Что православному хорошо, то либералу - смерть?

На модерации Отложенный

"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

Евангелие от Луки, зачало 89 (Лк. 18; 10-14)


Слушая в минувшее воскресенье вынесенный в эпиграф евангельский отрывок, я невольно вспомнил одну фразу из нашумевшей в свое время статьи протоиерея Всеволода Чаплина, обращенную к сегодняшней либеральной интеллигенции: "Они все так же уверены в своей полезности обществу, в своей правоте и просвещенности, в своем праве считать себя лучшими, чем прочие люди".

Причиной подобной ассоциации стал тот настрой, с которым современные "властители дум" встретили пятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. И если авторы большинства солидных уважаемых изданий, как и подавляющее число "прочих людей", старались в меру сил засвидетельствовать должное уважение нашему "Великому Господину и Отцу", то из либерального лагеря неслись сплошные заклинания - и Патриарх не тот, и Церковь не та! Подобно своим жестоковыйным и гордым предшественникам фарисеи ХХI века фактически призывали: "Распни, распни Его!"

На весь подобный поток сознания можно было бы просто не обращать внимания, но, к сожалению, природа информационного оружия массового оболванивания такова, что в зоне поражения порой оказываются и весьма достойные люди. Да, за истекшие пять лет я общался со множеством самых разных людей, и большинство из них с огромным уважением отзывались и о Русской Православной Церкви, и о ее Предстоятеле. И все же время от времени мне приходилось с удивлением слышать от некоторых вроде бы вполне вменяемых собеседников: "Простите, но мне ваш патриарх не нравится". И всякий раз, когда я интересовался, знакомы ли эти милые люди лично с Его Святейшеством или просто хотя бы раз видели Патриарха, неизменно следовал отрицательный ответ. И опять-таки, стоило мне попросить их сформулировать суть своих "претензий" к Всероссийскому Первосвятителю, звучали лишь унылые штампы. Нельзя исключить, что после юбилейной инфобомбардировки число подобных зомбированных персонажей может возрасти. Поэтому, ни в коей мере не дерзая соревноваться с Пушкиным, все же попытаюсь дать свой ответ современным "клеветникам России", по-прежнему свято убежденным в том, что они "не таковы, как прочие люди".

Отрицательный образ нашего Патриарха лепится мастерами информационных войн из нескольких страшилок, которые я и предлагаю пранализировать.

Итак, страшилка №1. "При Кирилле Церковь стала частью государственной машины". Основной аргумент - якобы открытая поддержка Святейшим В.В.Путина в качестве кандидата в Президенты России зимой-весной 2012 года. В качестве главного доказательства по-прежнему муссируется фраза Патриарха Кирилла во время встречи Председателя Правительства РФ с лидерами ведущих религиозных организаций нашей страны 8 февраля 2012 года, во время которой Предстоятель Русской Церкви поблагодарил Владимира Владимировича за большой вклад "в исправление кривизны нашей истории". Это трактуется чуть ли не как предвыборная агитация. Но достаточно просто внимательно просмотреть видеозапись речи Патриарха, имеющуюся в свободном доступе на официальном сайте Русской Православной Церкви, чтобы убедиться в полной лживости данного тезиса. Так, буквально через полминуты Святейший продолжает: "Это вовсе не означает, что все мы согласны с каждым Вашим действием, со всем, что происходит в стране. У нас есть критические точки зрения, и я всегда публично об этом говорю, никогда не стесняясь". И далее Патриарх в достаточно жестких выражениях охарактеризовал растлевающую роль большинства средств массовой информации, прежде всего электронных, описал катастрофическую ситуацию с абортами Может быть, именно это стало подлинной причиной той ненависти, с какой обсасывали это выступление нашего Патриарха либеральные СМИ?

"Ну, хорошо, - скажут мне, - ваш Гундяев опытный царедворец, одни слова он уравновесил другими. Но в делах-то он всегда следует в форваторе путинской политики!" Что ж, хорошо, посмотрим на дела. Мне как убежденному монархисту ближе всего следующий пример. В прошлом году все, кому дорога русская история, отмечали 400-летие преодоления Смуты, восстановления Российской Государственности и призвания на Царство Дома Романовых. К великому сожалению, государственная власть осталась глуха к многочисленным призывам общественности отметить эту важнейшую дату на официальном уровне. В то же самое время Святейший Патриарх принимает решение о церковном праздновании юбилея. В Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге последовательно проходят торжественные патриаршие богослужения, на которые приглашается Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна. Первое, 6 марта, в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля приурочивается к 400-летию принятия единодушного решения Великим Собором 1613 года. Впервые с 1917 года в главном храме Русской Земли возносится имя здравствующей Главы Дома Романовых! Контраст с молчанием власти был разительный! Известие об этом небывалом церковно-народном торжестве наполнило радостью сердца всех верных чад Русской Православной Церкви.

А наши либералы? Они сделали все, чтобы замолчать это событие. А что? Они же не как "прочие человецы"!

