Чекисты и бандеровцы

Советская власть для борьбы с националистическим подпольем на западе Украины использовала спецгруппы.

Накануне КАВПОЛИТ предоставил своим читателям секретный документ, опубликованный на сайте Минобороны. В документе говорится о связях украинских националистов (бандеровцев) в лице ОУН и УПА с немецкими фашистами в годы Великой Отечественной войны.

Не все, конечно, столь однозначно. Так, 26 июля 1945 года из докладной записки наркома внутренних дел УССР Василия Рясного, направленной под грифом «Совершенно секретно» в Москву Лаврентию Берия, мы узнаем, что в рядах украинских националистов действовало 156 чекистских (агентурных) спецргупп. Агенты советской разведки, переодетые в форму бойцов УПА, проводили акции с целью дискредитации повстанческого движения и лишения его «народной поддержки». Ниже КАВПОЛИТ публикует полный текст документа.

Докладная записка наркома внутренних дел УССР В.С.Рясного наркому внутренних дел СССР Л.П.Берия об организации и результатах деятельности легендированных спецгрупп для борьбы с националистическим подпольем ОУН и бандами УПА в западных областях УССР.

Совершенно секретно

НАРКОМУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР Л. БЕРИЯ

26.07.1945 г. 

№ 8/156451 


Сообщение об органиации и результатах работы специальных групп для борьбы с оуновским бандитизмом в западных областях Украины.
В связи с организованным постепенным разгромом банд УПА и ликвидацией политической сетки ОУН в сочетании с партийно-политической работой в западных областях Украины, с началом весны 1944 г. заметно усилилась явка с повинной в органы НКВД бандитов УПА, оуновских подпольщиков и уклоняющихся от службы в Красной Армии.

Принимая во внимание, что часть явившихся с повинной, имеет широкие связи с руководителями оуновского подполья и УПА, а также хорошо знакома с конспиративными порядками антисоветского подполья, часть этих людей мы стали использовать сначала как отдельных агентов-боевиков, а позднее – в боевых группах особого назначения, названных нами специальными группами.

Агенты-боевики получали задания проникать в оуновское подполье или в банды УПА для захвата или физического уничтожения руководителей ОУН-УПА. 

В тех случаях, когда агент-боевик, который влился в банду или в подполье ОУН, не имел возможности физического уничтожения или захвата руководителя-главаря, его заданием была компрометация главаря банды или местного подполья для усиления и активизации  внутреннего разложения банды или местной организации ОУН.

Созданные при оперативных группах НКВД УССР, при УНКВД, при РО НКВД специальные группы имели такие задачи: 

1) Захват или физическое уничтожение руководящих центров или главарей ОУН-УПА. 

2) Уничтожение мелких банд УПА и местных боевок ОУН и "СБ". 

3) Подведение банд УПА под оперативный удар органов и войск НКВД. 

4) Уничтожение системы живой связи ОУН-УПА путем разгрома пунктов связи, уничтожения или захвата связников и шефов связи.

5) Сбор необходимых разведывательных сведений перед проведением больших чекистско-войсковых операций.

6) Выявление и уничтожение складов-краивок ОУН-УПА.

Спецгруппы обычно состояли из тех бандитов ОУН-УПА, которые явились с повинной. Командовал спецгруппой один из бывших главарей банд УПА, оперативное руководство спецгруппой осуществлял влитый в ее состав оперативный работник НКВД.



В связи с тем, что комплектование спецгрупп проводилось по принципу подбора агентов- боевиков, которые были проверены при выполнении заданий по ликвидации оуновского бандитизма, – со стороны участников спецгрупп за все время их существования не было ни одного случая измены. 

В Ровенской и Волынской областях в состав специальных групп вливались также бывшие партизаны-ковпаковцы, хорошо знающие местные условиями, имеющие большой опыт борьбы с оуновским бандитизмом. 

По своему внешнему виду и вооружению, знанию местных бытовых особенностей, языку и конспиративному способу действий личный состав специальных групп ничем не отличался от бандитов УПА, что вводило в заблуждение аппарат живой связи и главарей УПА и оуновского подполья, давало возможность участникам спецгрупп вступать с ними в непосредственные контакт.

Во многих случаях действия спецгрупп мы тесно согласовывали с действиями внутренних агентов, проникших в банды УПА или оуновское подполье. 

В случаях угрозы расшифровки или невозможности осуществления захвата определенных планом главарей ОУН-УПА участники спецгрупп уничтожают последних, к тому же во многих случаях создают такое впечатление в оуновской среде и среди населения, что уничтожение руководителей ОУН-УПА осуществлено бандами "СБ". 

В состав каждой спецгруппы входит от 3 до 50 и больше лиц, которые в зависимости от легенды и задания, которые представляют собой особую "свиту" вымышленного бандитского руководителя, или один из отделов УПА. 

Спецгруппы играли и продолжают играть значительную роль в деле ликвидации оуновского бандитизма в западных областях УССР. 

По состоянию на 20 июня 1945 года всего в западных областях Украины действует 156 спецгрупп с общим количеством участников в них 1783 человека. 

Вследствие оперативной деятельности спецгрупп уничтожено и захваченоно живыми бандитов УПА и ОУН-ких подпольщиков.

За это время захвачено трофеев: 

станковых пулеметов – 1; 
ручных пулеметов – 31; 
автоматов – 172; 
винтовок – 439; 
пистолетов – 79; 
гранат – 216; 
патронов – 38 030; 
мин – 34; 
радиостанций – 1; 
коней – 72. 

Убитые главари ОУН-УПА: 

- заместитель командующего УПА "Клима САВУРА" – полковник ОХРИМОВИЧ – 04.03.45 г. 

- начальник штаба "ДУБОВОГО" – "МАКАРЕНКО". 

- заместитель Волынского областного коменданта "СБ" – "КУК" – 25.01.1945 г. 

Захваченые спецгруппами предводители ОУН-УПА: 

- член Волынского областного "провода" "СТЕПАН" – 15.12.1944 г. 

- шеф связи областного "провода" ОУН "КОМАР" – 02.02.1945 г. 

- районный комендант "СБ" "ВАСИЛЬКО" – 25.01.1945 г. 

В связи с тем, что руководителям ОУН-УПА стало известно о существовании спецгрупп и выполняемых ими задачах, в последнее время создание новых спецгрупп прекращено; имеющиеся спецгруппы переформиваны в большие и действуют крайне осторожно, поскольку продвижение по связям ОУН-УПА стало более трудным, а настороженность бандитов настолько сильная, что д а ж е в настоящих оуновских бандах они подозревают тайные спецгруппы. 

НАРКОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НКВД УССР  /Р я с н о й/»