Мак­сим Шев­ченко: Мос­кве нуж­но до­гова­ривать­ся с та­тара­ми

Вер­ховный Со­вет Кры­ма при­нял ре­шение о при­со­еди­нении к РФ. Си­ту­ация на по­лу­ос­тро­ве раз­во­рачи­ва­ет­ся стре­митель­но. Ин­форма­ци­он­ная вой­на по сво­ему на­калу и зна­чимос­ти дав­но уже не ус­ту­па­ет мес­то го­рячим ба­тали­ям на по­лити­чес­кой аре­не или во­ен­ном фрон­те. Что же в ре­аль­нос­ти про­ис­хо­дит на этом не­боль­шом учас­тке су­ши, к ко­торо­му при­кова­но вни­мание все­го ми­ра, мы поп­ро­сили рас­ска­зать из­вес­тно­го жур­на­лис­та, чле­на Со­вета по пра­вам че­лове­ка при пре­зиден­те РФ Мак­си­ма Шев­ченко, ко­торый толь­ко что вер­нулся от­ту­да.

- Мак­сим Ле­онар­до­вич, что в ре­аль­нос­ти про­ис­хо­дит в Кры­му, дей­стви­тель­но ли мес­тное на­селе­ние под­держи­ва­ет стрем­ле­ние эли­ты вой­ти в сос­тав Рос­сии?

- Бе­зус­ловно, это ре­шение под­держи­ва­ет­ся боль­шинс­твом на­селе­ния Кры­ма. Оно со­от­ветс­тву­ет об­щес­твен­ным нас­тро­ени­ям. По­верь­те – это так. Я сам раз­го­вари­вал с жи­теля­ми, ин­те­ресо­вал­ся их мне­ни­ем.

- Мно­го раз­личных раз­го­воров хо­дит по по­воду так на­зыва­емой «са­мо­обо­роны Кры­ма». Что это за струк­ту­ра?

- В си­ту­ации дег­ра­дации во­ен­ных и по­лити­чес­ких ин­сти­тутов на Ук­ра­ине, быв­шие во­ен­нослу­жащие, в пер­вую оче­редь – сот­рудни­ки си­ловых струк­тур, ну и не­кото­рые, на­вер­ное, дей­ству­ющие сот­рудни­ки, соб­ра­лись и ор­га­низо­вали си­лы са­мо­обо­роны. Это не очень слож­но.

- То есть, сре­ди них нет во­ен­нослу­жащих рос­сий­ской ар­мии?

- Рос­сий­ская ар­мия есть, но её пред­ста­вите­ли не вхо­дят в сос­тав са­мобо­рон­цев. Они са­ми по се­бе.

- Вы встре­чались с пред­ста­вите­лями крым­ско-та­тар­ско­го на­рода. Что они ду­ма­ют? Ка­кова их по­зиция в ус­ло­ви­ях это­го кри­зиса?

- Они очень ос­то­рож­но выс­ка­зыва­ют свою по­зицию и ждут, что бу­дет даль­ше. Они не свя­зыва­ют свою судь­бу ни с Ки­евом, ни Мос­квой, ни с кем-ли­бо ещё. Они за­ин­те­ресо­ваны в том, что­бы бы­ли га­ран­ти­рова­ны их пра­ва, бе­зопас­ность. Они хо­тят, что­бы их пра­ва бы­ли вос­ста­нов­ле­ны в пол­ной ме­ре, они пе­режи­ли ста­лин­скую де­пор­та­цию. Как я по­нимаю, сде­ла­ет ли это Ки­ев или Мос­ква, для них, по боль­шо­му счё­ту, без­различ­но. Воп­рос в том, что они с Мос­квой ни­ког­да де­ло-то и не име­ли. Они име­ли де­ло толь­ко с Ки­евом. По­это­му, ес­ли Мос­ква пред­ло­жит крым­ско-та­тар­ско­му на­роду и Мед­жли­су, в час­тнос­ти, как ве­дущей си­ле на­рода, неч­то кон­крет­ное, то я ду­маю, что они ра­зум­но, ре­аль­но к это­му от­не­сут­ся. Ны­неш­нее крым­ское пра­витель­ство яв­ля­ет­ся глав­ным инс­тру­мен­том на­хож­де­ния об­ще­го язы­ка с крым­ско-та­тар­ским на­родом.

