Уклончивая позиция Беларуси по Крыму
С самого начала конфликта между Россией и Украиной Беларусь предпринимает попытки уклониться от однозначной поддержки любой из сторон. Эта позиция уже повлекла за собой отзыв украинского посла из Беларуси для консультаций, и, по всей видимости, потребует дополнительных уточнений со стороны белорусского МИДа. Тем не менее Минск продолжает манипулировать аспектами своей позиции по Крыму. В чём причина такого поведения официального Минска?
Неоднозначная позиция Минска
Вскоре после оглашения результатов Крымского референдума 16 марта были обнародованны официальные заявления МИД Казахстана, Кыргазстана и Армении.
Казахстан: «В Казахстане восприняли прошедший в Крыму референдум как свободное волеизъявление населения этой Автономной Республики и с пониманием относятся к решению Российской Федерации в сложившихся условиях».
Кыргызстан: «[…] результаты референдума в Крыму от 16 марта текущего года представляют собой волеизъявление абсолютного большинства населения Автономной Республики. И это тоже объективная реальность, какие бы полярные оценки не давались этому референдуму».
Армения: «Серж Саргсян и Владимир Путин обсудили ряд актуальных вопросов […] собеседники коснулись ситуации, сложившейся после проведения референдума в Крыму и констатировали, что это является очередным примером реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления».
В свою очередь белорусский МИД опубликовал витееватое заявление, главным посылом которого явилось явное желание уклониться от участия в конфликте на чьей-либо стороне, а также готовность выступить если не посредником между конфликтующими сторонами, то, по крайней мере, дополнительным каналом коммуникации:
«С учетом сегодняшних реалий Республика Беларусь выступает против однобокого, пристрастного толкования принципов международного права в угоду геополитическим интересам, попыток заявлять об уникальности одних международных ситуаций и территорий и игнорировать другие. […] Беларусь приложит все возможные усилия для того, чтобы вернуть отношения между Украиной и Россией к братским и добрососедским, помочь найти варианты урегулирования всех имеющихся противоречий и не допускать силового противостояния».
Белорусский МИД, таким образом, не стал давать оценок законности сложившейся ситуации в Крыму и предпочел самоустраниться от «теоретизирования» по поводу вопроса международного-правового признания как самого референдума, так и действий России в целом.
Об этом же говорил Александр Лукашенко и во время своего выступления перед журналистами 23 марта: «Крым не является независимым государством, как та же Осетия, Абхазия и так далее. Крым сегодня часть территории Российской Федерации. Можно признавать это, не признавать, но от этого ничего не изменится. Поэтому мы свою точку зрения определили, мы ее высказали […] признаем или не признаем, думаю, ситуация будет развиваться де-факто. Будет ли Крым признаваться как регион Российской Федерации, это уже не важно. Россию ведь все признают. Поэтому от нас этого никто не требует, мы в эти дебри абсолютно не влазим».
Очевидно, в своих официальных заявлениях Минск апеллирует к постреволюционной реальности в Украине и рассматривает все события, включая крымские, как результат порожденного революцией хаоса. Белорусские власти попытались избежать необходимости участвовать в процессе международно-правовой оценки происходящего.
Но даже несмотря на компенсаторный эффект от интервью Александра Лукашенко украинскому каналу и теплой встречи с исполняющим обязанности президента Украины, рано или поздно Беларусь начнет нести определенные издержки от такого маневрирования.
Такими мерами могут стать, например, ограничения на импорт белорусских товаров, чего руководство Беларуси и пытается избежать, учитывая, что объем товарооборота между двумя странами составил в 2013 г. более 6 млрд долларов и традиционно сделал Украину третьим по важности торговым партнером Беларуси после России и ЕС.
Военно-политическое сотрудничество Беларуси и России
Наиболее существенная проблема в занятой Беларусью позиции — необходимость выполнения обязательств, проистекающих из соглашений с Россией о создании Единой региональной системы ПВО и совместной охране внешней границы Союзного государства, заключенных в феврале 2009 г. В такой ситуации сложно добиться того, чтобы определенные действия белорусских властей хоть сколько-нибудь не расходились со словами.
Так, в разгар конфликта между Россией и Украиной Беларусь разместила на своей территории российские истребители, а также провела военные учения в ходе проверки боеготовности Вооруженных сил Беларуси. Это произошло, когда факт аннексии Крыма еще не был состоявшимся, а угроза военных действий на территории, прилегающей к непосредственным границам Беларуси, была вполне реальной.
Несмотря на то, что размещение Су-27 и военные учения в Беларуси были вызваны определенной активностью на территории граничащих с Беларусью стран НАТО, эти факты повлекли за собой критику как внутри страны, так и на международной арене. Политики в странах НАТО и ЕС выразили обеспокоенность, а лидеры мнений в белорусских независимых медиа спрашивали, не последует ли Беларусь в состав РФ вслед за Крымом?
Не умаляя значения подобных вопросов для освещения различных точек зрения на актуальную проблему для белорусского общества, здесь следовало бы задавать и другой вопрос: Как при наличии военно-политических обязательств Александру Лукашенко удается избегать прямой поддержки России в вопросе Крыма?
Почем фунт суверенитета?
Высока вероятность того, что Беларусь будет и далее манипулировать аспектами своей позиции по событиям в Крыму и попытается собрать как можно больше дивидендов от такой ситуации даже после поддержки России в Генеральной ассамблее ООН.
