Последний монументальный человек

В Карлсруэ вручили высшую награду земли Баден-Вюртемберг, золотую медаль имени Штауфена, Гарри Эттлингеру (Harry L. Ettlinger). Этот американец немецкого происхождения - последний из оставшихся в живых членов уникального воинского подразделения Monuments Men, которое во время Второй мировой войны спасало украденные нацистами произведения искусства.

Вручая эту медаль (ею за особые заслуги, начиная с 1977 года, награждают в честь династии южногерманских королей и императоров Штауфенов), госсекретарь по делам культуры земли Юрген Вальтер (Jürgen Walter) честно признался: «Господин Эттлингер! Мы уже много лет назад должны были оказать вам эту честь!» Но награда нашла своего героя только когда на экраны вышел американский фильм Джорджа Клуни (George Clooney) «Monuments Men» (в российском прокате - «Охотники за сокровищами»). Можно спорить о художественных достоинствах этой типично голливудской ленты, но историкам Клуни оказал неоценимую услугу, рассказав о малоизвестных «спасателях» украденного искусства. Одним из 350 офицеров американского спецподразделения MFA&A (Monuments, Fine Arts and Archives Section) и был уроженец Карлсруэ Хайнц-Людвиг Эттлингер (Heinz Ludwig Chaim Ettlinger).

Сын еврейского торговца одеждой родился в Германии в 1926 году. Его дедушка Отто Оппенгеймер (Otto Oppenheimer) был не только известным фабрикантом, но и большим любителем искусства, много лет собирал экслибрисы и графику немецких импрессионистов. Особенно Оппенгеймер гордился графической копией автопортрета Рембрандта (Rembrandt), оригинал украшал залы художественной галереи в Карлсруэ. Но так как в 1933 году нацисты запретили немецким евреям посещать музеи, то знаменитую картину Хайнц-Людвиг увидел только много лет спустя...

В 1938 году, почти сразу же после бар-мицвы, тринадцатилетний мальчик и его два брата вместе с родителями бежали из фашистской Германии в США. Когда Хайнц, который в Америке стал Гарри, подрос, его призвали на военную службу пехотинцем в Бельгию. Но потом перевели в подразделение Monuments Men. Создали эту необычную структуру в 1943 году. Спасатели должны были разыскивать украденные нацистами произведения искусства и возвращать их настоящим владельцам. Таких произведений, по самым скромным подсчётам, было не менее 5 миллионов, и многие из них до сих пор не найдены. Список включал в себя Мадонну Микеланджело, картины и антиквариат из коллекции Лувра.

Возвращение произведений искусства настоящим владельцам в условиях войны было дело непростым и очень опасным. Большинство помещений, где фашисты прятали картины, были заминированы. «Мы часто стояли перед выбором: погибнем, чтобы спасти эти произведения, или выживем, но не сможем их спасти, - вспоминал Гарри Эттлингер. - Перед тем как я начал работать, двое моих товарищей подорвались на минах».

Для того, чтобы выяснить, где немцы прятали ворованное, велись также и многочисленные допросы свидетелей. Так, Эттлингер помогал в допросе известного нацистского фотографа Генриха Гофмана (Heinrich Hoffmann), который, например, занимался и реализацией конфискованных произведений так называемого дегенеративного искусства.

В соляных копях Хайльбронна «спасатели», среди которых был и Эттлингер, нашли тысячи ящиков, до краёв наполненных картинами и скульптурами. Там Гарри впервые увидел и любимое дедушкино произведение - автопортрет Рембрандта. «Это был незабываемый момент в моей жизни, - вспоминал он. - Я был горд полюбоваться, наконец, картиной из немецкого музея, который, как еврей, я не имел права посещать в гитлеровское время».

Теперь произведением мастера могут наслаждаться и жители Карлсруэ, сам же «спасатель» довольствуется дешёвой копией, которая висит в его квартире в Нью-Джерси.

После войны Эттлингер, в отличие от многих собратьев по оружию, не сделал искусство своей профессией. «Я был простым парнем из Америки, меня всё это не очень интересовало», - объясняет офицер. Он изучал машиностроение в университете, потом стал директором компании, где производили специальные системы наведения для подводных лодок. В Германию он, конечно, не раз приезжал после войны, например, в 2011 году, когда в Брухзале (Баден-Вюртемберг) открыли площадь, названную в честь его дедушки. Отто Оппенгеймер, родившийся в этом городе, сочинил более ста лет назад местный гимн.

Многие картины, которые сегодня можно увидеть в художественной галерее Карлсруэ, были спасены Monuments Men в Хайльбронне и Кохендорфе. Но сам Гарри Эттлингер не видит в своей службе во время войны ничего особенного. «Я просто старался хорошо выполнять свою работу, - скромно говорит он, добавляя с улыбкой: - Хорошо, что помещение в Хайльбронне мы тогда открывали очень осторожно. Оно было полно нитроглицерина. Если бы мы дверь взорвали, я бы с вами не разговаривал...»