Бумажные свидетели

В процессе Амирова началось рассмотрение письменных доказательств

На состоявшемся 29 апреля четвертом судебном заседании по делу экс-мэра Махачкалы Саида Амирова должны были продолжиться выступления свидетелей обвинения. Однако ни один из них не явился в суд, и, чтобы не тратить время, прокуроры ходатайствовали о рассмотрении письменных материалов. Как считают адвокаты подсудимого, эти материалы только подчеркивают заказной характер дела и сфальсифицированность доказательств.

Тонкости интерьера

Первым вниманию сторон был представлен протокол обыска кабинета Саида Амирова, который оперативники провели 1 июня 2013 года. Представитель гособвинения обратил внимание собравшихся на фотографии кабинета экс-мэра, сделанные с разных ракурсов.

- На них изображены две люстры, а стены на высоте человеческого роста имеют панели, стилизованные под дерево светлого цвета. Эти данные совпадают с показаниями допрошенного Магомеда Абдулгалимова, — заявил прокурор.

Напомним, во время недавнего выступления Абдулгалимова адвокаты Саида Амирова и Юсупа Джапарова с особым вниманием расспрашивали ключевого свидетеля именно об обстоятельствах его встречи с подсудимым и о деталях интерьера мэрии Махачкалы и кабинета градоначальника. При этом наблюдатели в зале отмечали многочисленные, по их мнению, несовпадения с реальностью.

Выступление гособвинителей должно было, очевидно, подчеркнуть, что Абдулгалимов говорил правду, и это вызвало ожидаемый гнев Амирова.

- Я 15 лет сидел в этом кабинете – откуда в нем панели? — возмутился подсудимый. — Там мрамор, как можно этого не заметить! Зачем пытаетесь из мрамора сделать деревяшку? И люстры там три, а не две, и еще плафон стоит. Абдулгалимову показали фото, он и повторяет, как попугай, что запомнил. Он никогда у меня на приеме не был. А говорит, мол, за полчаса зашел к Амирову... Да ко мне некоторые люди по полгода не могли попасть — такая очередь была! Родственники — и те не могли пройти!

Еще одним доказательством, подтверждающим правоту Абдулгалимова, гособвинители считают рабочую тетрадь экс-мэра, в которой отмечены те, кто 26 апреля 2012 года (в день предполагаемой встречи Амирова и Абдулгалимова) приходил на приём к главе Махачкалы.

Как утверждает главный свидетель, входя к Амирову, он встретил знакомого ему махачкалинского прокурора Ибрагима Алибекова, который выходил из мэрского кабинета ему навстречу. В тетради посещений мэра фамилия прокурора действительно есть. Она отмечена под номером два.

Однако защита Саида Амирова парировала этот «выпад». «В тот день у мэра был очень сложный график, — сообщил адвокат Владимир Постанюк. — Помимо прокурора Алибекова, встречи дожидались еще полтора десятка человек. Все они потом были детально допрошены, и ни один из них не видел Абдулгалимова в здании мэрии! Но эти материалы не включены в дело, потому по ним четко видна фальсификация». Как позже добавил Постанюк, стороны защиты будут добиваться включения указанных материалов допросов в дело.

Идеальный соучастник

Согласно показаниям Абдулгалимова, противоракетный зенитный комплекс (ПЗРК), с помощью которого якобы планировалось совершить покушение на Сагида Муртазалиева, ему продал некий Казимагомед Шабагиев.

Однако этот человек уже никогда не сможет дать показания, поскольку спустя некоторое время после предполагаемой сделки он был убит на одном из дорожных постов в Дагестане. «Мерседес», в котором ехал Шабагиев и еще трое человек, не остановился для досмотра и был обстрелян — все находившиеся в машине погибли.

Гособвинители отдельно подчеркнули «темное прошлое» погибшего, отметив, что тот был участником незаконных вооруженных формирований. «Важный момент: во время предварительного следствия Абдулгалимов неоднократно говорил, что ему известно о гибели Шабагиева. И только после этого появились показания о том, что Шибагиев якобы продал ему ПРЗК», — прокомментировал выступление прокурора Владимир Постанюк, очевидно, намекая на то что Шабагиев теперь — идеальный «продавец», ведь у него невозможно спросить о деталях сделки. При этом на прошлом заседании Абдулгалимов начал путаться в показаниях и вообще заявил, что не знает о смерти человека, продавшего ему ПЗРК.

Дальнейшее представление письменных доказательств больше не вызывало комментариев у защиты. Впрочем, тут сложно было что-то комментировать: в ход пошли материалы медицинского освидетельствования подсудимых, данные психологических экспертиз.

Был зачитан также акт о заключении брака Саида Амирова с его женой, справки из ГИБДД, справки о рождении сыновей Далгата и Магомеда, справка с места работы экс-мэра, включающая описание его заслуг перед жителями города и перечисление разнообразных наград... «Зачем все это было нужно?» — задавались вопросами сидящие в зале. «Мы обязаны представить суду все материалы, для полноты картины», — кратко пояснил свою стратегию один из гособвинителей.

По мнению же защиты Амирова и Джапарова, столь долгое и нудное зачитывание справок свидетельствует об отсутствии реальных аргументов для убеждения суда. «Есть формальная процедура, и чтобы хоть как-то изобразить представление доказательств, создают их видимость, — отметил Владимир Постанюк, комментируя прошедшее заседание. — Но это, безусловно, право участников процесса».

Как отмечают представители защиты, главный итог двух последних дней процесса заключается для них в том, что свидетель Абдулгалимов открыто признал, что подвергался страшным пыткам электротоком. «Это же безумие какое-то — ему перемотали голову скотчем, связали руки... Не представляю себе человека, способного такое выдержать, — говорит Владимир Постанюк. — И как после все этого верить Абдулгалимову и считать, что он говорит чистую правду? Да, под пытками он давал показания не в отношении Амирова. Но ведь он продолжает находиться в неволе».

Свидетельские показания Абдулгалимова — результат его торга со следователями, чтобы смягчить себе наказание за другие дела, полагает сторона защиты. Точно так же, указывают адвокаты, следователи давили и на племянника Саида Амирова — Юсупа Джапарова: мол, если дашь показания на дядю, обвинение с тебя будет снято. «Но он отказался, заявив, что не знает ничего плохого про Амирова, — заключил Владимир Постанюк. — И в итоге попал на скамью подсудимых вместе с ним».

Судебные слушания по делу экс-мэра Махачкалы продолжатся 13 мая.