Губернатор ХМАО Комарова подставила Сечина и Богданова
На модерации
Отложенный
Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), который с 2010 года возглавляет Наталья Комарова, в прошлом году потерял статус региона, добывающего более половины всей нефти России.
Еще в 2011 году Югра давала 51% добычи всей отечественной нефти и почти 7% мировой. В 2012 году доля субъекта упала до 50,2%, а в 2011-м опустилась ниже психологической отметки 50%, до 48,7%. Всего в прошлом году в ХМАО было добыто 255 млн тонн нефти, что на 1,9% меньше показателей 2012 года. Эксперты сходятся во мнении, что причина стремительного падения заключается в том, что губернатор Комарова и ее команда проявили аппаратную пассивность при лоббировании в Госдуме РФ налоговых льгот для нефтяных компаний и сделали добычу трудноизвлекаемой нефти в регионе практически нерентабельной. Не исключено также, что Комарова действовала в интересах «Газпромнефти», добыча нефти для которой после принятия поправок наоборот стала более выгодной в ущерб другим компаниям, работающим в ХМАО.
В конце марта губернатор Наталья Комарова отчиталась перед думой ХМАО о деятельности регионального правительства за 2013 год. Не смогла она обойтивниманием и животрепещущий для субъекта вопрос падения добычи нефти. Однако по ее мнению, тенденция снижения добычи для Югры позитивна, так как якобы связана с привлечением большого объема инвестиций компаний в новые стратегические проекты. Между тем, сами нефтяные гиганты - «Сургутнефтегаз» и «Роснефть», работающие в регионе, говорят, что добыча трудноизвлекаемой нефти в ХМАО, на которую была сделана ставка как на спасение российской нефтянки, оказалась практически недоступной. Перспективные инвестиционные проекты компаний фактически застопорились, в том числе на месторождениях Баженовской свиты, где залежи нефтеносных пород находятся на глубине ниже 2 км. Как ранее сообщалаКомарова, запасы таких свит (баженовско-абалаковского комплекса) составляют 11 млрд тонн нефти, из них извлекаемые - 3 млрд тонн, что приблизительно равно половине всех сланцевых запасов нефти в США. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что освоение значимых для страны месторождений сделала невозможным сама же Комарова, под кураторством которой депутаты Госдумы РФ от ХМАО пролоббировали «кровавые», как оказалось, поправки для большинства нефтяников.
Ситуация развивалась по бессмертной формуле Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда». В 2012 году власти Югры, в том числе Наталья Комарова и депутаты Госдумы РФ от ХМАО Павел Завальный и Леонид Симановский проявили особую активность в лоббировании закона о введении налоговых преференций для добытчиков так называемой трудноизвлекаемой нефти. В частности, нефтяникам, работающим на Баженовской свите, должны были обнулить ставку НДПИ на 10-15 лет, чтобы сделать добычу рентабельной. Баженовскую свиту разрабатывают уже более 50 лет, но за это время там добыли всего 11 млн тонн «черного золота». Пробурено немало скважин, однако, большая часть из них «сухая». Чтобы начать осуществлять промышленную добычу, нужны серьезные инвестиции в технологии. Без помощи государства такие вложения сделают проекты нерентабельным, поэтому и были необходимы налоговые льготы.
Однако после того как пакет поправок, который преподносился Комаровой как прорывной для нефтянки, был принят, оказалось, что гордиться губернатору нечем. Добывающие компании, которые уже давно занимаются освоением трудноизвлекаемой нефти в Югре, в частности «Сургунфетегаз» и «Роснефть», воспользоваться преференциями не смогли. Закон, который Комарова приписывала себе в заслугу, оказался практически нерабочим.
Дело в том, что при принятии документа во втором чтении один из членов команды лоббистов главы ХМАО в Госдуме РФ, заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный в, казалось бы, рабочий документ внес «убийственную» поправку. Согласно ней, обнуление НДПИ для нефтяников на 10-15 лет возможно лишь на тех месторождениях, степень выработки которых составляет менее 3% (в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 года). То есть «Сургутнефтегаз», который давно работает на Баженовской свите и добывает там больше всех нефти (60% всей добычи) и уже имеет выработку более 3%, под льготу не подпадает. Та же ситуация и с «Роснефтью».
