После ИНСОРа. Третий путь модернизации России

Свежий доклад ИНСОРа - "мозгового центра", которому приписывают особое расположение со стороны президента России Дмитрия Медведева, - наводит на не слишком радужные мысли об интеллектуальной потенциале российского экспертного сообщества. В докладе есть одна центральная идея, на которую обратили внимание почти все читатели, не склонные восторгаться "продуктами" либерального think tank'a, безотносительно их качества: ИНСОР сформулировал программу возвращения в 90-е, или, если быть более точным, рисует утопический образ России, какой бы она была, если бы страна сейчас не находилась в условиях, заданных 00-выми. Другими словами, реализация положений доклада возможна только в той России, у которой не было 00-х как политического, культурного, интеллектуального и социально-экономического феномена. Читателям предлагают мыслить так, как будто у страны не было целой эпохи, и что сейчас мы можем выбирать вектор развития страны, не обращая внимания на те реалии, в которых она существует.

Разумеется, эксперты ИНСОРа (а они, как считают многие, на данный момент подобны когорте "избранных", то есть являются лучшими в своих областях в стране) рассматривают 00-е как страшный сон, от которого можно однажды проснуться без видимых последствий. Путинские годы для них образуют лакуну в российской истории, когда было нарушено поступательное развитие страны, а, следовательно, советуют эксперты, необходимо "обнулить" ситуацию и начать движение вперед с позиций, оставленных в ельцинский период. Получается, что все, на что способы лучшие эксперты страны, когда берут на себя написание программы модернизации страны, прошедшей 00-е, - вернуться назад в 90-е. Перестать быть реалистами и обернуть историю вспять, то есть потребовать невозможного, - вот лозунг модернизации по ИНСОРу.

В результате читателям предлагается экспертный текст в жанре социального мифотворчества. Но основная проблема даже не в том, что ИНСОР предлагает двигаться вспять, "перезагрузив" систему, в отношении которой некритически принимается, что она вообще способна на перезагрузку. Из тезиса "обнулить" 00-е следует один простой вывод, который звучит уже как приговор: по сути, ИНСОР тем самым просто расписался в отказе от модернизации как проекта, который может быть реализован в текущих российских условиях. ИНСОР перестал быть штабом модернизации. И сейчас мы становимся свидетелями весьма драматического перерождения - каким образом рафинированные либеральные интеллектуалы вырождаются в творцов политической мифологии, которая ничем не уступает печально известной "дугинщине": начинает быть допустимо то, что имеет наименьшее отношении к той реальности, в которой существует страна.

Как это ни звучит парадоксально, но эксперты "мозгового центра" выстраивают политические реалии модернизации таким образом, как будто вовсе не существовало никогда начальных условий, которые необходимо подвергать модернизации.

Если 00-е представляют главную проблему для либеральных модернизаторов, то нужно выстраивать программу модернизации, исходя из условий, заданных 00-выми, а не 90-ми. Страна, которая согласиться модернизироваться по программе ИНСОРа, - это другая страна, не Россия, которая пережила 00-е. Собственно, это странна, которая в модернизации не нуждается вообще, она может развиваться под контролем элиты социальных инженеров из экспертного сообщества поступательно и планомерно.

Доклад ИНСОРа показывает, насколько остро сейчас стоит проблема качества экспертного сообщества, его потенциала и способностей формулирования модернизационных инициатив. Все, что предлагают околокремлевские эксперты, - либо вообще отказаться от любого выбора траектории развития страны, остаться в рамках 00-х, а затем, видимо, плавно переместиться в радужные реалии 20-х, рисуемые соответствующей концепцией. Либо вернуться в условные 90-е через разрушение сложившейся системы - в некоторое промежуточное состояние между поражением перестройки и тучной, но сонной путинской стабильностью. Третьего пути здесь не дано: либо разрушить все до основания, либо все сохранить, как есть, либо переучредить государство заново, либо "заморозить" его в нынешнем виде. В ситуации, когда "лучшие эксперты" предлагают двигаться назад, "охранители", которые считают возможным застывание в 00-х, оказываются одними из самых современных. Они более современны и большие реалисты, чем эксперты ИНСОРа. Поэтому президент России, говорящий о возможности третьего пути - то есть пути модернизации - оказывается единственным модернизатором среди своего экспертного окружения, в том время как его со всех сторон окружают радикалы разных мастей.

Третий путь есть модернизация 00-х, а не модернизация 90-х. Что должно стать главной модернизационной стратегией в текущей ситуации? То есть что 10-е не могут позволить себе забрать из 00-х? Ответ лежит на поверхности, но "лучшие эксперты" не акцентируют на нем внимание. Главной задачей сейчас должна стать переориентация государственно-бюрократического аппарата и страны в целом от политики перераспределения к политике модернизации. Политика перераспределения, которая стала основным содержанием 00-х, повсеместно дает сбои. Последний самый яркий пример - Калининград, где повышение налогов во имя благих целей обернулось масштабными социальными протестами. В свою очередь, политика модернизации помещение общества в такие условия, в которых большая его часть становится производителем богатства, а не живет за счет его "проедания" и перераспределения. Под выполнение этой задачи должны быть переориентированы все институциональные реформы, в том числе и так называемая политическая модернизация. Проблема стратегирования ИНСОРа заключается в том, что эта реальность, в которую нас поместили 00-е, полностью выпадает из доклада.