В частности, Беларусь заинтересована в поддержании уровня экономического сотрудничества как с Украиной, так и с Россией на максимально возможном уровне. Также в преддверии подписания договора о ЕЭС, намеченном на май 2014 г., вопрос о международно-правовом признании законности действий Москвы может стать аргументом Минска в вопросе об отмене пошлины на экспорт нефтепродуктов, изготовленных из российской нефти.
Кроме того, нежелание Минска принимать определенную сторону конфликта отсылает к опыту «разрядки» 2008-2010 гг. в отношениях с ЕС на фоне так и не состоявшегося признания Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии, и это, безусловно, вполне определенный сигнал Западу о возможности нести некоторые издержки в обмен на нейтральную позицию по столь важному и чувствительному вопросу для ЕС и США как Крым и Украина.
Наконец, власти Беларуси намерены приложить все возможные усилия для того, чтобы избежать международной изоляции Беларуси во время чемпионата мира по хоккею, до начала которого осталось чуть более месяца.
Таким образом, торг Минска поддержкой демонстрирует любопытную модель поведения, в которой белорусскому руководству удается сохранять определенную степень политической автономии, уступая, при этом, в военном и дипломатическом сотрудничестве с Россией. Беларусь, вероятно, и дальше будет пытаться компенсировать выполнение союзнических обязательств перед Россией путем создания неопределенностей в рамках своей официальной позиции в целях получения максимальных выгод от данной ситуации.
Комментарии
Позиция Минска весьма ценна, она может урегулировать и исчерпать конфликт.
Та же Армения проголосовала за резолуцию, Казахстан воздержался, а Беларусь проголосовала - против. Это куда показательнее заявлений прессе.
Выступление Лукашенко в шоу Шустера, заставило задуматься украинскую публику, и приглушило агрессивные настроения в адрес России и Путина в частности.
Поэтому, считаю, что весьма неуместно тут язвить.
Запад могут победить только те, кто занимает чёткую антиамериканскую позицию. Асад конкретно сказал против Запада и у него теперь есть все шансы на победу в войне.
Поди забыл меня подлец.
Его ж из грязи создал я.
Он хвост украл мой – вот свинья”.
Оделся скромно, спрятал рожки
И зашагал черт по дорожке...
Пришел на шахту он: “Друзья,
Хочу увидеть жида я,
Давным-давно в честной народ
Пустил его я в оборот...”
Но не успел он все сказать,
Как стали черта избивать.
Насилу вырвался бедняк,
Подбили глаз, погиб пиджак...
Пришел в село, зашел в колхоз.
“А ну, что с города привез?”
“Привез я только синяки,
Жидов нэмае, земляки?”
“Чудак! – смеются все крестьяне, –
Партиец он всегда притом.
Парторг, директор иль завскладом,
Он служит здесь, ворует рядом.
Паек, квартира и авто,
Жене новехонько манто.
А мы как жили, так помрем,
Другого в жизни мы не ждем”
Услышав ругань, брань и мат,
Поплелся черт наш в Наркомат.
На двери надпись на металле –
Нарком Шевченко и так дале...
Вошел черт, плакался, молился,
Пока приема он добился.
Попав в роскошный кабинет,
Черт замер: сон то или нет?
Ведь это ж он, тот самый жид!
Он в кресле кожаном сидит.
Сто лет назад он хвост купил
Когда ж расплачиваться стал,
То даже беса обсчитал.
Черт рад обнять его как сына.
Что за прекрасная картина…
Но оказался скверным сын.
– “Что вам угодно, гражданин?”
И черт, волнуясь, говорил,
Как он в котле ту смесь варил,
Как смесь та триста лет томилась,
Как что-то в ней зашевелилось,
Какой был смеси гнусный вид,
И как оттуда вылез жид...
Нарком внезапно быстро встал
На кнопку тайную нажал –
И двое в форме появились.
– Не знаю, кто это, но он,
Похоже, вражеский шпион!
Чтоб не случилося беде,
Возьмите их в НКВДе!
Тут черт безумно разозлился
И к жиду так он обратился:
“Ах ты, продажная душа!
Ты ж не имел, брат, ни шиша!
И только я тебе, подлюке,
Подал в беде когда-то руки.
А ты тут – здорово живешь,
Совсем своих не узнаешь!”
“Ну, что ви – слышали? Довольно!
Хватайте этот речь крамольний!”
И черта бедного взашей
Со всех погнали этажей.
В авто без окон усадили
И быстро-быстро укатили...
Когда попал черт на допрос,
Как всякий бес видал он виды,
Но не стерпел ТАКОЙ обиды:
Жидовским духом тут воняет,
Жид жида жидом погоняет.
Не знал наш черт еще беды –
В НКВД ж одни жиды!!!
В два счета кодло закипело,
И бесу вмиг пришили дело:
Мол, у него шпионский вид.
А, главное – антисемит!
– Позвольте, – черт тут закричал, –
Да это ж я его создал!
Услышавши подобный бред,
Вмиг осознали его вред.
И многих слов не говоря,
Постановили – в лагеря!
И чтобы он во всем сознался,
То черта мучили и били,
Все пытки Ада применили.
В душе мой черт должен признаться,
Что с ними Ад не мог тягаться.
Чуть Богу душу не отдал
И все, что надо, подписал.
И черта на гнилой соломе
Везут в раздолбанном вагоне.
Поехал. Не Кавказ, не Крым,
На Соловки его, в Нарым.
Там были русские, грузины,
Поляки, немцы, осетины.
Народ везли со всех краев,
Вот только не было – жидов.
Пять лет по ссылкам черт шатался,
Всего несчастный навидался.
И понял раз и навсегда,
Пора Лукашенко на хозяйственную работу перебираться, заигрался дядька в демократию...