Америка превращается в «главного врага» Китая
Поведение США на международной арене в последнее время чем-то напоминает потуги резко похудевшего боксера-тяжеловеса справиться с неожиданно набравшим мышечную массу соперником, которого он еще совсем недавно пренебрежительно относил к категории «мухачей». В данном случае речь идет о американо-китайских отношениях, которые могут оказаться определяющими с точки зрения формирования новой посткризисной конфигурации сил в мире.
Политические деятели из Вашингтона, привыкшие за последние два десятилетия безраздельного глобального доминирования «выстраивать диалог» с «китайскими мальчиками» из «производственного цеха США» по принципу «принеси-подай», похоже, находятся в легком шоке от «наглости» китайского руководства, которое упрямо отказывается решать американские финансово-экономические проблемы за свой счет.
Подсадив в свое время экономику США на «иглу» дешевого китайского импорта, американцы сегодня, по сути, предлагают Поднебесной без лишних разговоров прикрыть собственное производство, избавив тем самым Америку от нежелательного присутствия Китая на мировых рынках. Таким образом, стратегической целью США становится добровольно-принудительное перепрофилирование китайской «мировой фабрики» в «мировую барахолку».
Для того, чтобы совершить это экономическое харакири, Вашингтон предлагает Пекину два варианта - осуществить ревальвацию (укрепление) юаня (якобы американцы имеют колоссальный дефицит в торговом балансе с Китаем исключительно вследствие этого фактора) и снять протекционистские барьеры, чтобы обеспечить дяде Сэму полный доступ на свои рынки товаров и услуг. В общем, чтобы дать последнему тоже немного подзаработать в нелегкую годину глобальной рецессии и хотя бы на некоторое время отсрочить тот момент, когда «жирным котам» с Уолл-стрит все-таки придется заплатить по полной за надувание финансовых пузырей.
Естественно, китайцы почли за благо отказаться от столь «заманчивого» предложения. Этим обстоятельством, собственно, и объясняется дальнейшее развитие событий, которое грозит выйти за рамки разгорающейся торговой войны между двумя странами. Поскольку американская дипломатия, не желающая мириться с подрывом основ финансово-экономической гегемонии США, готова пустить в ход давно апробированный арсенал приемов, чтобы сделать «китайских товарищей» посговорчивее.
В их числе - такая проверенная американцами на постсоветском пространстве «фомка» по вскрыванию не только национальных рынков, но и самих суверенных государств, как разглагольствования о защите прав человека. Так, в минувший вторник заместитель главы демократического большинства в сенате Дик Дербин заявил, что он обратился к главам 30 ведущих американских компаний (среди которых - Apple, Facebook и Skype) с вопросом о том, как они борются за права человека в КНР. Обратите внимание: о правах человека говорит представитель высшего законодательного органа страны, осуществляющей оккупацию сразу несколько суверенных государств и чуть ли не каждый день извещающей мир о «непреднамеренной гибели мирного населения» в ходе проведения разного рода спецопераций.
Другая «черная метка» пришла Пекину из Белого дома - заместитель пресс-секретаря президента США Билл Бертон сообщил, что Барак Обама все же встретится с Далай-ламой: «У нас есть обеспокоенность по поводу соблюдения прав человека и отношения к жителям Тибета. Мы призываем правительство Китая защитить уникальные культурные и религиозные традиции Тибета».
Ответ Пекина не заставил себя долго ждать. В среду официальный представитель МИД КНР Ма Чжаосюй заявил, что «Китай решительно протестует против поездок Далай-ламы в США и против того, чтобы глава государства встречался с ним под любым предлогом и в любой форме». Он напомнил, что в ходе визита Обамы в Китай в ноябре 2009 года председатель КНР Ху Цзиньтао «разъяснил ему жесткую позицию Китая, который выступает против встреч руководителей каких-либо государств или правительственных чиновников с Далай-ламой».
Еще одним средством давления на Китай стали планируемые Вашингтоном поставки оружия Тайваню. Несмотря на возмущение китайских политиков, официальные представители Госдепа США не стесняются заявлять о том, что Вашингтон продолжит укреплять обороноспособность острова в соответствии с Актом об отношениях с Тайванем 1979 года.
В свою очередь, Пекин готов рассмотреть вопрос о введении экономических санкций против тех американских компаний, которые решатся участвовать в поставках «смертельного товара» Тайбэю. В их числе эксперты называт всемирно известные корпорации - такие, как Boeing, United Technologies, Lockheed Martin и Raytheon.
Насколько далеко может зайти наметившаяся американо-китайская конфронтация? Этот вопрос мы задали политологу Игорю Панарину:
- Я думаю, что Китай уже является сверхдержавой и готов бросить вызов США. При этом хотел бы обратить внимание, что ключевой момент противостояния - это неудачный визит Обамы в Пекин в ноябре прошлого года. С тех пор, как он победил на выборах, два идеологических гуру американского политического истеблишмента - Бжезинский и Киссинджер - предприняли попытку выстроить новую модель отношений между США и Китаем в условиях кризиса. В январе прошлого года оба они побывали в Пекине, где предложили китайцам поучаствовать в проекте G-2. Речь идет о стратегическом союзе между Китаем и США. Причем (хотя это и не говорилось, но это очевидно) это был абсолютно антироссийский союз.
В это же время я был в китайской столице и предложил диаметрально противоположную линию - стратегического союза России и Китая. Но не антиамериканского, а основанного на едином видении роли ООН как ключевой организации, отвечающей за поддержание мира на планете и более сбалансированном состоянии мировой финансово-экономической системы.
