Хроника стратегической предвыборной борьбы на Украине

В то время, пока на Юго-Востоке Украины идет народное восстание, которое киевские власти и Запад упорно называют антинародным, в других регионах продолжается избирательная кампания. Впрочем, назвать её мирной можно тоже только с очень большой натяжкой — сегодня ночью в Киеве был избит единственный пророссийский кандидат Олег Царев. 

Компания кандидатов

Несмотря на то, что внимание российских СМИ приковано к небольшим городам Донецкой области, о которых до начала там народных выступлений никто не слышал, а после того, как восстание закончится — вряд ли услышат, на Украине полным ходом идет избирательная кампания по выборам президента.

Всего зарегистрировано 23 кандидата, любимца публики Дарта Вейдера среди них, увы, нет. Зато есть целых четыре официальных члена "Партии регионов" и шестеро безработных — всего на одного меньше, чем народных депутатов. Наверное, кому-то покажется символичным, что открывает список врач-венеролог Ольга Богомолец, которую и российские, и украинские СМИ ханжески корили за то, что она предсказуемо не захотела тратить собственную зарплату на внесение избирательного залога.

Выбор избирателям на самом деле предоставляется крайне широкий. Есть явные политические фрики, вроде обладателя фамилии из анекдотов Вадима Рабиновича и главы партии имени себя Натальи Королевской. Есть местный аналог Жириновского — Олег Ляшко, про него даже слухи ходят такие же, как про главу ЛДПР. Цитировать не будем во избежание гей-пропаганды.

Есть несколько технических кандидатов, которых зарегистрировали явно для того, чтобы размещать от их имени информацию, которую не хочется публиковать от собственного имени.

Есть экс-министр обороны Анатолий Гриценко, набравший на прошлых выборах президента 1,2 процента, но довольно серьезно надеявшегося выйти во второй тур. Сейчас социологи обещают ему гораздо больше — целых три процента.

Ну и, наконец, есть высшая лига — Пётр Порошенко и Юлия Тимошенко. Результаты свежих социологических опросов, проведенных после самоликвидации из президентской гонки Виталия Кличко, пока не опубликованы. Но никаких изменений не предвидится — "шоколадный олигарх" в два с лишним раза опережает экс-премьера.

Если читать и смотреть российские СМИ, то чуть ли не самым заметным кандидатом от "Партии регионов" является избитый Олег Царев. Но главное его достоинство в их глазах — пророссийская позиция — в данный момент не является таковым в глазах большинства украинских избирателей. Из четверки кандидатов от ПР у него пока что самый низкий рейтинг. На первом месте с шестью процентами — Сергей Тигипко, который после того, как его неожиданно "прокатили" на съезде, обещал выйти из партии; на втором — харьковчанин Михаил Добкин с тремя процентами. Против них, кстати, тоже были применены майдановские методы борьбы с неугодными противниками — Добкина облили зеленкой и обсыпали мукой, Тигипко закидали яйцами. Впрочем, это мы уже переходим от представления компании кандидатов к описанию их избирательных кампаний.

Кампании кандидатов

Официальный лидер президентской гонки Петр Порошенко, несмотря на необычные условия, в которых находится Украина, ведет вполне классическую, с технологической точки зрения, кампанию. Официальный слоган — "Жить по-новому", официальные цвета— красный и белый, открыты аккаунты во всех основных социальных сетях, включая российскую "Вконтакте".

В комментариях к записям в Фейсбуке Порошенко царит полная казацкая вольница — множество и пророссийской пропаганды, и антироссийских высказываний. Сам Порошенко настроен достаточно жестко против "сепаратистов" и "северного соседа", но неадекватных заявлений вроде "утекшего" разговора Тимошенко с Шуфричем себе не позволяет.

Основная задача Порошенко на выборах — не растерять полученный авансом рейтинг. Видимо, поэтому его кампания пока что идет достаточно тихо и умеренно, без резких движений.

У Юлии Тимошенко задачи совершенно иные. Ей нужно сделать резкий рывок вперед, чтобы попытаться догнать лидера. В отличие от Порошенко, Тимошенко не является "тефлоновым политиком", к ней грязь пристает получше, чем к многим. Зато Тимошенко — харизматик и прирожденный популист — таким, например, был Борис Ельцин. Увеличить за короткий срок свой, казалось бы, безнадежно утраченный рейтинг для подобных политиков вполне возможно.

Поэтому лидер "Батькивщины" ведет крайне активную кампанию, ездит по стране, сменила поднадоевшую и ей самой, и избирателям косу-руль на аккуратный пучок. На фоне флегматичного и даже временами "плюшевого" Порошенко Тимошенко ведет себя жестко и страстно. Одного официального слогана у её кампании нет — тут и "Руки прочь от Украины", и "Хватит слов! Время защитить Украину от агрессора!"

Подобно тому, как в России на базе "Единой России" для расширения электоральной базы был создан "Народный фронт", Тимошенко анонсировала создание Народного движения "Сопротивление".

