События в Украине: уроки для Грузии

На модерации Отложенный

Центр глобальных исследований 27 февраля провел семинар «События в Украине: уроки для Грузии». В обсуждении проблемы приняли участие эксперты Петре Мамрадзе, Рамаз Сакварелидзе, Сосо Цинцадзе, Иосиф Арчвадзе, Валерьян Горгиладзе, Нана Девдариани, руководители Клуба молодых политологов Ираклий Убилава и Георгий Мдивани, а также представители прессы.

Петре Мамрадзе отметил, что он пристально наблюдает за процессами в Украине уже много лет (еще до распада СССР он несколько лет работал в Харьковском Физтехе как физик). Оценивая ситуацию, он подчеркнул, что детонатором процессов стала корумпированность Януковича и его окружения, однако другие участники напомнили, что и сам ЕС не отрицает наличие коррупции у себя, о чем свидетельствует недавно опубликованный доклад Еврокомиссии. Пертре Мамрадзе отметил и то, что Тимошенко также является для украинцев символом элитарной коррупции, но едва покинув колонию, она заявила о том, что будет продолжать борьбу за власть. Проблему Мамрадзе видит в том, что Янукович два года заявлял, что Украина подпишет договор с ЕС и лишь за неделю до подписания отказался от этого.

Рамаз Сакварелидзе отметил, что Азербайджан также не собирается подписывать договор с ЕС, но это не вызывает бурных протестов. Разница в том, что Янукович прямо «донес» ЕС, что ему позволяет этого Россия. Нана Девдариани напомнила присутствующим, что до тех пор, пока украинскому руководству не положили на стол русский перевод договора, те утверждали, что это «нормальный договор», но прочитав текст удивились, что согласились его подписать. Далее Девдариани провела параллель с Грузией и напомнила, что после официального обеда с премьер-министром Грузии Гарибашвили председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Барозу пошутил, что они поставили рекорд – обговорив вопрос с договором в рамках одного обеда. «Скорее всего, грузинское руководство также не читало этот документ в тысячу страниц. У них даже вопросов нет. Об этом свидетельствует и то, что недавно Гарибашвили на деловой конференции заявил, что правительство Грузии будет поддерживать местных производителей, а это прямо противоречит договору с ЕС», - сказала Нана Девдариани.

Она также напомнила, что на самом деле все началось с того, что на вопрос Януковича – чем поможет Европа украинской промышленности, от которой прямо зависят рабочие места, Европа ответила, что никакой помощи оказано не будет. Петре Мамрадзе согласился с тем, что Европа допустила целый каскад ошибок в отношении Украины, однако утверждение, что Янукович «человек Путина» - это миф.

Рассуждая о прямом вмешательстве западных официальных лиц в процессы на Евромайдане, Сосо Цинцадзе подчеркнул, что подобное вмешательство всегда имело место. Разве в Сирии нет вмешательства? Вопрос в том, оправдает ли в Украине стратегия России, использованная в Грузии. Там, как в Абхазии и Южной Осетии, Россия будет раздавать российские паспорта, введет упрощенную процедуру предоставления гражданства (эти меры действительно были применены несколько позже – ред.).

Сосо Цинцадзе: «Россия не то чтобы не уступит – она просто не может уступить. Военно-промышленный комплекс России прямо завязан на воточно-украинских преприятиях. Тот же Севастополь, Крым... Потому еврочиновники скрипя зубами говорят, что без России эти вопросы не решатся. И мы должны это понять. Нам сегодня нельзя класть все яйца в одну корзину. Бжезинский уже заговорил о «финляндизации» Украины. Я думаю, что это оптимальный вариант и для Грузии, может не идеальный, но тем не менее. В этом договоре 17 страниц уделено запрещению критики сексуальных меньшинств. Получается, что они имеют право на самовыражение, а я, если стану их критиковать, имею шанс попасть в тюрьму! Кто читал этот договор? Разве это европейские ценности? Они в том, как ты переходишь улицу, например. Недавно Ираклий Гарибашвили сказал, что закон не запрещает нашим чиновникам покупать автомобили стоимостью в 200 тысяч. Но если они утверждают, что мы идем к Европе, там это запрещает не закон, а мораль, нравственность, ценности... Питер Сэмнэби, бывший спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу, как-то в сердцах сказал, что нас никто 30 лет близко не подпустит к Европе, а в НАТО – никогда! Но у нас образовалась тонкая прослойка чиновников, для которых выгоден сам процесс... В свое время Европа не дала Беларуси 3 миллиарда долларов и толкнула ее в объятия России, сейчас Украине обещают предоставить 20 миллиардов, в чем ранее ей отказали».

