Двойные стандарты Запада в отношении Украины
На модерации
Отложенный
США и другие западные страны демонстрируют поистине запредельную наглость, когда утверждают о наличии у них принципиальных возражений против российского влияния на Украине. «Территориальная целостность»? В 90-е США и их союзники по НАТО заложили бомбы под бывшую Югославию с целью вызвать её распад, в том числе создание независимого Косова. Запад поощряет сепаратизм от Южного Судана и Эритреи до Восточного Тимора. И это не вопрос древней истории, как того хотелось бы Обаме и Керри, – примеры эти все очень свежие.
Двойные стандарты Запада в отношении Украины
США беспокоятся за «суверенитет»? Это что-то новенькое. За один только XXI век (а не XIX век Керри) мы увидели, как Запад растаптывает государственный суверенитет в Афганистане, Ираке и Ливии, и это только самые очевидные примеры. Переместитесь в прошлое ещё на несколько десятков лет, и перед вами нарушения США-Западом суверенитета Панамы, Гренады и вышеупомянутой бывшей Югославии.
Многие лидеры Запада считают, что действия Путина вызывают пугающие воспоминания о стародавних оправданиях милитаризма и вторжений, указывая на сходство с Гитлером в годы Второй мировой войны. «Если это звучит знакомо, то потому, что в 30-е годы это делал Гитлер, – сказала бывший госсекретарь Хилари Клинтон. – Все немцы, бывшие… этническими немцами, немцами по происхождению, которые были в местах вроде Чехословакии и Румынии, в других местах – Гитлер не переставал говорить, что к ним плохое отношение. Я должен пойти защитить свой народ, и вот от этого все так занервничали».
Клинтон имела в виду утверждения России о том, что она пытается защитить права человека на Украине. Как сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, «речь здесь идет о защите наших граждан и соотечественников, о защите самого главного права человека – права на жизнь, ни о чем более».
Но если бы Кремль хотел найти вдохновение, ему не обязательно было бы обращаться к опыту гитлеровского аншлюса 1938 года. Утверждая, что права человека перевешивают государственный суверенитет, Россия всего лишь продолжает главную тему, которую десятилетиями развивает Запад. Когда Россия ссылается на задачу «защиты» людей, то в её позиции эхом отдаётся доктрина «ответственности защищать», применявшаяся сторонниками Америки и Европы для обоснования интервенций в других странах. Впервые сформулированная после войны в Косово, доктрина R2P утверждает, что вмешательство по гуманитарным соображениям, даже без одобрения со стороны Совета Безопасности ООН, не нарушает норм международного права.
Понятно, что в вопросах территориальной целостности и суверенитета США и Европа думают только о себе – они выступают за эти принципы, когда это отвечает их интересам, и могут отбросить эти идеи, когда они мешают достижению их целей. И в самом деле, если Россия или другие страны считают, что могут наплевать на «территориальную целостность» и «суверенитет», то благодарить за это следует Запад, который за последние десятилетия сделал больше, чем кто-либо, чтобы подорвать значение этих идей.
Но дело не только в том, что западные страны лицемерят, разглагольствуя о принципе суверенитета, имея за спиной историю его систематического нарушения в прошлом. Это не просто вопрос соответствующего поведения в местах, иных чем Украина, много лет тому назад. Прямо сейчас США и ЕС, несмотря на все свои разговоры о «поддержке украинского народа», активно подрывают самоопределение Украины. У западных стран может и не быть войск на местах, как у России, но их деятельность посягает на государственный суверенитет Украины.
Своими действиями перед отстранением от власти президента Виктора Януковича Запад сместил баланс сил на Украине в пользу протестующих. Евросоюз способствовал росту ожиданий в среде украинской оппозиции, но затем его жёсткая позиция на переговорах о соглашении по свободной торговле, в том числе выдвижение условий, которые требовали изменений в избирательной и судебной системе Украины, спутали все карты и вызвали перерастание торговых переговоров в кризис. В редкостной демонстрации поддержки европейские и американские политики присоединились к манифестантам Киева. В разделённой надвое стране Запад бросил свой вес на одну сторону, придав легитимности протестующим и отказав в ней Януковичу.
Стоило Януковичу бежать, как министры иностранных дел Германии, Франции и Польши договорились с лидерами оппозиции разорвать конституцию Украины. Новые украинские руководители теперь ищут подтверждения и поддержки на Западе – и Юлия Тимошенко, и Виталий Кличко поддерживали тесные контакты с канцлером Германии Ангелой Меркель.
На этой неделе поддержать протестовавших и новых лидеров в Киев прилетал Джон Керри.
