Прагматизм по-французски

Франция ищет свое место в региональных проектах с участием Азербайджана

Посещение стран Южного Кавказа президентом Франции Франсуа Олландом началось с визита в Баку. Интересного было много, но знаковых моментов было, пожалуй, три. Первый — посещение практически построенного французского лицея, второй — проведение бизнес-форума с подписанием 11 документов, третий — встреча с лидерами оппозиции. 

Лицей как символ идеологического присутствия

Одним из центральных пунктов визита Олланда в Баку было посещение строящегося Бакинского французского лицея, в закладке фундамента которого еще в 2011 году принимал участие тогдашний президент Франции Николя Саркози. Президент поменялся, но приоритеты сохранились.

Для французских лидеров послевоенного периода сохранение и развитие французского языка и культуры, а также их максимальная пропаганда за пределами ареала распространения французского языка играли исключительную роль во внешней политике. Франция вообще всегда рассматривала пропаганду французского языка в качестве важных столпов своей внутренней, а тем более внешней политики. А тут такой подходящий случай: не просто показать свою приверженность традиционному курсу, но и продемонстрировать существенные достижения на этом пути.

Кроме того, с развитием второго нефтяного бума Баку превратился в объект культурной и идеологической экспансии стран, активно осваивающих рынок азербайджанских энергоносителей. Франция, рассматривающая Баку в качестве стратегического объекта своего присутствия в регионе, причем речь идет не столько о Южном Кавказе, сколько о богатом нефтью и газом Каспийском регионе, всегда была заинтересована во включении Азербайджана в орбиту своих интересов.

Без активной работы с общественным мнением, пробуждения интереса ко всему французскому эта работа была бы половинчатой и реальной пользы не принесла. Тем более, что извечные конкуренты Франции – Великобритания и Германия этими инструментами уже давно пользуются, а Париж все эти годы довольствовался лишь ролью наблюдателя.

​Развитие азербайджано-французских контактов в гуманитарной сфере в последние годы способствовало актуализации темы изучения французского в Азербайджане. Именно по инициативе Баку было решено организовать данный центр в столице страны. Причем центр строится в рамках плана закладки на территории будущего парижского квартала в перспективном районе Баку. Здесь даже архитектура будет напоминать французам свою столицу в миниатюре. Такого подарка от своего азербайджанского коллеги Олланд не ожидал.

Бизнес форум – главное выгода

Тем временем принимающая сторона так же, не скрывая своего удовлетворения от такого успешного начала визита, решила показать высокому французскому гостю весь город. Французский президент с большим оптимизмом отнесся к перспективам сотрудничества своей страны с Азербайджаном. «Мы хотим вкладывать инвестиции, осуществлять обмен, торговать с вами. Мы хотим проделать всю эту работу, и это – основная задача отношений между нашими странами», — отметил он. 

Эта решимость со всей очевидностью была продемонстрирована на двустороннем бизнес форуме, прошедшем при участии 200 азербайджанских и 90 французских компаний. Сегодня товарооборот между двумя странами составляет почти 2 млрд долларов, в результате подписанных на форуме 11 документов ожидается, что эта сумма вырастет на порядок уже в самое ближайшее время. По словам президента Ильхама Алиева, общая сумма подписанных договоров составляет примерно 2-2,5 миллиарда долларов. Глава Азербайджана выразил уверенность, что в этом направлении после визита будут реализованы новые проекты. Он подчеркнул, что открываются перспективы в сферах транспорта, телекоммуникаций, информационных технологий, туризма, строительства и других областях.

Обращает внимание интерес Франции к развитию инфраструктуры азербайджанских регионов. Так, в рамках мероприятия был заключен договор о дружбе и сотрудничестве между городом Гянджа, Шамкирским, Гёйгельским и Балакенским районами Азербайджана и провинцией Йон Бургундского региона Франции. Было подписано соглашение о побратимстве между городами Товуз и Коньяк.

