Депутатов страшат бардак и беспредел

Госдума решила серьезно ужесточить наказание за нарушение закона о митингах - вплоть до лишения свободы на пять лет. На Охотном ряду не скрывают, что таким образом власть страхуется от повторения в России Евромайдана.

"Митинг и революция - это не одно и то же", - доказывал во вторник депутатам при обсуждении в первом чтении законопроекта об ужесточении наказания за нарушение закона о митингах один из его авторов, единоросс Александр Сидякин. Этот депутат прославился тем, что, выступая как-то на думской трибуне, растоптал "белую ленточку" - символ протестного движения, развернувшегося в России в 2011-2012 годах. А затем внес в Госдуму, с подачи администрации президента, законопроект о многотысячных штрафах за нарушение порядка организации и проведения митингов и других публичных мероприятий.

Этот закон стал ответом Кремля на беспорядки 6 мая 2012 на Болотной площади в Москве, а его принятие в Госдуме вылилось в "итальянскую забастовку", которую устроили коммунисты и активные участники протестных акций - отец и сын Гудковы, а также Илья Пономарев.

С тех пор власти сумели утихомирить всех наиболее заметных организаторов и участников протестного движения - кто-то сел в тюрьму, Геннадий Гудков потерял думский мандат, а Сергей Удальцов и Алексей Навальный, судя по всему, еще долго будут скучать под домашним арестом.

Однако угроза повторения "украинского сценария" в России и страх перед любыми формами массового протеста заставила власти в очередной раз потуже закрутить в стране "политические гайки". "Когда неконтролируемая власть толпы начинает брать верх над всеми другими принципами функционирования государства и общества, получается абсолютный бардак и беспредел - это ситуация на Украине, где больше двух месяцев люди с использованием оружия, дымовых шашек, резины, которую жгли, перекрывая все улицы, добились фактически революционного переворота", - мотивировал необходимость ужесточения наказания Сидякин.

"Одно дело - единый порыв, а другое - штатные протестующие и несогласные", - вторил ему и первый зампред думского комитета по уголовному законодательству Владимир Пинский. Оба народных избранника заверили, что не выступают против "мирных и безоружных протестов", но идеальным проявлением активности масс считают все-таки традиционное шествие профсоюзов по случаю Первомая.

Законопослушным организаторам и участникам протестных акций опасаться нечего, все же пообещали авторы законопроекта. По их словам, несладко придется только злостным нарушителям порядка. Да и то, если они трижды в течение 180 дней после истечения срока наказания за предыдущие аналогичные нарушения снова оказались в полицейском участке.

"Как говорится, один раз - это случайность, второй - совпадение, а вот третий - это уже закономерность", - сказал Сидякин.

Как следует из документа, рецидивистов будут штрафовать на сумму от 600 тыс. до 1 млн рублей или сажать в тюрьму на срок до пяти лет.

Против такого расклада возразили только депутаты из КПРФ и часть "эсеров", которые в итоге отказались поддержать законопроект. "Да вы сами превращаете мирных людей в уголовников и провоцируете маргинальные выходки, - заявил депутат Дмитрий Гудков. - Люди гуляют без плакатов и лозунгов, а их все равно задерживает полиция". В ответ на подобные замечания Сидякин каждый раз рассказывал историю про митингующих, которых полиция по десять раз задерживала за нарушения закона о митингах, намекая на то, что такие люди идут против закона сознательно, а значит, настало время их приструнить.

"Булыжник как орудие пролетариата должен остаться в прошлом", - сказал депутат. "Я понимаю, "майданутых" в стране много, но как бы под этот закон не попал Собянин - он ведь полгорода булыжниками замостил", - отреагировал коммунист Александр Кравец.

В какой-то момент в зале заседаний внезапно погас свет. "Это знак свыше", - таинственно предупредил Гудков. Другие представители думской оппозиции разглядели мрачное предзнаменование не в перебоях с электричеством, а в самом законе, который, по их словам, доведет страну до "настоящих русских бунтов - бессмысленных и беспощадных".
"Эсер" Валерий Гартунг обратил внимание на то, что от новых санкций пострадают не столько устроители политических акций протеста, сколько социальных. "Вы перегибаете палку! Для политических уже есть закон об экстремизме и наказание за массовые беспорядки. И борцов с властью этим законом не напугаешь. Пострадают обычные люди в провинции, которые выходят на улицу с социальными протестами. Для них это последний способ достучаться до власти и защитить свои права. Не надо сравнивать с Украиной, вы загоняете людей в угол, и, в конечном счете, этот "котел" рванет уже в масштабах всей страны", - предупредил Гартунг.

Коммунист Николай Коломейцев также заметил, что в провинции люди выходят на митинги, чтобы высказать своей протест против "беспредела" в ЖКХ и здравоохранении. "Вы Сердюкова амнистировали, а люди протестовать не могут? Всем понятно, что провокации часто устраиваются как раз при участии полиции, а не митингующих", - сказал депутат.
Однако к их аргументам прислушались только 96 депутатов, которые отказались поддержать очередной репрессивный закон.