Дестабилизаторы: о деле "разрушителей" СССР
Группа депутатов, то ли снедаемая честолюбием, то ли завидуя славе Герострата, то ли ещё по какой-то уважительной причине, направила Генпрокурору запрос о возбуждении уголовного дела против «разрушителей СССР».
Все восприняли это как выпад против Михаила Горбачева, но не в меньшей степени это выпад против президента Казахстана Назарбаева, единственного ныне находящегося у власти члена тогдашнего Госсовета СССР. И конечно - ещё один плевок на могилу первого президента России - Бориса Ельцина. О том, почему этот запрос, с моей точки зрения, в правовом смысле ничтожен и абсурден, я скажу дальше. Но меня интересует - зачем депутатам именно сейчас изо всех сил «раскачивать лодку»? Ведь суд (а следующим юридическим шагом может быть обжалование закономерного отказа прокуратуры в возбуждении уголовного дела) - станет судом над всем российским суверенитетом. Это не будет процесс над Августом-91, это будет комическое глумление над всем 24-летним существованием Российской Федерации. Мало того, что у нашей страны теперь в международно-правовом аспекте сомнительные границы. Теперь сомнительным объявят её существование вообще. Напугает всех немногих союзников. Не слишком ли это дорогая цена за самопиар политиканов?
А теперь - обещанный юридический анализ.
1. «ЗАКОН СССР ОТ 05.09.1991 N 2392-1 ОБ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ССР В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД» носит характер конституционного закона, хотя такого понятия в конституционном праве СССР в прямом виде не существовало. По сути, этот закон заменил раздел Конституции СССР, касающийся устройства представительных и исполнительных органов госвласти. Съезд народных депутатов СССР имел право менять Конституцию СССР и, следовательно, принимать конституционные законы. Статья 8 данного закона устанавливает его приоритет перед нормами предыдущей редакции Конституции СССР: «Положения Конституции СССР действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. Изменения Конституции СССР, принятые Верховным Советом СССР, вступают в действие после их ратификации высшими законодательными органами всех союзных республик». Следовательно, созданный в соответствие со ст. 3 Госсовет, состоящий из глав 10 республик и президента СССР, был вправе принимать решения в рамках определённой ему компетенции: «Для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик...
Решения Государственного Совета СССР носят обязательный характер».
2. Теми же решениями Госсовета были признаны Декларации о государственном суверенитете союзных республик, включая РСФСР, которые прямо противоречили Конституции СССР в части объявления республиканских законов, как имеющих приоритет перед общесоюзным законодательством. Делегитимация полномочий Госсовета влечёт признание Декларации о суверенитете РСФСР, создание поста президента РСФСР и иных решений незаконными актами, отменяют решение о создании СНГ и действующую Конституцию РФ, и в целом, отменяют государственный суверенитет РФ и конституционный строй.
3. Вопрос на референдуме 17 марта 1991 года носил неконкретный, необязывающий характер, поскольку его текст: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?", во-первых, не требует ни сохранения названия государства и ни его конкретной формы («обновленная федерация»); во-вторых, содержит в себе внутреннее правовое противоречие, поскольку федерация не может объединять суверенные государства. Кроме того, под это определение подходит и СНГ, Союз Белоруссии и России.
4. Требование депутатов восстановить партийный (КПСС) контроль в силовых структурах и правоохранительных органах противоречит решению Конституционного Суда РФ по делу КПСС, которое признало незаконным политический контроль КПСС над органами госвласти.
5. В этом запросе забыто про невозможность привлечения к ответственности конкретных лиц за решения коллегиального органа (в данном случае Госсовета), и за исполнения должностными лицами своих законных обязанностей (президент СССР был обязан подписать решения Госсовета).
6. В этом запросе отсутствует указание на уголовное обвинение, не имеющее срока давности, поскольку «превышение должностных полномочий с отягощающими обстоятельствами» (ст. 171 УК РСФСР в редакции 1980 г.), которое и вменяется группой депутатов всем тогдашним членам Госсовета (главы 10 республик, включая Назарбаева, и сам Горбачев), каралась до трех лет лишения свободы.
*благодарю за сотрудничество в работе над этим блогом руководителя аналитического отдела ООД «За права человека» Евгения Ихлова.
Комментарии
Только независимого.
Депутаты во что бы то ни стало, хотят оправдать агрессивность исполнительной власти, аннексии чужих территорий.
Россия уже близка быть в полной изоляции, и вот - новая глупость депутатов.
Займитесь делом, господа-товарищи. Если не знаете чем заняться, уйдите, не мешайте людям спокойно жить!
Горбачева жаждет судить коллективный Путин, коллективная вакханалия упадка России!