Жертвы блокады и "алтарь победы"

27 января с.г. на встрече с блокадниками Путин напомнил, что только за четыре месяца с конца 1941 года до начала 1942 года в Ленинграде погибли 360 тыс. жителей. Почти столько Великобритания потеряла за всю Вторую мировую войну. 

"Представляете, какая разница между жертвами, которые на алтарь общей победы положил советский народ и другие страны мира", – сказал Путин (http://itar-tass.com/obschestvo/917232 )

Вам ничего не резануло слух? Мне — резануло.

Но, прежде чем сказать, что именно резануло, скажу, что в Блокаду Ленинграда умерли от голода и холода мои бабушка и дед, сестра моей матери и её сынишка (мой старший брат), погибли в боях под Ленинградом брат матери и брат отца (мои дядья). Память о Блокаде для миллионов горожан до сих пор не просто память, а скупые, но страшные рассказы их предков, и живая – до сих пор! – боль...

Конечно, «положенные на алтарь победы жертвы» – распространённое выражение, и можно понять, когда так говорят о жертвах войны – бойцах (об ополченцах, солдатах, офицерах). Но я до сих пор не слышал, чтобы так говорили о жертвах среди мирного населения, тем более о блокадниках, о жертвах Блокады...

Ни разу я не слышал такое выражение ни от матери-блокадницы, ни от её подруг-блокадниц, ни от отца-фронтовика, ни от его друзей-фронтовиков. Пожалуй, не припомню, чтобы так говорили о жертвах Блокады и наши прежние правители, по крайней мере со времён Хрущёва (я родился в 1945-м).

«Положенные на алтарь победы жертвы Блокады» – это что-то уж слишком выспренно-казёное и одновременно слишком языческое – ведь именно невинных животных приносили в жертву к Алтарю богини Виктории в древнем Риме...

Напомню историю Алтаря Победы древнего Рима. Цитирую по Википедии:

«Алтарь победы — алтарь, находившийся в здании римского Сената и представлявший собой золотую статую богини Виктории. Алтарь был установлен Октавианом в 29 году до н. э. в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при Акции. ... Эта статуя была захвачена римлянами у Пирра в 272 году до н. э.»

Алтарь был вынесен из Сената императором Констанцием II в 357 году, в начале борьбы христианства с язычеством. Затем несколько раз он возвращался на место и вновь выносился, и в конце IV века уже навсегда вынесен из здания Сената. Дальнейшая судьба алтаря неизвестна.

Епископ Амвросий, приложивший много сил к удалению алтаря победы из Сената, обосновывал это именно неприемлемостью языческого обычая приносить в жертву богине Победы множество невинных животных.

Вот, зная всё это, какие-то слишком грустные ассоциации приходят на ум, когда о жертвах Блокады говорят как о «положенных на алтарь победы» (если угодно, на Алтарь Победы).

Моя покойная мать (и её ныне покойные подруги-блокадницы) говорили, что даже в самую тяжёлую зиму 1941-42 годов они не сомневались в нашей конечной Победе, но, повторю, никогда я не слышал от них об «алтаре победы» – о том, что жертвы Блокады были «положены» на этот алтарь...

Возвращаясь к выступлению Путина, не могу не сказать и о набивших оскомину ещё в советские времена заклинаниях о «советском народе», и о кощунственном по сути «горделивом» сравнении страшных жертв нашей страны с потерями наших союзников в той войне. Чем тут гордиться?! Это наша трагедия, а отчасти и наш позор – 27 миллионов (а скорее и больше) погибших в той войне.

Напомню, кстати, что число безвозвратных потерь русской царской армии во время Первой мировой было примерно таким же, как у Германии и её союзников на их Восточном фронте. Что немцы не продвинулись в ту войну восточнее Барановичей (сто км западнее Минска), что до марта 1917 года в России (в отличие от всех других воевавших стран) даже не вводились продовольственные карточки, а февральские (1917 года) кратковременные перебои поставок хлеба в Петроград были первыми и единственным за всю ту войну...

Что же, Путин этого не знает? Ведь знает, наверное... Как же можно, зная всё это, чуть ли не с гордостью меряться потерями во Второй мировой?..

Кстати, упомянутый в статье об истории алтаря победы царь Пирр (у которого римляне и захватили алтарь и статую победы) – это тот самый Пирр, та самая «Пиррова победа».

Конечно, само собой разумеется, что наша Победа в Великой Отечественной не была «Пирровой победой», и нам действительно можно и нужно гордиться нашей Победой.

Но лучшая, по моему, песня о той страшной войне, это всё же «Враги сожгли родную хату», написанная (М.Исаковским, музыка М.Блантера) в 1945 году, и впервые исполненная лишь в 1965-м:

Он пил – солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил..."

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

И пил солдат из медной кружки вино с печалью пополам...

Что-то давно, очень давно не слышал я этой песни в день Победы 9 мая ни по радио, ни по телевидению. Лет четырнадцать уже не слышал...