Украина: двоевластие как продолжение майдана?

Казалось, что вторая половина февраля принесла успокоение на киевские улицы и разрядку напряженности в областные центры. Еще 17 февраля разбирались баррикады, расчищались проезды, освобождались государственные здания и амнистировались активисты протестных движений. Густой пожар с запахом бензиновых погромов тоже казался скверной выдумкой – хотя не всех у жертв этой январской «выдумки» зарубцевались настоящие раны. 18 февраля огненное дежавю в самом центре Киева повторилось – с горящими зданиями, машинами и людьми, с массовыми потасовками и призывами стрелять в ворогов…

Тем не менее, очередной майдан уходит в прошлое. Время митингов на площадях, уличных концертов и бесконечных дебатов на свежем воздухе прошло. Пришла пора решительных действий и действенных решений. Об этом красноречивее всего свидетельствуют попытки запатентовать само слово «Майдан» как будущий бренд. Радует активность депутатов и даже лидеров парламентских партий Рады, которую они проявляют на стыке коммерции и баррикад. В Укрпатент от них поступило уже несколько заявок на право использовать словосочетания «Евромайдан», «Народный майдан» и даже транслитерацию «Maydan» в качестве торговой марки. Борьба борьбой, а барыши – по расписанию, не так ли?

Но не ведают покоя лучшие умы украинской оппозиции. Едва закончилась невидимая всеукраинская забастовка по призыву В. Кличко, как на очереди новые ориентиры для революционных свершений. Лидер партии «Батькивщина» А. Яценюк после трехнедельных раздумий над президентским предложением возглавить правительство Украины с решительным гневом его отверг. Вызывает неподдельный интерес как форма, так и суть этого уклонения от ответственности за судьбу собственной страны. Дадим слово заместителю Ю. Тимошенко по партии:

«…Я не покупаюсь за должности, покупать вы можете только своих приспешников, г-н президент...мы создадим новое, революционное правительство, которое будет решать неотложные задачи, поставленные на майдане каждым украинцем и всем украинским народом…у нас имеется четкий план…мы знаем как двигаться вперед и не отступим от нашего плана ни на шаг…».

Красиво сказано, чего уж там. Оказывается, аморфный десятитысячный майдан представлял весь многомиллионный украинский народ и в едином порыве делегировал свои чаяния некоему революционному правительству. К первоочередным задачам которого А. Яценюк относит:

- Незамедлительное уничтожение коррупции;
- Скорейшее создание честных и справедливых судов;
- Наказание милицейского спецподразделения «Беркут» по всей строгости революционной законности;
- Возмездие за зверства, чинимые против украинцев (без указания адресатов возмездия – видимо, кого настигнет кара, тот в зверствах и виноват);
- Освобождение всех политических заключенных и персонально Юлии Тимошенко (кто еще в Украине претендует на статус политзаключенного?!);
- Проведение внеочередных и открытых президентских выборов.

Действительно, планов громадье. Как говорил пламенный сторонник всесоюзных посевов кукурузы – «Наши цели ясны, задачи определены – за работу, товарищи!» Осталось понять, как несформированное революционное правительство Украины может выполнить хотя бы один пункт из озвученных на киевском митинге февральских тезисов.

Например, как можно извести коррупцию, не имея действенных властных рычагов.

Или как можно покарать «Беркут» и прочих антинародных злодеев, если не считать словесных наказаний и телевизионной порки. И почему вообще милицейское спецподразделение заранее объявляется виновным, хотя самый честный и справедливый суд еще не создан. И вообще как можно переформировать судебную систему на деле, а не на митинге. Или как можно освободить политических заключенных – с помощью уже переделанных на коленках и спешно вразумленных судебных заседателей? Посредством наказанного и одумавшегося «Беркута»? С помощью закаленных в баррикадных боях футбольных фанатов и амнистированных активистов? После чего совместными усилиями можно приступать к честным президентским выборам?

Двоевластие – это уникальная, но хорошо известная система государственного безвластия, пусть и довольно древняя. Не зря в февральских лозунгах видного украинского оппозиционера просматривается столько аналогий с октябрем 1917 года. Все без исключения провозглашаемые им цели объединяет одно общее свойство – категорическая невозможность осуществления в нынешних условиях.

Для серьезной судебной реформы, для действенных антикоррупционных мер, для переформатирования силовых структур вкупе с устранением бесчинств и вообще для управления страной в условиях социально-экономического кризиса нужна концентрация власти, а не двоевластие. Это было убедительно доказано еще в большевистскую эпоху, и вандализм по отношению к ленинскому памятнику сих доказательств ничуть не отменяет. Соперничающие друг с другом властные институты будут компенсировать взаимные усилия. Будут соревноваться во взаимных обвинениях и в пиар-акциях, а не в реальных делах. Будут работать на кинокамеры, а не на пользу дела. Будут аллегорией крыловских Лебедя, Рака и Щуки (опять триумвират, да что ж такое!) В результате лучшим действием украинских чиновников всех уровней станет умиротворенное бездействие. Самые опытные будут деятельно имитировать активность. В ожидании, чья возьмет – дабы рапортовать победителю о своей непричастности к бывшим властителям и полной лояльности к нынешним…

Если двоевластие удается осуществить, то оно разъедает государственную машину хуже самой жуткой коррупции. Оно надоедает буквально за несколько месяцев и становится питательной средой для воцарения «сильной руки, которая наконец-то наведет порядок». В сельском хозяйстве вполне доброжелательно относятся к навозу – без органических удобрений трудно добиться хорошего урожая. Но самочинно отводить себе аналогичную роль в политической неразберихе – это действительно нечто новое.

Для самого А. Яценюка и для всей Украины было бы лучше, если бы мегаидея создания революционного правительства оказалась созвучна призывам другого оппозиционного вождя к всенародной забастовке. Когда вместо яркой вспышки получается тихий «пшик» – это не обязательно провал. Если такой «пшик» происходит с бикфордовым шнуром, горящим на пороховом складе, то он равносилен победе людей, вынужденных на этом складе жить. Пока же вместо скоростной ликвидации общественного пожара в центре Киева раздаются выстрелы. И если правоохранители стреляют из травматики, то «мирные демонстранты» отвечают им из боевых стволов. Добро пожаловать в Европу, господа – интеграция стоит крови. Особенно если это кровь каких-то нереволюционных соотечественников в форме, правда?