Преференции оказались доступны лишь компаниям-новичкам, ведущим незначительную добычу и едва приступившим к освоению трудноизвлекаемой нефти. Те же, кто уже изрядно вложился в разработку технологий, господдержки оказались лишены.
Что же двигало Завальным, который первоначально в связке с Комаровой хотел вывести из стопора югорскую нефтянку? По мнению экспертов, губернатор и депутат в последний момент могли втемную «сыграть» в пользу «Газпромнефти», выработка месторождений которой на Баженовской свите как раз составляет менее 3%. Если это так, то это может быть квалифицировано как своего рода сговор представителей власти с «Газпромнефтью» в ущерб ее конкурентам - «Сургутнефтегазу» и «Роснефти». К слову, главный лоббист Комаровой на федеральном уровне - Фануза Арсланова, которая является руководителем представительства ХМАО-Югры при правительстве РФ и в субъектах и по совместительству замгубернатора Югры, сама является выходцем из «Газпрома», многие годы она лоббировала интересы газового гиганта в органах власти. Да и саму Комарову не раз подозревали в связи с этой нефтегазовой корпорацией.
Справедливости ради стоит отметить, что в первоначальном рабочем варианте закона, до внесения поправки Завального, льгота распространялась лишь на те месторождения, выработка которых составляет менее 1%. Но в этом случае закон оказался бы вообще нерабочим. Завального, в экспертном сообществе рекомендуют как хорошего специалиста, и, теоретически, он мог не знать или не получить от нефтяников информацию о размере выработки у крупнейших компаний в регионе («Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Газпромнефть»). Однако, по факту, получилось так, что он пролоббировал изменения закона, которые эксперты оценивают как действующие в пользу именно «Газпромнефти».
Депутат Леонид Симановский же, который занимает пост зампреда комитета по бюджету и налогам «проглотил» убийственные поправки - по утверждениям некоторых источников, , под давлением Комаровой. Еще один депутат от ХМАО Михаил Сердюк попросту пропустил ввод ограничения, занимаясь своей основной деятельностью - борьбой с гадалками и алкозамками.
Сам же Завальный, комментируя провал команды лоббистов ХМАО, почему-то сталприводить в пример Тюменскую область, где и с нынешними поправками добыча может быть рентабельной. «Мы, например, обсуждали ситуацию в Тюменской области. Там не самые плохие пласты. Они высокопроницаемые, и поэтому даже без льгот экономика у компании выходит достойная. А если давать льготу всем подряд без какой-то дифференциации, то для некоторых компаний, например ТНК, которая разрабатывает трудноизвлекаемые запасы так называемой тюменской свиты, будет слишком жирно», - резюмировал он.
В то же время один из депутатов думы ХМАО на правах анонимности предположил, что неработающий закон был принят в результате непрофессионализма его лоббистов. Однако не исключил и сговора. Как бы то ни было, по его словам, сложившаяся ситуация, может негативно сказаться на отношениях югорских властей со своими ключевыми налогоплательщиками, которые кормят весь регион.
Тем временем, разочарованные нефтяные компании, в частности «Сургутнефтегаз», вынуждены были уже самостоятельно в конце прошлого года обратиться в Минэнерго за разработкой нового пакета поправок, рассказал в интервью Reuters министр энергетики Александр Новак. Готовящиеся в настоящее время поправки предполагают, что льгота на НДПИ может быть расширена на месторождения с выработкой до 10%. В Минэнерго рассчитывают, что после принятия закона трудноизвлекаемая нефть может дать ежегодный прирост добычи в РФ не менее 15-20 млн тонн. Говорила о необходимости расширения льготы и Наталья Комарова во время недавнего отчета в местной думе. «На сегодня из наших 10 млрд тонн трудноизвлекаемых запасов под применение нулевой ставки НДПИ попадают чуть более 0,5 млрд тонн. Эти ограничения необходимо пересмотреть. Наша позиция отраслевому министерству известна. Пользуясь случаем, обращаюсь за поддержкой к депутатам Госдумы РФ и членам Совета Федерации от ХМАО», - сказала она.
Однако губернатор забыла добавить, что именно в результате недосмотра либо продуманного сговора связанной с ней лоббистской команды закон эффективно не заработал еще осенью прошлого года.
Комментарии