Израильский фактор армянской политики

Когда Либерман посещает США или Францию, он позволяет себе встречи с представителями армянских диаспор.

Преимущественно пророссийскую Армению все же нельзя назвать застопорившейся на одном внешнеполитическом векторе. Армения, заблокированная с одной стороны Турцией, с другой - Азербайджаном, активно развивает отношения с соседним Ираном. Есть еще и рядом находящаяся Грузия, но с ней отношения назвать стабильно развивающимися вряд ли можно. Хочешь-не хочешь Еревану приходится искать другие согласные и способные на сотрудничество страны. Разумеется, первая в списке Россия, но она не может быть занята только Арменией, тем более на фоне сегодняшних украинских и не только событий. Знают обо всем этом и в Тель-Авиве. И тамошние уполномоченные чиновники не упускают шанс запустить свои щупальца в очередную закавказскую страну.

Нелегкость бытия

Общеизвестным является факт, что бюджет Армении крайне невелик, тем более для страны с более чем тремя миллионами жителей. Это говорит об общей плохой экономической обстановке. Факторов на это влияющих достаточно много. Это и не очень рациональный подход многих власть имущих, и неразвитость некоторых, так необходимых стране, направлений внешней политики, ну и разумеется, не надо забывать и о блокаде, осуществляемой Турцией и Азербайджаном.

Так же несколько препятствует «порядочному» развитию Армении и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика, с одной стороны лежащая «братским» бременем на плечах у Еревана, а с другой - не дающая возможность развивать полноценные, в том числе и экономические связи с ближайшими соседями.

Иран, конечно, может помочь Еревану решить некоторые экономические затруднения, но на разрешение всех серьезных (или хотя бы четверти от них) явно не тянет. Для этого имеется Россия, которая, собственно, и сама не против вмешаться в положение экономических (а порой и не только) дел в братской по духу и Советскому Союзу республике.

Россия, конечно, дает энергоресурсы: продает недорого, делает скидки, что-то забывает и вычеркивает. Россия тянула долгое время Армению в Таможенный союз, обещая большие блага и серьезную поддержку. В Ереване это понимают, а также видят то, что для них на сегодняшний день альтернативы России нет. Но быть только «российской» нельзя: так и не далеко до потери так называемого суверенитета, поэтому Армения нет-нет да и посматривает все чаще в сторону Тегерана. Иран же с Россией находится если не в самых лучших отношениях, то точно «по одну сторону баррикад» на поле действий, расчерчиваемом мировыми геополитическими тактиками. Образовалось нечто вроде неофициального минисоюза, в который при иных обстоятельствах можно было бы еще и вписать Сирию, но пока ее ввязывать сюда как-то неполиткорректно. «Союз» этот проявил себя и во время голосования в Генассамблее ООН по резолюции о территориальной целостности Украины. Россия и Армения проголосовали против, а Иран вообще не голосовал (Сирия, кстати, тоже против голосовала).

Выжить в географии

Но тут есть некоторые моменты, или вернее будет сказать - нюансы. Россия и Иран - это вполне себе самодостаточные страны, способные вести независимую политику на высшем уровне. Армения же этим похвастаться не может. И дело не в том, что современное армянское руководство не умеет проводить самостоятельную политику, а скорее в неудачном географическом и геополитическом расположении страны.

Если некоторые страны сами рады породниться с Россией и стать ее близким товарищем, то у Армении таковой возможности нет: ей необходимо, чтоб совсем не превратиться в безжизненное с точки зрения экономики пространство, всеми возможными способами искать сближения с другими странами, которые также разыскивают партнеров.

Где же их взять? США, Канада и ЕС сейчас не очень жалуют Армению, даже несмотря на усилия многочисленных базирующихся в указанных регионах диаспор, старающихся лоббировать интересы закавказской страны. Китай сотрудничает, но сотрудничает как-то односторонне: заваливает рынок своими товарами, но не помогает в разработках армянских проектов, способных позитивно повлиять на будущее экономическое положение.

А найти того, кто не просто заинтересован во внедрении своих компаний в армянский экономический сектор, еще сложнее. И тут как никто лучше подходит Израиль. Причем, его объединяет с Арменией нелюбовь к современной Турции и политике Эрдогана, а этого уже достаточно для того, чтобы начать питать взаимную политическую симпатию.

Экономические связи

Для того, чтоб осознать, что Армения не является близким экономическим партнером Израиля, можно зайти на сайт Министерства иностранных дел Армении и посмотреть страницу, описывающую взаимоотношения указанных стран. Ну, во-первых, последние данные, представленные на сайте, относятся к 2009 году. Во-вторых, содержание страницы состоит из совсем небольшого числа слов. Там приведен список из нескольких официальных визитов высших лиц Армении в Израиль. Также имеются данные по товарообороту за 2009 год. И, самое печальное, он не дотягивает даже до 11 миллионов долларов.