Также был подписан меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между Сумгаитским химическим промышленным парком и Air Liquide. Судя по всему, стороны были вполне удовлетворены итогами и этого мероприятия.

Инвестиционные интересы

Для Франции Азербайджан перестал быть лишь источником альтернативного топлива и объектом прибыли ее нефтегазовых гигантов, таких как Тоталь. Кстати, о Тоталь. Намерение этой компании продать свою долю в контракте по разработке газового месторождения Шах-Дениз может с лихвой компенсироваться планами по освоению другого гигантского газоконденсатного месторождения Апшерон, предусматривающего добычу 5 млрд кубометров газа. Так что с азербайджанского топливного рынка Франция уходить не собирается. Речь идет лишь об оптимизации расходов с тем, чтобы еще более усилить свои позиции в этой части Каспия. 

Впрочем, это касается и планов по участию Франции в других проектах, связанных с поставками азербайджанского топлива на внешние рынки. Отказываясь от практики распыления средств, французские компании предпочитают участвовать в тех проектах, которые сулят значительные прибыли при оптимальных издержках.

В то же время, не газом единым Париж утверждает свои интересы в Азербайджане. Хорошо понимая возрастающее транзитное значение страны, рост интереса зарубежных инвесторов к реализации трансрегиональных проектов, в которых Азербайджан выступает важнейшим коммуникативным звеном, французские компании надеются занять место в их осуществлении.

Речь идет как о строительстве дорожной инфраструктуры, так и об обеспечении всех этих проектов надежной инфраструктурой. В частности в рамках реконструкции азербайджанских железных дорог между ЗАО "Азербайджанские железные дороги" и французской Alstom подписали соглашение по поставкам 50 грузовых локомотивов KZ8A на сумму 300 млн евро. Примечательно, что локомотивы будут собраны на совместном предприятии EKZ в Астане, 25% которого принадлежит французской компании, в 2016–2018 годах. Доля собственно компании Alstom в контракте составляет около 150 млн евро.

Беспокойный Нагорный Карабах

Среди традиционных тем, которые стороны не обошли вниманием во время визита, была и тема нагорно-карабахского урегулирования. Ничего нового президент Франции по этой теме не сказал, вспомнив лишь то, что в то время, как он совершает свой вояж на Южный Кавказ, отмечается 20 летний юбилей режима прекращения огня, и ситуация «ни мира ни войны» беспокоит его государство.

Конечно, в условиях кризиса вокруг Украины неурегулированность конфликтов на Южном Кавказе вызывает дополнительную озабоченность у Франции, но ничего действенного сторонам конфликта она, к сожалению, предложить не может. 

В этой ситуации у азербайджанской стороны, ввиду посреднической роли Франции, есть лишь одно беспокойство, и связано оно с кандидатурой нового сопредседателя Минской группы от Франции, имя которого должно быть названо в ближайшее время. Азербайджан надеется, что это будет адекватно оценивающий ситуацию человек, способствующий процессу нахождения приемлемых путей разрешения конфликта, а не созданию новых ребусов для сторон конфликта.

Разговор с оппозицией: главное послушать

Зато последний пункт визита Олланда в Баку – встреча с рядом лидеров оппозиционных партий и общественных организаций, французской стороной не был прокомментирован никак. Зато азербайджанские гости Олланда поспешили поделится своими впечатлениями с прессой. Из слов представителей оппозиции было понятно, что перед президентом Франции была обрисована картина, идущая вразрез с той, что французская делегация слышала из уст представителей официального Баку.

Поднимался традиционный для оппозиции вопрос политических заключенных, звучала тема недавно осужденных активистов молодежной организации Nida.

Судя по всему, Олланд внимательно выслушал их жалобы на руководство, пообещал оказывать содействие развитию демократических процессов в Азербайджане и, возможно, подбодрил их традиционными словами: «Запад с вами! Европа вам поможет!». Перепоручив их заботам своего посла, а посла перепоручив заботам более высших сил, Олланд улетел, но обещал вернуться.