Баку и Тегеран на военной волне
Визиты высокопоставленных военных чинов в Азербайджан, а также анонсированный ближайший по срокам визит министра обороны Азербайджана в Иран позволяют делать выводы о том, что в текущих планах как соседей, так и внерегиональных акторов, страна рассматривается как важный военно-стратегический партнер, укрепление отношений с которым сулит как минимум преимущества в ближнесрочной перспективе. Причем всем.
Азербайджан в планах России и НАТО
Находящийся с первым в истории двусторонних отношений визитом в Баку начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов, обсуждая со своим азербайджанским коллегой Наджмеддином Садыковым вопросы развития военно-технического сотрудничества между двумя странами, прямо сказал, что доволен уровнем военно-технического сотрудничества между двумя странами и высказался за дальнейшее его развитие.
Москву не может не устраивать то обстоятельство, что Азербайджан размещает значительную часть своих военных заказов в России, обеспечивая предприятия оборонного комплекса этой страны многомиллионными заказами. Общая сумма их на сегодняшний день превышает 4 млрд долларов, что в условиях жесточайшей конкуренции на мировых рынках вооружения является весьма неплохим показателем. Более того, по словам коллеги Герасимова Наджмеддина Садыхова, Баку не собирается менять своих приоритетов в этой сфере в обозримой перспективе.
Даже прошедшая на фоне этого визита информация о выводе из баланса министерства обороны Азербайджана объектов, входивших в состав Габалинской РЛС, абсолютно не сказалась на итогах и общем характере как самого визита российского военачальника, так и на встрече руководителей генштабов стран СНГ, под председательством которого эта встреча в Баку проходила.
Одновременно в Баку прибыл новый заместитель генсека НАТО. По сообщениям, с целью участия в 20-летнем юбилее программы НАТО «Партнерство во имя мира» и в предстоящих информационных днях по программе «Наука во имя мира и безопасности». Однако, скорее всего, также и для того, чтобы обсудить с азербайджанским руководством недавно анонсированные планы по интенсификации сотрудничества Азербайджана с Альянсом.
Для него информация об основательном закрытии Габалинской РЛС могла бы стать сигналом тому, что Баку не намерен пересматривать свои планы в отношении этого объекта. И визит масштаба российской армии в Баку не означает, что на переговорах предусматривалось обсуждение возобновления российского военного присутствия на территории Азербайджана в любом варианте.
Между тем планы Альянса, связанные с Азербайджаном, вопреки расхожим предположениям, полностью укладываются в логику его участия в Индивидуальном плане действий партнерства (ИПАП). Третий этап ИПАП уже подошел к концу, и теперь разрабатываются контуры четвертого этапа.
Помимо всего прочего, развитие афганского транзита, основной этап которого приходится на текущий год, также представляет исключительную важность для обеих сторон. Энергетическая безопасность, борьба с терроризмом — еще одно направление нашего сотрудничества, которое стороны намереваются продолжать. И никаких проектов, которые могли бы нарушить принципы и подходы Баку к его сбалансированным отношениям с региональными и внерегиональными центрами силы, этот этап не предусматривает.
Азербайджан – Турция: возможен ли военно-политический договор
Однако именно об этом в последнее время все чаще говорили наблюдатели, кивая в сторону активизации азербайджано-турецкого военного сотрудничества.
Речь шла даже о заключении особого военно-политического договора между Азербайджаном и Турцией. Данный договор, по их мнению, создавал бы условия для интеграции Азербайджана в натовские планы в регионе без непосредственного участия страны в НАТО и гарантировал бы таким образом защиту его национальных интересов.
Предполагалось, что визит в Баку 1 апреля начальника генштаба вооруженных сил Турции Неждета Озела преследовал цель подготовки этого договора, который должен был быть подписан во время рабочей поездки в Азербайджан премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Но ничего подобного не произошло. И, думается, не от того, что стороны не готовы были его подписывать, а потому что время для такого договора еще не подошло.
Турцию и Азербайджан связывает целый набор документов, которые подтверждают союзнические обязательства сторон. Одно только сотрудничество в военно-технической сфере включает совместную разработку различных типов оружия и даже его совместную реализацию на внешних рынках.
Отдельным пунктом идут проведение совместных учений, участие военных обеих стран в образовательных программах и пр. Есть даже программы по интеграции отдельных оборонительных систем двух стран. Так, в этом году Азербайджан и Турция договорились установить единую радарную систему «свой-чужой» (Identification Friend and Foe), используемую для распознавания систем ПВО, боевых самолетов, вертолетов и кораблей.
Система позволит ПВО обеих стран в автоматическом режиме распознавать свои самолеты и летательные аппараты других стран. Система предназначена для определения принадлежности летательных аппаратов, высоты полета и других важных для ПВО характеристик.
Такое развитие сотрудничества в военной сфере вполне удовлетворяет стратегическим интересам двух стран. И искусственно форсировать этот уровень, похоже, ни Анкара, ни Баку не собираются. Военное сотрудничество вполне соответствует политическим обстоятельствам. Конечно, все может поменяться. И в этом случае возможно ускорение взаимодействия по всем указанным направлениям, для чего потребуется и создание новой, модернизированной договорно-правовой базы. Но, по всей видимости, это будет не сегодня и не так, как об этом говорят.
Вообще, высшим военачальникам двух стран есть о чем предметно и конструктивно поговорить друг с другом. Речь идет прежде всего о региональной безопасности, о тех рисках, которые существуют в этом аспекте для двух стран, и о том, как с ними бороться. Роль военных в этом вопросе является исключительной, а необходимость взаимодействия – безусловной.
Иран и Азербайджан в военно-политическом аспекте объединяет одно немаловажное обстоятельство. В отличие от своих соседей по Кавказу, эти страны являются членами Движения неприсоединения, т.е. придерживаются внеблокового статуса. Обе страны этим статусом дорожат особо, при этом руководствуясь отличными обстоятельствами. Именно эти обстоятельства делают необходимым взаимодействие между ними в военно-политической плоскости. Каким оно будет – это сотрудничество – покажет время, которое ему как раз в этот момент и благоволит.
Комментарии