Страшилка №2. "Небывалая, страшная бюрократизация Церкви". Как несостоявшийся церковный бюрократ, в течение нескольких лет работавший заместителем руководителя одного из синодальных учреждений, сразу скажу, что отсутствие всякой бюрократии - гораздо страшнее самой плохой бюрократии. Я бережно храню в своей памяти образ почившего Патриарха Алексия II, с которым мне посчастливилось напрямую работать в 1991-1992 годах. Но вынужден сказать, что отлаженная им бюрократическая машина к концу нулевых часто стала давать сбои. То какие-то бумаги пропадали в кабинетах Чистого переулка, то весьма странные персонажи и организации какими-то неведомыми путями получали патриаршее благословение. Сейчас "машина", может быть, еще не идеально, но стабильно работает. Каждая бумага, попадающая в патриаршую канцелярию, не только сразу же получает входящий номер, но и конкретный срок исполнения тем или иным синодальным учреждением или епархиальной структурой. Каждый письменно обратившийся получает ответ.

Невозможно переоценить значение создания Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, ставшего надежным мостом между Священноначалием и самыми различными общественными инициативами. А расположенный рядом с отделом храм Святителя Николая на Трех горах, помимо дома молитвы, стал и местом общения представителей самых разных общественных и общественно-политических сил. Я сам был свидетелем того, как тройку лет назад впервые после 1993 года за одним столом сидели идейные противники - бывшие народные депутаты РФ С.Н.Бабурин и Ф.В.Шелов-Коведяев.

Не нравится нашим профессиональным либералам и увеличение числа епархий, и разделение столичной епархии на викариатства. "Сколько новых нахлебников!" - лицемерно сетуют они. Не скажу про всю Россию, но в отношении Москвы могу засвидетельствовать, что в столице практически не осталось ни одного прихода, где хотя бы раз не совершалось архиерейское богослужение. А ведь постоянно апеллирующим к апостольским временам околоцерковным либералам следовало бы помнить, что епископ, с духовной точки зрения, прежде всего глава евхаристической общины, совершитель таинств.

Страшилка №3. "Из Церкви вытесняется дух свободы". И это тоже всего лишь миф. Достаточно лишь посмотреть, как обсуждаются документы Межсоборного присутствия. Или хотя бы расспросить участников последнего епархиального собрания Московской городской епархии, какие вопросы задавало своему правящему Епископу московское духовенство. А если вспомнить, что очень многие клирики нашей Церкви свободно выступают на таких столь разных интернет-ресурсах, как "Русская народная линия" и "Православие и мир", то станет окончательно понятно, что данный тезис даже не миф, а бред!

И, наконец, самая главная страшилка. "Из Церкви уходит интеллигенция", или, в другом варианте, "растет пропасть между Церковью и обществом". Чтобы разобраться с обоими видами последней "страшилки", попытаемся определиться, что мы понимаем и под интеллигенцией, и под обществом.

Если под интеллигенцией понимать людей науки, культуры и искусства, то здесь как раз все в порядке. В минувшем году мне довелось присутствовать на заседании Патриаршего совета по культуре и наблюдать, с каким вниманием слушали Святейшего Патриарха весьма разнообразные и очень известные деятели отечественной культуры: писатель В.Н.Ганичев, актер Н.П.Бурляев, режиссер Н.С.Михалков, композитор А.Н.Пахмутова, музыканты Ю.А.Башмет и К.Е.Кинчев, художники И.С.Глазунов и З.К.Церетели, спортсмены В.А.Третьяк и С.В.Хоркина.

А 29 января уже нынешнего года в Государственной Думе в рамках рождественских парламентских встреч прошел круглый стол "Опыт взаимодействия Церкви и государства в области высшего образования", посвященный 20-летию Российского православного университета. На этом форуме с гордостью о своей работе в православном вузе говорили его профессора видные деятели отечественной науки доктор философских наук Ю.А.Киселев, доктор психологических наук Б.С.Братусь, доктор юридических наук Д.Ю.Шестаков, доктор исторических наук С.В.Перевезенцев. Если все упомянутые мной не интеллигенция и не ярчайшие представители общества, то кто тогда является их олицетворением для наших профессиональных либералов? Может быть, действительно, что православному хорошо, то либералу - смерть?

Думаю, что нет. Ибо кто тогда мой добрый друг Ф.В.Шелов-Коведяев - первый заместитель министра иностранных дел в правительстве Е.Т.Гайдара? Конечно, либерал, интеллигент и в то же время нормальный православный христианин. Как классическому русскому интеллигенту Федору Вадимовичу не придет в голову "поздравлять" Предстоятеля своей Церкви выливанием помоев в печатных и электронных СМИ. Я привел лишь наиболее яркий пример, а я знаю таких людей не один десяток. И все они о себе спокойно говорят: "Да, я либерал". Но при этом вовсе не гордятся тем, что они "не как прочии человецы".

Но тогда возникает закономерный вопрос: что исповедуют те, кто, крича о либеральных ценностях, аплодируют любой гадости, любой самой грязной сплетне о нашей Церкви и о нашем Патриархе? Надо твердо и честно сказать - никакой это не либерализм, а самый настоящий псевдолиберальный тоталитарный нигилизм!


Иеромонах Никон (БЕЛАВЕНЕЦ),
духовник монархического движения "За веру и Отечество"
специально для "Интерфакс-Религия"