Последний "праздник" эры нефтяных богатств

На модерации Отложенный

Путин поставил свое имя на карту зимней Олимпиады в Сочи. Все, что было построено в Пекине в 2008 году, может быть построено в России. Какое бы представление ни ослепляло своим блеском в Лондоне в 2012 году, его можно превзойти в России, - пишет Бен Джуда в статье для The Sunday Times.

Путин хочет, чтобы эта зимняя Олимпиада была для России тем, чем пекинская Олимпиада-2008 была для Китая - первым балом супердержавы. Но Кремль не обладает такой уверенностью, как китайцы. Министры с их окружением, олигархи, прибывающие на вертолетах, и генералы ФСБ боятся провала.

Россия полна беспокойства. В разговорах присутствует апокалиптический оттенок. Неопределенное чувство страха. Это особенно верно среди правящей номенклатуры. Протестное движение, вспыхнувшее в декабре 2011 года с требованием свободных и справедливых выборов, выдохлось. Оппозиционное движение загнано в угол показательными процессами и драконовскими наказаниями. В политике  - один Путин.

Сочи показал России ее саму. И то, что крупнейший строительный проект со времен СССР говорит о российском государстве, беспокоит московскую "элиту". Его цена являет собой признание абсолютного поражения. Неприятная правда - что знают все в российской "элите" - состоит в том, что стоимость Сочи увеличилась в четыре раза в результате хищений.

Воровство было наглым, масштабным - воровали повсюду. Президентским друзьям преподносили контракты на блюдечке. Лоялисты получили миллиарды. Министры закрывали глаза на то, что деньги выводились за границу. Еще больше ушло на откаты. Чиновники  расхищали бюджеты на дорожные покрытия. Бандиты получили свою долю. Бригадиры воровали инструменты. Грабеж такого рода происходит, потому что в России нет современного государства. Россия - страна, скорее, средневековая.

Власть вручается за лояльность и вознаграждается грабежом. Управляющая структура представляет собой набор кормушек. Хищение рассматривается как право. Нефтяные деньги, прокачивающиеся через правящую касту, сделали ее коррумпированной, хищной и ленивой. Результатом является всемогущее, абсолютно некомпетентное государство.

Путин разрушил современные институты. Для того, чтобы избежать появления альтернативы, он кастрировал все, что могло бросить ему вызов - парламенты, губернаторов, выборы, Счетные палаты - и заполнил их импотентами - лоялистами.

Он покупает лояльность. Он способствует тому, чтобы лоялисты набивали карманы. Результатом является все более неуправляемая Россия.

Россияне не могут ездить по дорогам, не страдая от последствий коррупции. Дорожно-строительные бюджеты являются одними из самых простых для хищений.  На дороги укладывается тонкий слой асфальта, а остальные деньги присваиваются. Зимой на дорогах появляются трещины. Деньги на ремонт снова крадутся. Результатом является Россия выбоин, разбитых автомобилей и смертей на дорогах.

При Путине быстро вырос российский средний класс, но его представители все более недовольны им. Это не идеалисты, стремящиеся к выборам и свободе слова. Это циничные, разочарованные мужчины и женщины, измотанные ежедневными столкновениями с ужасной инфраструктурой, преступной полицией и беспардонными чиновниками.

У граждан России из среднего класса теперь есть деньги на путешествия, и их задевает, когда они видят, что в Таиланде лучше дороги, а турецкая полиция менее коррумпирована.

Прогнившее государство заставляет своих самых богатых граждан бояться за собственное будущее, и они делают все возможное, чтобы держать деньги и семьи за рубежом. Это происходит потому, что богатейшие граждане могут легко представить себе день, когда им придется бежать из России – от Путина или от того, кто придет ему на смену.

Россия запомнит Сочи как безвкусный последний праздник эры нефтяных богатств, ужасающих злоупотреблений и упущенных возможностей. И это потому, что российская экономика становится все более шаткой.

Время экономического бума прошло. Путинский режим,
которому сопротивляется малый бизнес и который не любят олигархи, продлится столько же, сколько продержатся высокие цены на нефть. Российский экспорт на 75% состоит из нефти и природного газа - выше, чем у Советского Союза. Что еще хуже, население крайне зависимо от сокращения государственных расходов. Более 53% живут за счет государственных средств - как государственные служащие, как пенсионеры или как получатели пособий.

Россиянам не нужны были Сочи - им нужен олимпийский рывок к восстановлению экономического равновесия. Кремлю следовало строить новую экономику, инвестировать в высокие технологии, легкую промышленность и неосвоенную Сибирь, а не в ледовые купола.