- Вы не­од­нократ­но бы­вали в Ли­ване, пи­сали об уни­каль­ном по­лити­ко-го­сударс­твен­ном ус­трой­стве этой ближ­не­вос­точной стра­ны, где власть фор­ми­ру­ет­ся по прин­ци­пу эт­но-кон­фесси­ональ­но­го об­щинно­го пред­ста­витель­ства. И эта сис­те­ма де­монс­три­ру­ет свою жиз­неспо­соб­ность и эф­фектив­ность. Как Вы счи­та­ете, та­кой прин­цип мо­жет быть при­менён в си­ту­ации с Кры­мом, что­бы из­бе­жать ме­жэт­ни­чес­ко­го дис­ба­лан­са и про­тивос­то­яния?

- Это, ко­неч­но, пра­виль­но. На­до толь­ко по­нимать, что это не сов­сем со­от­ветс­тву­ет дей­стви­тель­нос­ти, так как здесь не всё од­нознач­но. Крым­ских та­тар в Кры­му по­ряд­ка 16% на­селе­ния, око­ло 1% в сум­ме сос­тавля­ют гре­ки, ар­мя­не и дру­гие. Ос­новная мас­са – это сла­вян­ское, сме­шан­ное рус­ско-ук­ра­ин­ское на­селе­ние. Вот я не счи­таю, что всё сла­вян­ское на­селе­ние под­держи­ва­ет бе­зого­вороч­но рус­скую об­щи­ну. Ес­ли прой­дут все­народ­ные вы­боры, то я не уве­рен, что пар­тия, ко­торой ру­ково­дит Сер­гей Ак­сё­нов, одер­жит сок­ру­шитель­ную по­беду. Ко­неч­но, она по­лучит мно­го про­цен­тов, но бу­дет ли приз­нан этот ре­зуль­тат нас­толь­ко бе­зого­вороч­ным, ду­маю, что нет. По­тому что крым­ское об­щес­тво не то­тали­тар­ное, не ав­то­ритар­ное. И в са­мой сла­вян­ской об­щи­не Кры­ма есть со­вер­шенно раз­ные ве­яния, мыс­ли, нап­равле­ния, же­лание соз­дать раз­личные по­лити­чес­кие струк­ту­ры.

Мно­гие лю­ди там име­ют очень тес­ный биз­нес с Ук­ра­иной.

По­это­му бу­дет неп­росто этим лю­дям, для них эта си­ту­ация – раз­рыв от­но­шений с Ук­ра­иной. Рос­сия дол­жна по­мочь день­га­ми этим лю­дям. Но крым­ское об­щес­тво не бу­дет си­деть и ждать, ког­да им бу­дут по­могать по­соби­ями, это де­ловые, мо­биль­ные лю­ди, у ко­торых был ус­пешный биз­нес. Как они бу­дут за­раба­тывать день­ги, как про­явят се­бя в даль­ней­шем? По­нят­но, что ту­рис­ти­чес­кий се­зон в этом го­ду про­валит­ся. Мо­жет дой­ти до бло­кады крым­ско­го а­эро­пор­та со сто­роны меж­ду­народ­ных ави­акор­по­раций. На­пом­ню, что в Су­хуми-то са­молё­ты не ле­та­ют. И лю­бая ави­аком­па­ния, ко­торая ся­дет в Су­хуми, тут же по­теря­ет пра­во ле­тать в дру­гие стра­ны. Вряд ли А­эроф­лот, Тран­са­эро или S7 меч­та­ют об этом.

Здесь це­лая со­вокуп­ность проб­лемных воп­ро­сов, ко­торые воз­ни­ка­ют од­на за дру­гой. До­пус­тим, Вер­ховный Со­вет при­нял ре­шение о вхож­де­нии в сос­тав Рос­сии, ре­ферен­дум одоб­рил ре­шение и т.д., но в этом слу­чае це­лый ряд меж­ду­народ­ных до­гово­ров и сог­ла­шений бу­дут пос­тавле­ны под уг­ро­зу на­шими за­пад­ны­ми пар­тнё­рами. Это це­лый ряд воп­ро­сов, ка­са­ющий­ся фи­нан­сов, эко­номи­ки, тран­спор­та, га­зовые кон­трак­ты с Ев­ро­со­юзом мо­гут быть пос­тавле­ны под сом­не­ние и так да­лее. Ста­ло быть, Рос­сии пол­ностью, ско­рее все­го, пос­ле это­го при­дёт­ся пе­ре­ори­ен­ти­ровать­ся на ры­нок Ки­тая. Это, ко­неч­но, неп­ло­хо с од­ной сто­роны, но с дру­гой сто­роны, не соз­даст ли это в эко­номи­чес­кой и внеш­ней по­лити­ке од­но­век­торность? Это­го пы­та­ют­ся из­бе­жать все раз­ви­тые стра­ны, та­кой под­ход тор­мо­зит раз­ви­тие стра­ны, не­жели дви­га­ет её впе­рёд.

