Сегодня против Путина выступает Миронов, а завтра кто?

Сергей Миронов рассказал urbi et orbi о том, что он больше не поддерживает Владимира Путина, и за этими словами может крыться нечто большее, чем обида чиновника на то, что его никто не любит.

Заявление спикера Совета Федерации Сергея Миронова о том, что Путина он больше поддерживать не собирается, удивительно, с какой стороны ни посмотри.

Если бы Миронов был молодым карьеристом, почувствовавшим вдруг «ветры перемен» и решившим из чувства самосохранения изменить место работы, его отчасти можно было бы понять: впереди - большие перспективы, незачем держаться за старое.

Если бы «ветры перемен» действительно подули, и чиновники начали бы метаться, ища новое место под солнцем, демарш Миронова был бы, по меньшей мере, понятен: «Все побежали - и я побежал».

Если бы спикер верхней палаты парламента решился бы сделать накануне выборов 2011 года из «Справедливой России» партию, его шаг был бы простителен.

Но ничего подобного.

Миронов - не молодой карьерист, а старый аппаратчик, обязанный Путину всем, так что «ветров перемен» пока не видно: «перебежать» от премьера к президенту невозможно, потому что оба они проводят одну и ту же политику и не являются конкурентами. «Справедливая Россия», созданная из региональных политиков второго и третьего эшелонов, так и останется спойлером КПРФ, и легче придумать новую партию, чем пытаться сделать из эсеров что-нибудь вразумительное. Новую партию Миронов создать не в состоянии: он - не харизматичный лидер, а кабинетный чиновник, с такими в разведку не ходят.

Если Миронов решил возглавить какое-нибудь оппозиционное движение или хотя бы стать в тусовке профессиональных борцов «с режимом» «своим», то его желание выглядит еще более странным. Михаил Касьянов или Андрей Илларионов во время своего пребывания во власти, по крайней мере, демонстрировали некоторую независимость. Их либеральным сторонникам есть что вспомнить. О Миронове можно вспомнить лишь выборы 2004 года, на которых тот занял последнее место и был путинистом больше, чем сам Путин, да идею о защите выхухолей. С таким багажом трудно стать оппозиционером.

В истории с лидером эсеров ключевой вопрос заключается в том, зачем ему подставляться так явно?



Отчасти в экспромте Миронова «виноват» Владимир Познер, очень тонко и удачно подведший третьего человека в стране к столь далеко идущим выводам, но Познер не под пытками выбивал признания, а всего лишь позволил спикеру Совфеда высказать все, что наболело.

Значит, есть чему болеть.

Положение «Справедливой России» и самого Миронова в выстроенной и работающей системе государственной власти сегодня представляется не столько двусмысленным, сколько просто ненужным. Мне уже приходилось писать об этом в контексте сюжета с ЛДПР, и нынешнее выступление спикера Совфеда - такой же рецидив, какой случился с Жириновским. Неудивительно, что в обоих случаях реакция «Единой России» почти идентична: единороссы при всей их толстокожести очень тонко чувствуют, где внутри системы скрипят шестерни.

Проснувшиеся вдруг - и до конца, наверное, самим им не понятые (лидер эсеров - это, конечно, совершенно чеховский герой, нелепый страдалец непонятно за что) - амбиции Миронова опасны с точки зрения «Единой России» именно потому, что любая амбиция шестерни грозит если не разрушить, то подточить так хорошо отлаженный механизм.

Логика тут проста: сегодня против Путина выступает сверхлояльный Миронов, а завтра кто? Список длиннее, чем может показаться, если смотреть только в телевизор с его благолепием внутренней политики.

Демарш Миронова, как и доклад ИНСОРа о возвращении в 90-е, - начало формирования новой оппозиции, «партии 2011 года», которой нужно будет во что бы то ни стало ослабить влияние «ЕР» на парламент и найти альтернативных и договороспособных лоббистов в Думе. К этой партии уже очень скоро примкнут некоторые представители крупного бизнеса, региональные чиновники, крайне недовольные уже и Медведевым, и Путиным (одним не нравится, что «Путин все не отменит модернизацию», другим - что «Медведев все не уволит премьера»), малые партии и еще не съеденная соратниками часть несистемной оппозиции.

Спикер Совфеда никогда не возглавит это объединение, найдутся люди и поспособней, но и Миронов, и ИНСОР уже вполне созрели для того, чтобы выйти в большое плавание, выступив и против президента, и против премьера. 2011 год обещает еще и не такие сюрпризы.