Где валюту менять будем?

Центральный банк собирается закрыть пункты обмена валют.

С закрытого для прессы совещания руководителей коммерческих банков и Центрального банка в подмосковном пансионате «Бор» начинают поступать первые новости. В частности, Центральный банк таки подтверждает свою решимость закрыть пункты обмена валют. Не все и не сразу, но всё к тому идет. Сначала прекратится регистрация новых обменников, а затем действующим, которые занимаются только обменом и больше ничем, будет дано полгода на расширение деятельности. Не расширят - гуд бай! Об этом РИА «Новости» сообщил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов.

«Расширение деятельности», впрочем, внушает некоторый оптимизм, позволяющий надеяться, что обменники исчезнут с улиц не полностью. Ведь достаточно будет поставить в обменнике электронный терминал по приему платежей - и все, «деятельность расширена». А если еще ввести пополнение баланса на пластиковых картах - тут вообще комар носа не подточит. Так что, может быть, обменники «убьют» не все. Ведь обмен валюты - одна из самых востребованных банковских операций, хотя к ней прибегают уже гораздо меньше людей, чем 10-15 лет назад. Что ни говори, а доверие к рублю выросло, и уже не возникает желание каждую полученную зарплату перевести в валюту.

Но, с другой стороны, обменники, особенно находящиеся отдельно от банков, остаются питательной средой для всевозможных финансовых нарушений. Начать хотя бы с того, что если кто-то думает, что обменник и банк, который указан у него в лицензии, - это всегда одно и то же, тот глубоко ошибается. Обменник - самостоятельное заведение, арендующее у банка только право работать под его вывеской. Обменник можно купить. Лет 5-6 назад действующий обменник стоил порядка $20-30 тыс. Правда, цена здесь сильно зависит от места.

Финансовые власти указывают на то, что в обменниках часто обманывают доверчивых клиентов. Да, такие случаи бывают, но они не носят массовый характер и являются самодеятельностью кассиров, а не политикой руководства. Но это если речь идет о неприкрытом мошенничестве вроде заныкивания купюр. А есть еще мошенничество скрытое: на улице - одни цифры, а внутри - другие. «А где же тот курс, что на улице?» - спрашивает озадаченный клиент. «Это если вы меняете от $10 тыс., - говорит кассир. - А если меньше - то курс другой». И тычет в мелкие циферки, где курс - грабительский. Кстати, в жизни не видел чудака, который стал бы менять в уличном обменнике «от $10 тыс.». У сумасшедших обычно столько денег не бывает.

Комиссия за обмен валюты - из той же серии, тоже обман. Нельзя брать комиссию за свою основную деятельность.

Ведь не берет же с вас комиссию за покупку продавец в продуктовом магазине... Но все это - мелочи. Все эти «маленькие хитрости» легко пресечь прямым, как правда, вопросом: «Сколько я получу на руки за 100 долларов (евро, фунтов)?» И лишь получив на него ответ, опускать купюру в пуленепробиваемый лоток.

Главное зло обменников состоит в другом. Они служат вечным и неиссякаемым источником неучтенной налички, которая идет от них прямым ходом на операции обналичивания, конечной целью которых является уклонение от налогов. Есть наличка учтенная: например, выручка в универсамах, сумма которой совпадает с цифрами в кассовой ленте, и которую нужно сдавать по вечерам банковскому инкассатору. А есть наличка неучтенная, о которой никто не знает: например, выручка торговой точки, работающей без кассового аппарата, или даже выручка бабушки, торгующей кислой капустой у метро. К неучтенной же наличке относится и та, что «наторговал» за день обменный пункт. Она имеет не только ту ценность, что указана на купюрах, но и еще сверх того пару процентов - за неучтенность. Эти проценты - тоже доход обменников.

Разумеется, мы не собираемся утверждать, что все обменники занимаются этим, но есть среди них всякие. Об этом прекрасно знает милиция, но у нее по закону нет права проверять по собственной инициативе обменники и банки, о чем ее сотрудники жалеют. Скажем сразу: слава Богу, что нет. А то так и видится, как, скрипя портупеей, в банк заходит человек в сером обмундировании и говорит: «Сержант Петров. Проверка финансовой деятельности...».

Обменники попали на карандаш ЦБ летом минувшего года, когда дружно «гнули» курс доллара книзу. Глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев обещал усилить работу по проверке обменных пунктов. Регулятор планировал внести поправки в Закон «О банках и банковской деятельности», которые запретят открывать пункты обмена валют вне банковских офисов. Данное предложение ЦБ подверглось критике в Федеральной антимонопольной службе. Антимонопольщики заявили, что предложение ЦБ о запрете обменников может ограничить доступ населения к банковским услугам.

Но теперь, видимо, ситуация для изменений уже созрела. Беспокоит только одно: как бы не оказалось потом, что менять валюту негде, в банках - очереди и такие курсы, что потом непонятно, что это - реальный курс валюты или сдача.

Кстати, почему-то вспомнилось, как на заре «реформ», когда еще никаких обменников и в помине не было, я безуспешно пытался купить в госбанке доллары, чтобы поехать в Польшу. Доллары мне не продавали, потому что на руках не было путевки, а путевку я не мог купить, потому что не имел долларов. В Польшу я тогда так и не поехал...