- Как вы про­ком­менти­ру­ете ряд за­яв­ле­ний рос­сий­ских по­лити­ков о том, что Ук­ра­ина – это не го­сударс­тво, та­кого на­рода как ук­ра­ин­цы не су­щес­тву­ет.

- По­доз­ри­тель­ны в этой свя­зи за­яв­ле­ния раз­личных по­лито­логов и по­лит­техно­логов, ко­торых пус­ка­ют на рос­сий­ские го­сударс­твен­ные те­лека­налы. Не бу­дет ли это оз­на­чать сбли­жение с Из­ра­илем, в ко­тором пра­вят за­коны ра­совой сег­ре­гации, уси­ление эко­номи­чес­ко­го, по­лити­чес­ко­го лоб­би внут­ри Рос­сии. По­терять дос­туп в Ев­ро­пу, в США, мно­гие стра­ны ми­ра и по­лучить в об­мен на это сбли­жение с Из­ра­илем и Ки­та­ем, да ещё и по­терять нав­сегда брат­скую Ук­ра­ину – я не уве­рен, что это то, что нуж­но Рос­сии и её на­роду.

Про­из­ра­иль­ские по­лити­ки не­нави­дят Ук­ра­ину и ук­ра­ин­цев. Ко­ломой­ский, гла­ва ук­ра­ин­ско­го ев­рей­ско­го кон­грес­са, фи­нан­си­ровал и «Пра­вый сек­тор», и дру­гие оп­по­зици­он­ные ор­га­низа­ции. Они, что на­зыва­ет­ся, хо­тят во все кор­зи­ны яй­ца класть. Это яв­но не в ин­те­ресах рус­ско­го и ук­ра­ин­ско­го хрис­ти­ан­ских на­родов. Бо­юсь, что раз­дел по пра­вобе­режью Ук­ра­ины для рус­ско­го хрис­ти­ан­ско­го ми­ра, для рус­ской пра­вос­лавной цер­кви бу­дет оз­на­чать по­терю Ки­ево-Пе­чор­ской и По­ча­ев­ской лав­ры. По­тому что Ки­ев на­ходит­ся на пра­вом бе­регу Днеп­ра. Все кто го­ворит, да­вай­те раз­де­лим Ук­ра­ину по Днеп­ру, фак­ти­чес­ки раз­де­ля­ют хрис­ти­ан­ско-сла­вян­ский мир. Для рус­ско­го че­лове­ка по­теря Ки­ева – ка­тас­тро­фа! Что те­перь мы бу­дем со сво­ими брать­ями во­евать за Ки­ев, ко­торый до­рог сер­дцу рус­ско­го пра­вос­лавно­го че­лове­ка?!

Всё то, что про­ис­хо­дит вок­руг Ук­ра­ины – про­ис­хо­дит не в стра­теги­чес­ких ин­те­ресах рус­ско­го на­рода. Пе­ревод об­щепра­вос­лавно­го единс­тва на уро­вень об­ще­эт­ни­чес­ко­го на­поми­на­ет мне Бал­ка­ны, где пра­вос­лавные сер­бы ста­ли во­евать с пра­вос­лавны­ми бол­га­рами не на жизнь, а на смерть. Это два на­рода, ко­торые во­ева­ли за Ма­кедо­нию, про­лив ре­ки кро­ви в двух ми­ровых вой­нах. То, что про­ис­хо­дит – это в чис­том ви­де бал­ка­низа­ция пос­тсо­вет­ско­го прос­транс­тва. Рус­ские и ук­ра­ин­цы в ито­ге со­берут­ся в раз­ные ла­геря, с обе­их сто­рон бу­дут пра­вос­лавные свя­щен­ни­ки, ко­торые бу­дут бла­гос­ловлять пра­вос­лавных лю­дей на бра­то­убий­ствен­ную вой­ну. Та­кая си­ту­ация не ис­клю­чена. К со­жале­нию.