С технологической точки зрения кампания Тимошенко — активная, милитаристская, догоняющая. Удастся ли ей в очередной раз таким образом "очаровать" украинцев — пока что сказать сложно.

Третий в избирательной гонке сейчас Сергей Тигипко, надеявшийся на поддержку пусть и деморализованных, но никуда не пропавших штабов "Партии регионов", а оказавшийся в совершенно незапланированном одиночестве. На его сайте, в отличие от интернет-представительств Порошенко и Тимошенко, есть русскоязычная версия, а вот никаких заметных следов ведущейся избирательной кампании — нет. Опубликованные заявления Тигипко вполне могли бы принадлежать любому не забывающему информировать избирателей о своей деятельности политику.

 Фейсбук Тигипко производит такое же впечатление. Разумные высказывания, но в формате, свойственном скорее лидеру партии, а не очень одинокому кандидату в президенты. Никаких ярких слоганов, красочных картинок, воодушевляющих фотографий. Такое ощущение, что Тигипко или заранее смирился с неизбежным поражением, или просто не хочет тратить личные деньги на кампанию.

Программа Тигипко, кстати, во всех странах мира называлась бы словом "федерализация", не будь это слово на Украине практически нецензурным. "Внеблоковый статус, второй государственный русский, гарантии прав носителей других языков нашей многонациональной страны, равное представительство всех регионов во власти, максимальные экономические и культурные права регионов, выборность губернаторов", — так формулирует третий по рейтингу кандидат свои политические предпочтения. Впрочем, если его кампания продолжится в том же стиле, набрать даже обещанные социологами шесть процентов Сергею Тигипко будет весьма затруднительно.

Всем остальным кандидатам социологи пока что дают не больше трех процентов рейтинга, поэтому рассматривать их программы подробно в рамках этой статьи вряд ли имеет смысл. Поскольку мы пишем для российского читателя, остановимся подробнее только на пророссийском Олеге Цареве. Он, как и Тимошенко, Турчинов, Тигипко — выходец из Днепропетровска. И это пока что единственное, что роднит его с участниками высшей лиги украинской политики. Царев неоднократно побеждал в одномандатном округе, активно участвовал в работе Верховной Рады, но до нынешней избирательной кампании о нем за пределами Днепропетровска мало кто слышал.

По слухам, и Тигипко, и Добкин пытались заручиться информационной поддержкой со стороны России, но ставка была сделана именно на Царева во многом из-за его нераскрученности и отсутствия у него бизнес-интересов.

В современной российской политике у Царева аналогов, похоже, нет. Больше всего он напоминает сильно омоложенный гибрид покойного Василия Ивановича Шандыбина и здравствующего Олега Александровича Малышкина — если кто-то еще помнит этих ветеранов российской политической сцены.

Несмотря на то что Царев — выпускник МИФИ и бывший директор Днепропетровского компьютерного центра, его политический образ — "честный работяга". Он (намеренно или естественным образом) изображает тугодума, которого трудно свернуть с намеченного пути.

Сложно однозначно сказать, являются ли регулярные нападения, которым подвергается политик, запланированными "самострелами" или нападающие на Царева "борцы с сепаратистами" на самом деле не понимают, что поднимают ему таким образом весьма невысокий рейтинг.

Судя по тому, что сторонники Майдана верят в то, что стрелять по ним приказал Янукович в рамках разработанной по указанию Путина спецоперации ФСБ, они могут на самом деле думать, что, нападая на Царева или Добкина, действуют абсолютно правильно. Так или иначе, у Царева появятся шансы выйти во второй тур только в случае физического исчезновения всех остальных кандидатов.

Будут ли выборы?

Срыв выборов на Украине, безусловно, выгоден двум сторонам. Это Юлия Тимошенко, потому что члены ее партии Турчинов и Яценюк и так возглавляют страну. И это Россия — потому что после выборов с украинскими властями придется вести разговор на равных, а не сверху вниз, как сейчас. Поэтому обвинения в попытках сорвать выборы как в адрес "Батькивщины", так и в адрес России появляются регулярно. Россия на это не обращает особого внимания, а Тимошенко и члены её постоянно выступают с опровержениями.

Но у выборов есть крайне сильный сторонник — это Запад, которому, в отличие от России, срочно необходимы легитимные украинские власти, которые смогут имитировать равноправных партнеров, а главное — нести личную ответственность за выделяемые денежные средства. Запад сделал ставку на связку Порошенко-Кличко и выборы. А это значит, что даже если усмирение Юго-Востока затянется и перекинется на другие регионы, то выборы всё равно пройдут вовремя.

Как показывает опыт Косово, Афганистана, Ирака и многих других стран, Запад вполне признает проведенные "под дулами" и среди гремящих взрывов выборы, если ему надо их признать.

Россия в свою очередь имеет полное право эти выборы не признавать и продолжать требовать обсуждения событий на Украине исключительно с их спонсорами и организаторами.

А еще интересно, в какой момент митинговавшие на Майдане за евроинтеграцию поймут, что своими действиями они поставили Украину в один ряд вовсе не с Европой, а с Афганистаном, Ираком, и, вполне возможно, Сомали?