Основная проблема в том, что у Украины нет истории стабильности, и она включает в себя множество конфликтующих людей и интересов. Как объясняет бывший посол США в СССР Джек Мэтлок, «фактом является то, что Украина – государство, но пока не нация. За 22 с лишним года своей независимости на ней не появился лидер, способный объединить её граждан на основании общей идеи украинской идентичности. Да, Россия вмешалась, но украинскую разобщённость породило не российское вмешательство, а скорее непродуманность того, как была собрана страна – из частей, которые не всегда были совместимыми по отношению друг к другу».
Однако вместо того, чтобы отойти и дать украинцам самим найти свой путь к единству, Запад теперь выбрал одну из сторон. Начиная от заявлений о поддержке до практической помощи, Запад дарил легитимность новому правительству, несмотря даже на то, что этот новый режим не обладает выборным авторитетом (и появился на свет в результате свержения избранного правительства). Новые лидеры, которые в большинстве своём представляют Западную Украину, раскрыли и раскольнический аспект, предприняв на русскоговорящей Восточной Украине такие авторитарные шаги как назначение олигархов на руководящие должности на местах и принятие закона, запрещающего использование русского языка в официальной сфере (который был впоследствии отменён).
Европа и США не являются на Украине простыми нейтральными наблюдателями. Благодаря одному только своему весу в мировой политике, стоит только Западу направить свою поддержку одной из сторон гражданского конфликта, и у него есть власть влиять на внутренние дела этой страны. Ввиду переворота и шагов России в Крыму, оппозиция призвала Запад предпринять более решительные действия против России.
Как бывает в таких случаях, в ответ на Крым США усилили своё военное присутствие в регионе и тем самым повысили напряжённость (несмотря на заявления о стремлении к обратному). Пентагон интенсифицировал совместные с Польшей мероприятия по боевой подготовке и направил истребители на патрулирование неба над Литвой, Латвией и Эстонией. И как сообщил New York Times отставной офицер американской армии, ведущий неофициальные переговоры с Россией, «передвижения войск могут привести к нежелательным результатам, введя украинцев в заблуждение, что Запад может прийти им на помощь, и ненароком воодушевить их на более провокационное поведение по отношению к России».
В обоснование своей поддержки протестующих и оппозиционных политиков Запад выдвигает на первый план их стремление к либеральной демократии и более тесным отношениям с Европой и Западом. Как установили многие, включая меня, эта радужная перспектива обходит стороной то обстоятельство, что оппозиция включает в себя мощный компонент неонацистов и националистов, смешанный с настоящими либералами (не обязательно вестись на кремлёвскую пропаганду о том, что все они – фашисты, чтобы увидеть, что эта авторитарная черта есть). Более того, эти группы захватили власть путём свержения избранного правительства (когда Тимошенко говорит о том, что близящееся голосование по вопросу об отделении Крыма будет незаконным, потому что оно будет «референдумом под «Калашниковыми», следует задаться вопросом, чем это хуже её прихода к власти без голосования через АК-47-е). Но следующий аргумент перевешивает все остальные – даже если бы оппозицию возглавлял Джон Стюарт Милль и Мать Тереза, вмешательство западных стран является отрицанием демократии. Какими бы ни были мотивы, подобное вмешательство представляет собой нарушение свободы волеизъявления.
Обращаю внимание, что история пренебрежительного отношения Запада к суверенитету не оправдывает демонстрацию Россией силы в Крыму. Более того, когда Путин действенно возражает: «Ну и что? Запад тоже так делает», – он отказывается от морального превосходства отрицания интервенции, которое он пытался захватить в связи с событиями в Сирии и в других дискуссиях. Утрата этого авторитета не является для России несущественной ценой, подлежащей уплате в международных делах. Наоборот, это показатель того, что Кремль рассматривает события на Украине и в Крыму как угрозы своему существованию. С другой стороны, учитывая историю бесцеремонных игр Запада с «суверенитетом» – а также его вмешательство в дела Украины сегодня – он не имеет нравственного авторитета, чтобы подвергать сомнению действия России в Крыму, взывая к этой концепции.
Ситуация на Украине поднимает множество сложных и щекотливых вопросов. Но принцип, судьба которого решается, очень простой и ясный – самоопределение народа Украины
Комментарии
А сейчас станет понятно ВСЕМ.
Почему не подобрать то, что тебе нужно если оно плохо лежит?.
При этом, Крым сам хочет, чтобы Россия его подобрала.
Что же, за что боролись, на то и напоролись.
Россия вспомнила о русских и они проснулись. И высказались о своих правах Что очень удивило Запад
Читать надо классиков дипломатии, а не комиксы.
Кстати, немцы всегда утверждали, что в мире воевать умеют только две нации: они сами и русские. Но после Второй мировой войны такие сравнения сами собой отпали...
Тебе, старый и объяснять не стану - беги, целуй ступени на лубянке, может сдвинут по очереди, отсрочат соловки...
http://igor-schwab.livejournal.com/157045.html