Евкурову пришлось успокаивать митингующих на трассе "Кавказ"

По словам очевидцев событий из числа местных жителей, все началось с того, что несколько дней назад на имена жителей поселка Новый Алисхана, Амирхана, Алихана Гуражевых и их двоюродного брата Мустафы Баркинхоева пришла повестка из Следственного комитета Северной Осетии явиться во Владикавказ для дачи показаний по поводу пропавшего безвести год назад их соседа, тоже Баркинхоева. Поскольку из всех вызванных в Следственный комитет только Алисхан Гуражев и Мустафа Баркинхоев были на тот момент дома, то и было решено, что они вместе с матерью Мустафы Радимхан Баркинхоевой отправятся узнать судьбу пропавшего. 

Со своей стороны сотрудник поселкового отдела полиции Хамхоев посоветовал им не отказываться от визита во Владикавказ. И он же с утра пораньше примерно к половине девятого утра прислал такси.

Главный пост, так называемый «Черменский круг», машина миновала без всяких задержек. Далее, переехав мост в сельском поселении Чермен, автомобиль был остановлен нарядом ГИБДД, рядом с которым расположились несколько машин с людьми, одетыми в камуфляжную форму. На просьбу полицейского открыть багажник, водитель (кстати, и сам сотрудник правоохранительных органов в отставке) вышел из автомобиля и в тот же момент оказался скрученным подбежавшими силовиками в масках. Та же участь постигла и обоих молодых людей, которых попросту уложили лицом на землю. Почти столь же жестко обошлись и с пожилой женщиной, которую запихнули в одну из машин, после чего кортеж на большой скорости отправился сначала в опорный пункт полиции сельского поселения Чермен, а оттуда в районный центр Пригородного района – сельское поселение Октябрьское, в отделение Госнаркоконтроля. 

Ближе к вечеру таксиста и женщину отпустили, и примерно к 18 часам они вернулись домой. По словам Радимхан Баркинхоевой, ее больше всего донимали вопросами о том, носит ли она хиджаб, есть ли у них дома религиозная литература, и в какой мечети молятся ее сыновья. 

«Полицейские сказали, что в поселках Новый и Майский развелось много ваххабитов, и они скоро там все полностью зачистят».

Тем временем, пока с арестованными беседовали полицейские, к 10 часам утра все дома на пятачке в поселке Новый, где проживали задержанные, оказались блокированы тридцатью бойцами без опознавательных знаков, один из которых представился сотрудником Наркоконтроля, но быстрая демонстрация служебного удостоверения не позволила даже определить характер представленного им документа. Не заморачиваясь на представлении постановления об обыске и наличием понятых, сотрудники деловито приступили к обыску помещения. 

Небольшой вагончик размером 3 на 4 метра, в котором проживала семья задержанного, был в течение шести часов основательно перерыт и после занесенной в него полицейскими странной сумки, там были обнаружены три боевых гранаты, 54 патрона от пулемета и пакет с зеленым порошком, похожим на анашу.

Приглашенные соседями сотрудники местного опорного пункта полиции после разговора с приезжими отошли в сторону и далее были в роли обычных сторонних наблюдателей.

Митинг

Поскольку никаких вестей об исчезнувших людях не поступало, местные жители стихийно начали собираться на митинг, который к 18-00 закончился перекрытием федеральной автотрассы «Кавказ» вблизи административной границы с Ингушетией. Следует отметить нерасторопность властей, которые обратили внимание на происходящее только к 23 часам, когда ситуация уже накалилась до предела. Несколько сот ингушей требовали вернуть похищенных молодых людей. Подъехавшие наконец-то сотрудники полиции Северной Осетии потребовали от людей разойтись, однако митингующие стояли на своем. К счастью, благоразумие возобладало и удалось избежать силового вмешательства. Нескольким родным позволили встретиться с задержанными парнями и убедиться, что с ними обошлись без применения насилия.

Приехавший той же ночью на место министр МВД РСО-Алания Артур Ахметханов просил людей разойтись по домам, заверяя собравшихся, что не позднее утра оба задержанных будут освобождены. При этом генерал клялся своими погонами, которые обещал с себя снять в случае неисполнения данного обязательства. Как показало утро, полицейские генералы не всегда держат свое слово.

