Палестина помирились сама с собой
Договоренности между "Фатх" и "Хамас" вызвали неоднозначную реакцию в мире
Известно, что ближневосточный конфликт, порожденный противостоянием арабов и Израиля, почти с самого начала осложнялся и внутриарабскими противоречиями. Достаточно вспомнить так называемый "черный сентябрь" 1970 года, когда король Хуссейн после кровавой войны изгнал из Иордании отряды Организации освобождения Палестины, или сепаратный договор Египта с Израилем, после которого другие арабские страны объявили Каиру бойкот. В итоге единого арабского фронта, противостоящего Тель-Авиву, почти никогда не существовало.
Но семь лет назад раскол в самой острой форме произошел и среди самих палестинцев - главной жертвы противостояния в регионе. Однако теперь наметился прорыв, который может оказать значительное воздействие на политику на Ближнем Востоке.
Напомним вкратце, как развивались события в Палестине. В последние годы жизни бессменного вождя палестинского народа Ясира Арафата, который обосновался на Западном береге реки Иордан, возглавив автономию, образованную после мирных переговоров и конференций 90-х годов, авторитет ООП и его ядра - партии "Фатх", руководимой Арафатом, стал заметно падать. На арену вышли другие силы, настроенные более воинственно и непримиримо, напрямую связанные с исламом. В первую очередь, речь идет о движении "Хамас", возникшем в секторе Газа на рубеже 80-90-х гг. после первой интифады.
Активисты "Хамаса" успешно занимались различной благотворительной деятельностью, открывали школы, больницы, оказывали социальную помощь, завоевав немалый авторитет у населения, в то время как "Фатх" воспринималась как организация коррумпированная, чьи руководители оторваны от нужд простого народа, и к тому же настроенная примиренчески по отношению к Израилю. "Хамас" же, напротив, демонстрировал свою непримиримость к еврейскому государству и постепенно перешел к активной вооруженной борьбе.
Поначалу "хамасовцы" игнорировали выборы в Палестинской автономии, но к 2006 году они "созрели" до участия в них, несмотря на то, что большинство лидеров "Хамас", создававших организацию, к тому времени были ликвидированы израильтянами с помощью точечных ударов. На первый план в организации вышли люди, принадлежащие к новому поколению, которые и добились высокого результата - в 2006 года на выборах в Палестинский законодательный совет "Хамас" получил 74 места из 132, тогда как "Фатх" - только 45. Впервые в истории должность главы правительства Палестины была предложена представителю "Хамас" Исмаилу Хания, который и стал премьером.
Однако противоречия между "Хамасом" и "Фатхом", между главой автономии Махмудом Аббасом, его окружением и "хамасовцами" все время нарастали и выплеснулись в июне 2007 года в настоящую гражданскую войну на территории сектора Газа, в которой "Хамас" одержал победу, захватив в секторе всю полноту власти. С марта 2007-го года существовало коалиционное правительство Палестины под председательском того же Хании, но этот компромисс ни к чему не привел. Махмуд Аббас распустил действующее правительство, и назначил нового премьера, но это привело лишь к тому, что на территории Палестины возникло де-факто два правительства. Одно - на Западном Берегу, где и размещается сам Аббас, и где вся власть в руках "Фатха", второе - в секторе Газа, во главе с "Хамасом". Обе администрации считают себя легитимными и подвергают сомнению легитимность своих оппонентов.
Мировое сообщество в данном конфликте поддерживает Махмуда Аббаса, считая его правительство законной властью. "Хамас" же, напротив, признается большинством государств террористической организацией, не желающей идти на компромисс и признавать Израиль.
Последний ввел вокруг сектора Газа жесткую блокаду.
Почти с самого начала раскола предпринимались попытки примирить враждующие стороны, поскольку конфликт наносил очевидный ущерб как единству арабов, так и палестинскому делу. В 2011-2012 гг. в Каире и Дохе было подписано несколько соглашений, предусматривавших проведение выборов и формирование единой палестинской власти, но все они так и не были в итоге выполнены.
Однако 23 апреля мировые информационные агентства передали слова Исмаила Хании: "Мы объявляем об окончании периода раскола в палестинском обществе". В этот день под руководством Махмуда Аббаса был подписан договор о преодолении раскола в палестинской администрации. В рамках соглашения стороны договорились сформировать правительство национального единства в ближайшие пять недель, а также провести через полгода выборы.
Однако эта новость вызвала в мире противоречивую реакцию. В частности, Израиль отказался от очередного раунда переговоров с палестинцами о пролонгации мирного процесса. Глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху предупредил Махмуда Аббаса, что ему придется выбирать между примирением с "Хамас" и урегулированием с Израилем. В его заявлении говорится, что "Аббас выбрал "Хамас", а не мир... Тот, кто выбирает "Хамас", не хочет мира". Также и Соединенные Штаты выразили обеспокоенность, поскольку в Вашингтоне, как заявила официальный представитель госдепартамента США Джен Псаки, считают, что это помешает достижению мирного договора с Израилем.
А вот в России эти новости восприняли совсем иначе. "В Москве позитивно воспринимают сообщения о практических усилиях по перезапуску процесса межпалестинского примирения. Считаем важным в этой связи начавшийся 22 апреля визит палестинской делегации с Западного берега реки Иордан в сектор Газа", - говорится в официальном заявлении МИД РФ.
Сам Махмуд Аббас возразил критикам, заявив, что "между примирением и переговорами нет противоречия". "Мы стремимся к установлению справедливого мира на основе сосуществования двух государств, в соответствии с резолюциями ООН и нормами международного права", - пояснил он.
Главное опасение Израиля заключается в том, что благодаря выполнению подписанного соглашения "Хамас" может легализоваться в глазах мировой общественности как вполне признанная и уважаемая политическая сила, и ему придется вести диалог с организацией, которую он считает террористической. Нынешняя ситуация раскола устраивает Тель-Авив, поскольку держит его противников в раздробленном и ослабленном состоянии.
Если сектор Газа и Западный берег все-таки объединятся, это резко поменяет расклад сил в регионе. Сегодня арабские соседи Израиля слабы как никогда. В Сирии идет гражданская война, Египет переживает последствия революции и переворота, и ему не до внешних событий. Ливан также отвлечен на события в Сирии, которые касаются его напрямую. Иордания же ориентируется на монархии Залива, которые вовсе не горят желанием что-то предпринимать против Израиля. Палестина сейчас расколота, но если она объединится, то под боком у еврейского государства возникает весьма неудобный сосед, в руководстве которого, возможно, будут доминировать радикалы, а власть "Хамаса" в итоге может перейти на Западный берег, и Израиль будет зажат с двух сторон врагами.
Поэтому в ближайшее время стоит ожидать оживления дипломатической активности в регионе всех заинтересованных сторон - и США, и ЕС, и России, и Лиги арабских государств. Только в многосторонних переговорах может быть найдено устраивающее всех решение.
Комментарии