Валерьян Горгиладзе согласился с тем, что события в Украине были провоцированы Западом, но интересно не то, что запад вмешивался, а то, что Россия избегала публичного вмешательства. Это определенный комплекс и Россия предпочитала регулировать вопросы в кулуарах. «Согласен, что Россия не может уступить, т.к. это означает ее ослабление в том числе и в отношениях с Европой. Новая власть нелегитимна и будет такой еще 3 месяца – до выборов. В Крыму и о паспортах не идет речь – это автономия. Проблема в том, что Западная Украина более пассионарна, а Восток менее самоорганизован. Известно, что любую революцию делает энергичное меньшинство... С законом о статусе русского языка новая власть практически лишила права на язык не только русских, но живущих в Украине венгров, румын, белорусов... Считаю, что наше правительство должно начать диалог с руководством России. Мы наблюдаем коммуникационный вакуум. Наша политическая элита не берет на себя ответственности. Договариваться надо сейчас, а не в «горячей фазе». Рамаз Сакварелидзе согласился с тем, что сегодня Путин гораздо активнее в восстановлении диалога, чем руководство Грузии. При встрече с Бурджанадзе было ясно сказано, что договориться можно по любым вопросам.

Заза Пиралишвили отметил, что уроки из событий в Украине должна извлекать не только Грузия. Украина тоже может учесть многое из ближайщего прошлого Грузии. Новая власть Грузии отдала инициативу по Украине Саакашвили и «Национальному движению». Выступление президента Маргвелашвили на этом фоне показало, что не только на уровне «рынка яблок» нужно подходить к вопросу. Диалог необходим, но не питая особых надежд.

Ираклий Убилава напомнил, что еще 20 лет назад в своей книге «Великая шахматная доска» Бжезинский писал – если нам удастся отнять Украину у России, она останется азиатской империей и в результате противостояния с мусульманским миром она может распасться. «В англосаксонской геополитике наиболее выгодно контролировать морские пространства. Исходя из этого думаю, что главной целью американцев является Крым, чтобы перекрыть России выход в Черное и Средиземное море», - сказал Убилава. На вопрос о том, сможет ли Россия прокормить сепаратистски настроенные области Украины, Убилава ответил: «Континентальные империи отличаются от англосаксонских – для них важнее военная стратегия, а экономика второстепенна».

Рамаз Сакварелидзе заметил – «Никто не ожидал, что Путин будет строить империю на экономике. Имперские амбиции Путина – не Украина, хотя потерять ее будет плохо для него. Путин нацеливает свою экономическую империю на Европу и речь идет именно о том, чтоб занять Европу». Ираклий Убилава ответил: «Иделогическая конструкция последнего выступления Путина – национализм против постмодернизма. Он попытался создать альтернативу, определяя словами Бердяева, что такое консерватизм. Это вызвало большой отклик на западе».

Сосо Арчвадзе затронул вопрос экономических связей. После объявления эмбарго Россией для Грузии Украина стала вторым по значению партнером. Годовой оборот составил 800-900 млн долларов. Половина импорта – агропродукция, половина, как говорят – военно-промышленная. При возможном разделе Украины 55% пищевой продукции не поступит, а это вызовет инфляцию. Большая часть нашего экспорта также приходится на Украину. А если мы не сможем поставлять свою продукцию? Украинский рынок для нас чрезвычайно важен и его потеря для нас будет ударом.

Георгий Мдивани рассказал, что общался с участниками Евромайдана и задал им вопрос – задумывались ли они об экономических последствиях. Ответ был, что их интересует лишь свобода Украины. «Думаю, что и для них и для нас необходим протекционизм. У нас очень плохое торговое сальдо с ЕС. Экспорт 20%, импорт – 60%. Это предвестник экономической оккупации. Местный бизнес окажется в неравноправной ситуации. Мы придем к тому, к чему пришли Болгария и Румыния – стоят с протянутой рукой. В течение 7 лет болгарам не выдавали рабочих виз в Британию, хотя в договорах об этом ничего не было сказано. Понятно, что договор поможет установить европейские стандарта, но кто запрещает суверенному государству без всякой интеграции устанавливать стандарты?

Участники дискуссии согласились с тем, что в ближайщем будущем следует вернуться к обсуждению ситуации в Украине и оценить ассоциированный договор Грузии с ЕС.