Кроме того, этот альянс должен ставить перед собой цель предотвращения вооруженных конфликтов, которые инициируются частью американской элиты.
В ноябре во время визита Обамы в Пекин стало ясно, что американская схема не сработала. И понятно, почему. Они планировали действовать против Китая так же, как в свое время - против СССР. Т. е. на словах - дружба, но китайцы должны были совершить ряд социально-экономических действий в пользу США, а последние лишь взяли бы на себя обязательство не поддерживать оппозицию, Далай-ламу и сепаратистов из Синьцзяна. Но все это - лишь на словах. Потому что на самом деле Вашингтон по-прежнему продолжал бы линию на дестабилизацию ситуации в Китае. Китайцы верно раскусили эти коварные замыслы, и в итоге визит Обамы провалился. Как только он вернулся в Вашингтон, буквально через два дня началась торговая война по инициативе американской стороны. Такова предыстория нынешнего конфликта.
А то, что происходит сегодня, - это вообще уникально. Т. е. впервые не американцы объявили об экономических санкциях против чьих-то компаний, а китайцы. Вслед за торговой войной начала набирать обороты и война идеологическая, когда последовало заявление Хиллари Клинтон о возможности холодной войны между Китаем и США и необходимости изоляции первого. Следующий шаг - готовящаяся встреча Обамы с Далай-ламой.
Теперь посмотрим, что же происходит в самом Китае. А здесь сложились три группы элитных сил. Это проамериканские либералы, государственники и новые левые. Сегодня можно констатировать, что во внутриэлитной борьбе победили государственники. Хотя Вашингтон, естественно, хотел, чтобы победила проамериканская либеральная группировка. Она, так же, как и в России, составляет меньшинство политической элиты. Но американцы хотят, чтобы именно эта группа доминировала в системе принятия решений. Не получилось.
А сложившуюся расстановку сил во многом предопределил выход книги «Китай сердится» в марте прошлого года. В течение одной недели был продан первый тираж в 300 тыс. экземпляров. А сегодня ее тиражи - уже десятки миллионов. В основном ее покупают выпускники вузов и молодежь. Так вот, в этой книге главным врагом Китая объявляются США. Современный финансовый миропорядок сравнивается с базаром, на котором есть бандит-рэкетир. Это - Соединенные Штаты Америки. Поэтому на этом базаре нет справедливых решений. Соответственно, делается вывод, что такой ущербный порядок нужно менять.
России же в этой книге отводится роль стратегического союзника Китая. В ней, в частности, говорится о том, что наша страна правильно действовала на Кавказе в 2008 году.
Победа группы государственников в Китае просто обрушила все американские планы по выходу из кризиса за счет Китая и России. Американцы хотели заставить Пекин ослабить юань и открыть свой рынок, чтобы тем самым искусственно повысить конкурентоспособность американской экономики, чтобы выйти из того экономического тупика, в котором они находятся. Но этого не получается сделать. Вот почему США перешли к тактике дестабилизации ситуации по схеме развала СССР. Здесь и Далай-лама, и, я думаю, скоро начнутся провокации в Синьцзян-Уйгурском регионе и т. д. Ситуация может дойти до того, что Китай как крупнейший держатель американских ценных бумаг предпримет крайне жесткие меры в финансово-экономической сфере. А это будет означать крах современной долларовой системы, причем это может случиться уже в конце февраля. Если обострение политических отношений будет набирать обороты, то Китай продемонстрирует свои возможности.
Конечно, по большому счету он не заинтересован в полном обрушении доллара. Но для Пекина принципиальной задачей является воссоединение с Тайванем, и она должна быть решена в ближайшие годы. Эта задача была поставлена еще XVI съездом КПК. Единый Китай - это главная цель в течение последних 60 лет. Естественно, что она кардинальным образом расходится с приоритетами американской внешней политики. В качестве одного из противовесов в наметившемся противостоянии с США Пекин может пойти на резкое сближение с Японией для создания единой валютной системы АКЮ.
Кроме того, есть еще одна схема противодействия американским планам. Китайцы могут, как де Голль в 1966 году, потребовать обменять доллары на золото. Аналогичная акция в 1960-е гг. уже приводила к обрушению Бреттон-Вудской системы. В Америке, конечно, осознают всю опасность такой игры «стальных нервов». Тем не менее она началась. Конечно, коллапс долларовой экономики представляет опасность для самого Китая, но ведь он в таком случае сможет просто национализировать те предприятия, которые построил американский и британский капитал на его территории. Таким образом будет минимизирован общий ущерб.
Очевидно, что конец февраля в американо-китайских отношениях будет жарким. Наша задача - не лезть в пекло. Нужно не вмешиваться и вообще максимально дистанцироваться от этого конфликта. США пытаются втянуть в него Россию на своей стороне, но это абсолютно не соответствует нашим интересам. Кстати говоря, я считаю, что переброска дополнительных войск в Афганистан якобы под предлогом борьбы с талибами - это на самом деле подготовка войны с Китаем. Сейчас на бывшей советской базе Баграм дислоцированы американские бомбардировщики, которые предназначены для нанесения ударов именно по Китаю. И Пекин это прекрасно осознает. Если посмотреть, как концентрируются его вооруженные силы внутри страны, то мы увидим, что на севере (вдоль границы с Россией) войск практически нет. А основная группировка Национально-освободительной армии Китая находится на побережье океана (в районе Шанхая) и напротив Тайваня. При этом второй мощный кулак находится в регионе, прилегающем к Афганистану.
Комментарии