США: во время холодной войны было проще
В январском интервью президент Барак Обама не придал особого значения высказываниям легендарного американского дипломата, который был автором «политики сдерживания» в отношении Советского Союза во время холодной войны. «На самом деле сейчас Кеннан мне даже не нужен», — заявил он изданию New Yorker.
Через три месяца — в условиях, когда российские войска контролируют Крым, а агенты Кремля помогают протестующим на востоке Украины — администрация Белого дома обращается к работам Кеннана для того, чтобы понять, что делать с новоявленной самоуверенностью Москвы.
Уже несколько недель говоря о том, что Россия в краткосрочной перспективе понесет экономические убытки в случае прямой интервенции на востоке Украины, администрация Обамы также обсуждает возможность возрождения в какой-либо форме стратегии сдерживания с целью изолировать Москву в долгосрочной перспективе.
Основная идея — найти способ через несколько лет ослабить руководство Путина с экономической и политической точки зрения, уменьшив таким образом его способность оказывать влияние на мир за пределами своей страны.
Однако проблема для президентской администрации, если она начнет строить долгосрочные планы в отношении России, заключается в том, что мир сегодня сильно отличается от мира 1947 года, когда Кеннан впервые озвучил идею сдерживания. Мировая экономика гораздо сильнее взаимосвязана, а политическая сила — рассредоточена, и это затрудняет задачу маргинализации такой важной страны, как Россия.
«Жесткие санкции в отношении России будут иметь определенный эффект, однако идея долгосрочной глобальной изоляции нереалистична, — говорит Том Райт (Tom Wright), исследователь в Институте Брукингс в Вашингтоне. — Если администрация попытается это сделать, ей вряд ли удастся надолго заручиться поддержкой международной коалиции в этом вопросе».
По мнению администрация Обамы, даже ограниченные санкции, которые уже введены, значительно повлияли на российскую экономику, что выражается в оттоке капитала и слабости российской валюты. Белый дом считает, что с течением времени действия Путина отпугнут инвесторов от России.
Российское правительство, которое не уважает территориальную целостность, может оказаться правительством, которое не уважает и такие базовые принципы, как договоренности и верховенство закона, считает один высокопоставленный чиновник.
Однако даже в самом разгаре дебатов по поводу Украины очень сложно убедить некоторые европейские страны применить санкции в отношении России, и это нежелание, скорее всего, со временем лишь усилится. Последний визит исполнительного директора Shell Бена Ван Бердена в московскую резиденцию Путина, в ходе которого он заручился поддержкой Путина по масштабному газовому проекту, подчеркивает тот факт, что могущественный западный бизнес будет против более масштабных попыток «сдавить» Россию.
В основе подхода администрации Обамы лежит идея о том, что глобализация дает США рычаги влияния на такую страну, как Россия. Однако когда речь идет об ответе на захват Кремлем новых территорий, эта же самая экономическая взаимозависимость действует и в качестве фактора, ограничивающего возможности Запада.
«Это не эпоха холодной войны, когда Советский Союз создавал индустрию специально для работы в изоляции от всего мира, — говорит чиновник. — У экономических санкций будет непропорциональный эффект, так как Россия сейчас сильнее связана с мировой экономикой».
Перспективы изоляции России на политическом фронте столь же неутешительны. Администрация Обамы громко заявляла о том, что на голосовании в Совбезе по украинскому вопросу 13 стран выступили с критикой России, а Китай, который обычно является союзником России в ООН, воздержался от голосования. Однако когда Генеральная ассамблея ООН голосовала по Украине, несколько важных стран не захотели выступать на стороне США. Индия и Южная Африка воздержались, в то время как ярый сторонник США — Израиль — и вовсе не принимал участия в голосовании.
Администрация, возможно, захочет обратиться к Китаю. Однако это может создать дополнительные затруднения для долгосрочной азиатской стратегии США, основанной на идее объединения союзников в качестве сдерживающей силы против китайских попыток изменить статус-кво в западной части Тихого океана.
Джон Керри во вторник, выступая в госдепартаменте, непреднамеренно признал факт наличия более обширной проблемы, связанной с Россией. «Возможно, в то время великим лидерам так не казалось, однако тогда было легче, чем сейчас. Можно сказать, проще, — заявил Керри, говоря об эпохе холодной войны. — Вариантов было меньше, они были проще и понятней: коммунизм, демократия, Восток, Запад, Железный занавес, великая разделительная черта».
Комментарии
Во времена Холодной войны отношения между Западом и Россией были куда уж более добрососедскими, нежели во времена нынешний "дружбы".
Однако есть ли чему удивляться?
Разве с некоторых пор вооружённая интервенция на территорию суверенного государства уже не называется "демократическим выбором народа"? Разве диверсионно-террористическая деятельность иностранных государств уже не носит имени "волеизъявление народа"? Разве атаки вооружённых боевиков уже не называются мирными демонстрациями?
И т.д. и т.п. Надеюсь, разрешите сэкономить электронную бумагу и чернила?
Да. Наработки доктора Геббельса не канули втуне. Напротив, были доработаны и развиты "свободолюбивым миром". Даром, что нет в его составе пресловутого Министерства Правды.
Но если поставить все слова на те места, где он, исходя из здравого смысла, должны бы стоять, то окажется, что Холодная война не только никогда не прекращалась, а напротив - мы имеем её эскалацию.
Всего-лишь прикрываемую словами поднаторевшего на лжи "лидера свободного, демократического" мира...