Причем, согласно данным сайта, импортируют и экспортируют обе страны практически одинаковые товары: жемчуг, драгоценные камни.

По всей видимости, обмениваются страны драгоценными камнями разного происхождения, а жемчуг из одной поставляется не обработанный, а из другой - уже как полноценное украшение. Вроде, больше никаких сфер экономического сотрудничества не указано. Вероятно, поэтому так ничтожно малы цифры, отображающие товарооборот. Около 95% товарооборота приходится на экспорт Израиля. В данном случае странным кажется тот факт, что Армения не экспортирует каучук. Данная отрасль в стране очень хорошо налажена, и большинство стран, с которыми Ереван поддерживает хоть какие-то экономические связи, закупает армянский каучук.

Видимо, Израиль в сем продукте не нуждается: либо своего с избытком, либо вообще не нужен. В общем, на этом и заканчивается широкое сотрудничество стран. Впрочем, нужно еще упомянуть стремительную оккупацию армянского лекарственного рынка одной израильской компанией. Речь о фармацевтической компании «Тева», являющейся одной из крупнейших в мире, при этом она является абсолютным лидером на поприще производства и реализации так называемых генериков - лекарств, реализуемых под международными непатентованными наименованиями. В Армении «Тева» имеет представительство. Популярность продукции компании связана с относительно низкими ценами.

Интересные моменты

Получается, что все просто аж до скудности. Но, если немного поковыряться, то можно обнаружить несколько интересных моментов. И в данном случае дело состоит скорее в перспективе. Тут, конечно, если довериться прессе, можно найти большое множество курьезных вещей. Например, есть новости, гласящие, что иногда, когда министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман посещает США или, скажем, Францию, он позволяет себе встречи с представителями армянских диаспор. Что на этих встречах обсуждается, сказать сложно, но представляется, что какие-то последствия все же имеются. Вот небольшой пример.

Насколько известно, государство Израиль не признает на официальном уровне трагические события, произошедшие с армянами во втором десятилетии XX века, геноцид. Делается это по не совсем понятным причинам: или Тель-Авив не желает совсем испортить отношения с Турцией, или хочет, чтоб еврейский народ оставался в своем роде уникальным, даже в такой трагедии: не хочет делить абсолютное право Холокоста как единственный случай невероятной трагедии XX века.

Но вот относительно недавно в Израиле вновь взялись за обсуждение признания или непризнания геноцида армян. Причем инициатором выступил блок «Ликуд - Наш дом Израиль». Либерман, а также его заместитель в министерстве иностранных дел Зеэв Элькин являются лидерами этого блока. Пока что никакого официального признания не последовало, несмотря на бурные дебаты в кнессете, но стоит предполагать, что если похолодание в отношениях Турции и Израиля будет усугубляться, то Тель-Авив выступит с речью, официально признающей геноцид армянского народа.

Также можно обратить внимание на странное решение Израиля по сотрудничеству с Таможенным союзом. В 2013 году стало окончательно известно, что Армения в ближайшем будущем станет полноценным членом этого союза. В том же самом 2013 году уже упомянутым здесь Либерманом было заявлено, что в 2014 году страны Таможенного союза и Израиль создадут зону беспошлинной торговли. То есть фактически еврейское государство станет одним из членов Таможенного союза.

Можно ли это назвать дальновидностью экономистов, сидящих в правительстве Израиля? Вряд ли: ни с одной из стран упомянутого экономического объединения у Израиля не налажены тесные экономические взаимоотношения. Товарооборот Израиля и Азербайджана выше, чем таковой между Россией и Азербайджаном, несмотря даже на различные политические манипуляции, происходящие на нефтяном рынке.

Думаю, что о Казахстане и Белоруссии и говорить не приходится, раз с Россией у Израиля все не так уж и «густо». Чего же хотят в Тель-Авиве? Вероятно, некоей поддержки. И, скорее всего, нужна поддержка антитурецкой направленности. Но нынешним странам участницам конфронтации с Анкарой не нужны, да и Анкара не представляется каким-то врагом. Остается Армения. Она, конечно, пока не в союзе, но данный вопрос на фоне сегодняшних событий может очень быстро решиться, если усилия приложат в первую очередь в Москве.

Если Армения и Израиль окажутся одними из ваятелей будущего Таможенного союза, то высока вероятность резкого толчка в отношениях двух стран. Израиль в первую очередь облегчит, а точнее «удешевит» себе возможность заполонить армянский рынок своими товарами, причем по относительно низким ценами, чем сможет снискать пару благодарностей от Еревана.

Безусловно, Армения не будет дистанцироваться от РФ, но и нет смысла не сближаться с Израилем: РФ и Израиль не являются особыми врагами. А такого самого открытого «нелюбителя» Турции Армении больше нигде не найти (из числа независимых государств). В общем, время все покажет.