Родные задержанных парней постарались распустить людей, чтобы не усложнять ситуацию и не усугублять возможными неприятными инцидентами судьбы арестованных. Однако противостояние затянулось до 4 часов утра и сопровождалось долгими выяснениями обстоятельств. Отдельные горячие головы дошли до того, что начали жечь на трассе костры из автомобильных покрышек, которые кто-то предусмотрительно заранее привез. В ситуацию пришлось вмешаться и непосредственно главам соседних республик, активные действия которых позволили избежать серьезных последствий.

Уже на следующий день к 10 часам в администрацию Майского приехала внушительная делегация чиновников Северной Осетии, в которую входили представители районной и республиканской администрации, а также практически всех силовых ведомств под предводительством все того же Артура Ахметханова. Всеми участниками встречи было осуждено поведение силовиков при задержании и проведении обысков. Правоохранители пообещали, что все следственные действия в отношении Гуражева и Баркинхоева будут вестись в строгом соответствии с требованиями процессуальных норм закона.

Встреча с Евкуровым

Сегодня в 16 часов глава Ингушетии провел расширенное совещание с участием представителей министерств и ведомств республики, на которое были также приглашены родные арестованных. Юнус-Бек Евкуров подверг резкой критике чиновников, не отреагировавших сразу же на проблему, а выжидавших развития событий до позднего вечера, пока ему лично не пришлось дать поручение разобраться в происходящем на автотрассе «Кавказ». Такое отношение к своим обязанностям, по мнению главы, не допустимо. Если бы ответственные сотрудники МВД, Прокуратуры вовремя вмешались в процесс, можно было бы избежать многих острых моментов.

С другой стороны, как отметил Евкуров, не должны сами граждане так бурно реагировать на действия правоохранителей, конечно же, если они носят законный характер. В связи с этим глава обратился к родственникам Баркинхоева и Гуражева не нагнетать митинговые страсти и призвать соседей и односельчан не продолжать беспорядки. Более того, если в ходе объективного расследования будет установлена причастность задержанных к уголовным преступлениям, нужно спокойно принять такое решение суда. Родственники со своей стороны заверили главу, что они совсем не против законного разбирательства, но действия силовиков по аресту и обыску мало соответствуют нормам закона. Юнус-Бек Евкуров пообещал им, что насколько это от него зависит, он приложит все силы, чтобы расследование было проведено максимально объективно, и тут же дал поручение представителям Прокуратуры, МВД и Совета безопасности наладить взаимодействие с их осетинскими коллегами для согласованного контроля за дальнейшими действиями в отношении арестованных.

Отдельно глава потребовал от представителей Совета тейпов и полицейских провести разъяснительную работу с митингующими, чтобы успокоить людей и убедить их разойтись по домам. В отношении тех провокаторов, которые пытаются на чужой беде организовать беспорядки, Евкуров приказал применить самые жесткие санкции, вплоть до арестов.

На текущий момент

В течение дня на месте митинга продолжали собираться люди, среди которых можно было увидеть отдельных ораторов, призывавших осудить незаконные действия властей и продолжить стоять до освобождения из-под стражи арестованных.
Около 20 часов совместными действиями ОМОНовцев из Ингушетии и Северной Осетии митинг на федеральной автотрассе «Кавказ» был разогнан.

Послесловие

В произошедшей истории можно отметить несколько показательных моментов:

- действия митингующих были спровоцированы неправомерными действиями представителей правоохранительных органов Северной Осетии. И возможно, что если бы дело не приобрело столь громкий оборот, то список пропавших безвести жителей Пригородного района ингушской национальности пополнился бы еще на два человека;

- учитывая митинговые страсти, приведшие к событиям на Украине, у местных экстремистских сил могут появиться опасные примеры для подражания, которые сегодня уже в какой-то мере были опробованы и, если бы не были вовремя пресечены, неизвестно, к чему бы это могло привести;

-учитывая сложные межнациональные отношения между ингушами и осетинами, такие преступные акции представителей закона из числа одной нации в отношении представителей другого народа никак не служат налаживанию мирных отношений, а наоборот, до крайности их осложняют;

- представители силовых ведомств должны понять, что хватать без суда и следствия людей на улицах уже не так безопасно, как во времена так называемых «эскадронов смерти», когда под антитеррористическую деятельность можно было списать любые убийства и похищения людей, и сегодняшние протестные действия общественных масс могут уже стать опасным прецедентом в будущем.

Так что давайте все-таки учиться жить по законным, единым для всех правилам, и не использовать бандитские методы в отношении даже очевидных преступников, а тем более сомнительных подозреваемых, чье обвинение строится на «хорошо проверенных слухах».