меняет в жизни общества. Но после определенного промежутка времени, по мнению оратора, они потребуют уже новые уступки – узаконивание однополых браков, предоставление права таким парам усыновлять детей, внедрение «сексуального просвещения» уже в начальных классах школ и т.д. Поэтому, считает Леван Васадзе, закон должен быть отменен или изменен, иначе Грузию ожидают очень тяжелые испытания. 

Отметим, что наряду со столь жесткой критикой депутатов от правящей «Грузинской мечты», Васадзе не критиковал прямо Бидзину Иванишвили и даже отметил его заслуги перед страной, в частности, в деле отстранения от власти режима Саакашвили и националов.

Перспективы политической борьбы

Выступление Левана Васадзе вызвало противоречивую, но оживленную реакцию в Грузии.

Либералы и прозападники стали клеймить его, как сам он и предполагал, ярлыком ретрограда и черносотенца, а сторонники традиционных ценностей и представители православных организаций, наоборот, восхваляли бизнесмена.

Но наибольший интерес вызывает вопрос: что из всего этого выйдет и как могут развиваться события? Хотя сам бизнесмен постоянно подчеркивает, что не собирается идти в политику, либеральные активисты и журналисты с таким же постоянством предрекают его приход на политическую арену, пугая общественность тем, что Васадзе будет тащить Грузию «в орбиту Кремля».

Если бизнесмен все же решит стать политической фигурой, то проблемы рейтинга у него не должно быть, так как семейное положение (у Васадзе многодетная семья), внешние данные, неплохое финансовое положение, популярные среди широких слоев населения лозунги защиты традиционных ценностей и близость к патриархии, видимо, обеспечат высокий стартовый рейтинг. Это подтверждают и некоторые закрытые социологические опросы, с которыми автор статьи имел возможность ознакомиться в прошлом году. 

Однако несколько настораживает слишком уж радикальный тон, который взял Леван Васадзе с самого начала. В Грузии есть печальный опыт того, что радикальные и несколько театральные заявления часто оказываются подвешенными в пустоту и не воспринимаются серьезно ни обществом, ни политическим классом страны. В данном случае ситуация довольно серьезная и тема слишком ответственная, чтобы вести популистские игры вокруг него. К сожалению, время от времени появляются одиозные персонажи, которые будто бы по заказу дискредитируют благие начинания и призывы.

Например, во время митинга перед парламентом 17 мая на проспект Руставели приехал печально известный в Грузии Тенгиз Китовани, который сыграл одну из решающих ролей в развязывании гражданской войны в стране в 1991-1992 годах, а потом в абхазской авантюре тбилисских властей в 1992-1993 гг. Китовани безапелляционно заявил грузинским телеканалам, журналисты которых тут же бросились брать интервью у него, что больше половины собравшихся на митинге составляют «его ребята». Это заявление вызвало лишь негативный отклик у жителей страны и никак не способствовало успешности акции.

Не стать маргиналом

Левану Васадзе в случае прихода в политику придется столкнуться с очень многими вызовами и иметь дело с грузинским политическим спектром, морально-нравственные качества которого оставляют желать лучшего. В такой ситуации не стать маргиналом и одновременно сохранить принципиальные позиции является весьма непростой задачей в Грузии. Но реальные интересы страны требуют как раз появления таких политических фигур, которые могли бы составить конкуренцию полностью прозападным и проплаченным политикам, которые вот уже почти 20 лет тащат Грузию в «евроатлантические структуры». Пока что грузинская политическая сцена испытывает дефицит политических лидеров, не выполняющих в рабском смирении каждую рекомендацию от «западных партнеров». 

Теоретически Леван Васадзе имеет шансы занять эту нишу, но насколько серьезно он будет работать в данном направлении, можно понять лишь после его последующих шагов, если они будут. Некоторые эксперты и обозреватели заговорили о том, что Леван Васадзе может войти в альянс с Нино Бурджанадзе, которая заняла третье место на президентских выборах в прошлом году. В любом случае, активное вхождение бизнесмена в грузинскую политику явно вызовет оживление и некоторое перераспределение сил в ней, но есть ли у него потенциал произвести такие же масштабные изменения, как с приходом Бидзины Иванишвили в активную политику, остается пока под вопросом.