Кто раскачивает лодку с Эрдоганом?

Стремительный рост сторонников Гюлена – реальный повод для беспокойства турецкому премьеру .

Современная турецкая действительность все больше начинает походить на предвыборный Киев в лучших традициях Майдана. Предвыборная ситуация накалена настолько, что премьер Эрдоган заявил, что в случае поражения его кандидата на муниципальных выборах, он уйдет из политики. Ставки чрезвычайно высоки, соответственно высоки и риски для нынешней элиты. Фактически муниципальные выборы во многом определят будущий политический расклад перед президентскими выборами, которые намечены на август 2014 года.
Ключевыми остаются три вопроса: каковы шансы у Эрдогана, насколько сильны оппоненты, и какие внешние силы заинтересованы в политической жизни Турции.

«Украинизация» Турции

Поразительным образом вспоминается ситуация на Украине, где схлестнулись интересы двух сторон, что в итоге привело к неожиданным последствиям. Кто бы мог ожидать такого подъема в Киеве, при котором произошел бы государственный переворот, имеющий фатальные последствия. Пока мы не знаем, чем закончится политическая карьера временных «глав» украинского государства, однако часть Украины уже самоопределилась и добровольно вошла в состав России.

Майдановские тщательно спланированные выступления привели к изменению государственных границ. Схема здесь обычная, отработанная много раз западными спецслужбами. Сначала выбирается конфликтная ситуация, и наносится удар в виде подкупа определенных кругов и простого населения для установления выгодного режима.

Эрдогановский режим сегодня перестал отвечать интересам западных государств, в первую очередь США. А как известно, НАТО в весьма особой форме решает подобные «недоразумения». Однако это не значит, что уже на следующий день после победы Партии справедливости и развития Эрдогана произойдет «Майдан-Таксим» или «жёлтый Майдан».

Об Эрдогане

В тех реалиях, в которых оказалась сегодня Турция, есть два вероятных сценария развития ситуации: непростая победа Эрдогана, либо хаотическое развитие событий, что может привести к смене действующей власти, изменению внутренней политической и географической конфигурации турецкой республики. Все зависит от самого Эрдогана и возможного вмешательства внешних сил. Для их понимания необходимо обратиться к фигуре Эрдогана и Турции периода нахождения его у власти.

Реджеп Тайип Эрдоган весьма противоречивая фигура в турецкой истории. С одной стороны это безусловный национальный лидер, сумевший превратить дряхлую и нестабильную страну в одну из динамично развивающихся экономик и одного из реальных лидеров региона. Средний доход на душу населения и ежегодный туристический поток за 12 лет выросли втрое, экспорт – в пять раз, снизилась инфляция.

Более того, Эрдоган имел огромное доверие населения за счет своей борьбы с коррупцией. Недаром его партия – Adalet ve Kalkınma Partisi (АК) – в переводе с турецкого означает «белый», «чистый».

Однако с ростом популярности, желанием быть первым среди мусульманских стран, головокружение от успехов привели его правительство к явным просчетам и поражениям. Политика «ноль проблем с соседями» переросла в положение «со всеми соседями есть проблемы» (Армения, Сирия, Израиль, Иран, весьма сложный период переживают отношения между Баку и Анкарой и т.д.).

Безусловно, эти неудачи подмочили репутацию премьера. Усилились внутренние и внешние оппозиционные силы, в которых лидирующую роль стал играть Фетулла Гюлен, который сумел своей философией создать целую армию сторонников, как в высших эшелонах власти Турции, так и среди простого населения.

О Гюлене

Возглавляемое Гюленом движение «Хизмет» имеет немало последователей в Турции, в том числе в правоохранительных кругах. Эрдоган назвал их недавно «государством в государстве».

Именно эти чины в полиции и прокуратуре стоят за недавним коррупционным скандалом в Турции. Именно Гюлен играет огромную роль в усилении раскола в правящей партии и турецкого общества, усилившегося после игнорирования требований граждан. Именно Гюлен стал поводом для непопулярного во многих турецких и западных кругах решения закрыть социальные сети и средства массовой информации (Twitter, YouTube...), которые сыграли немалую роль в таксимских выступлениях.

По косвенным свидетельствам, в этих выступлениях не последнюю роль играли сторонники Гюлена, так же, как и в расколе партии власти. «Хизмет» Гюлена стал весьма популярен и в соседнем Азербайджане, где с большим шумом были показательно раскрыты последователи учения Гюлена. Заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов стал жертвой борьбы за власть в Турции. Он был уволен президентом Алиевым после сильного давления со стороны Эрдогана.

Подобная «охота на ведьм» вряд ли говорит об уверенности в победе премьера Турции. Западным государствам необходима Турция как плацдарм на Ближнем Востоке.

Собственно, эту роль Турция играет уже более 50 лет. Потеря для стран НАТО этой позиции означает потерю региона в целом и усиление их противника – Ирана. Фактически, после ряда самоуверенных шагов (конфликт с Израилем, стремление к первенству в мусульманском мире, конкуренция со странами Запада в регионе, отказ от нормализации отношений с Арменией, реисламизация Турции, ущемление прав и свобод граждан и т.д.) взаимоотношения с западными странами резко похолодели. На этом фоне появился новый лидер, который, проживая в США, нашел прекрасный общий язык с Вашингтоном и всем христианские миром – Фатулла Гюлен.

Гюлен заявил, что не стремится к политической карьере, он длительное время не давал интервью, однако стремительный рост его сторонников – реальный повод для беспокойства турецкому премьеру. 

Тем более, что после даже явный сторонник и товарищ Эрдогана по партии президент Абдула Гюль раскритиковал закрытие соцсетей.

Эрдоган – сторонник реакционной политики, Гюлен – за всесторонний мир и согласие со всеми народами и религиями. Он был одним из первых, кто во всеуслышание осудил теракты 11 сентября, он стал неким связующим звеном между народами и религиями, существующими в Турции, он – за диалог религий и культур. Для современного западного мира гюленовский сторонник – наиболее удобная кандидатура вместо непредсказуемого, теряющего политический вес ястреба Эрдогана.

Кульминация выборного периода

Несмотря на ослабление позиций после серии громких скандалов, связанных с крупномасштабной коррупцией, ПСР пока сохраняет лидерство в предпочтениях избирателей. Однако победа на муниципальных выборах (что наиболее вероятно) вовсе не означает победы Эрдогана на президентских в августе. Влиятельные внутритурецкие и внешние силы будут препятствовать победе действующего премьера. Вполне вероятно, что после выборов начнутся новые демонстрации оппозиционных сил. Вероятно, также, что накал страстей мы увидим ближе к президентским выборам 2014 года.