Госкапитализм в действии: откуда взялась свая в метро

На модерации Отложенный

Пресловутая свая, пробившая дыру диаметром почти полметра в тоннеле московского метро, наверное, еще долго будет сниться Андрею Ковалеву, генеральному директору ОАО «Трансэлектромонтаж». Именно эта компания, подрядчик РЖД, вела злополучные работы. Теперь все стоят на ушах, на месте ЧП побывал мэр Сергей Собянин, и транспортная прокуратура уже приступила к расследованию.  


Это не первая неприятность «Трансэлектромонтажа». В 2012 году завершилась долгая судебная эпопея по иску налоговиков, в итоге которой компания заплатила в бюджет 250 млн рублей. Инспекторы при помощи правоохранительных органов доказали, что «Трансэлектромонтаж» по фиктивным договорам вывел в офшор более 460 млн рублей. Правда, фискалов интересовала исключительно налоговая сторона. Получив свое, они удалились со сцены. Как было дело – в расследовании Slon.


«Трансэлектромонтаж» был создан в далеком 1953 году для строительства и капитального ремонта объектов электрификации. В сентябре 1993 года предприятие было приватизировано: образовалось АООТ «Трансэлектромонтаж», а акции отошли трудовому коллективу. Со временем они частично разошлись по частным структурам. Новым владельцам случалось воевать между собой, устраивая похищения людей и показательный захват главного офиса на Старой Басманной улице, 11а.  Есть и еще одна интересная деталь: на стыке 2004–2005 годов прежнее руководство обвиняло в рейдерстве некоего Константина Селиванова, представителя АО «Группа "Энергетический стандарт"» (Швейцария). 

В результате акции предприятия оказались у швейцарской компании «Группа "Энергетический стандарт"», которая принадлежит украинскому бизнесмену с российским паспортом Константину Григоришину, чье состояние журнал Forbes оценивает в $1,2 млрд. С начала 2000-х годов Григоришин владеет энергомашиностроительными предприятиями («Днепроспецсталь», НПО им. М.В. Фрунзе (Сумы), «Запорожтрансформатор») и несколькими облэнерго на Украине. В последний год президентства Леонида Кучмы над Григоришиным начали сгущаться тучи, и он обратил внимание на российские активы – тогда, в частности, «Энергетический стандарт» приобрел «Трансэлектромонтаж», который был одним из ключевых подрядчиков РЖД по строительству электросетей. Чтобы сохранить свои позиции на Украине, Григоришин стал одним из главных спонсоров «оранжевой революции» 2004–2005 годов. Перечислив несколько десятков миллионов долларов на организацию Майдана, он защитил свой украинский бизнес и потерял интерес к «Трансэлектромонтажу», отдав его на откуп менеджменту.

Однако, когда президентом Украины стал Виктор Янукович, украинский бизнес Григоришина снова начало лихорадить. В последнее время он ведет переговоры о продаже своих энергомашиностроительных предприятий, а принадлежащему ему Луганскому энергетическому объединению Антимонопольный комитет Украины выписал рекордный штраф за злоупотребление монопольным положением – 100 млн грн ($12 млн). Кто финансирует нынешние действия оппозиции в Киеве, неизвестно, но не исключено, что Константин Григоришин вернулся к старым методам. В любом случае, в тот момент, когда Константин Григоришин может потерять свой украинский бизнес, его мало интересует, куда менеджмент его российской компании решил вбить сваю. 


На сегодняшний день 97,2% ОАО «Трансэлектромонтаж» находятся у номинального держателя – НКО «Национальный расчетный депозитарий». В совет директоров, согласно годовому отчету за 2012 год, входили шесть человек, в том числе два представителя ООО «Ортига-Групп», три представителя НПО СРО «ОСТК» и гендиректор Андрей Ковалев. 


Главным заказчиком выступает РЖД. По оценкам 2009 года, на «Трансэлектромонтаж» приходилось 13,83% от всех работ на объектах электроснабжения госмонополии. Из 1,564 млрд рублей, заработанных в 2012 году, 1,560 млрд рублей принесли именно объекты РЖД. Этим связи не исчерпываются. Руководитель и совладелец «Ортига-Групп» Алексей Крапивин, входящий в совет директоров «Трансэлектромонтажа», – сын Андрея Крапивина, старого знакомого и советника на общественных началах главы РЖД. 


Плохие времена пришли летом 2010 года, когда в главный офис «Трансэлектромонтажа» заявились налоговики.

По итогам проверки они начислили 190 млн рублей недоимки и около 36 млн рублей пени за 2007–2008 годы. Следом за московскими коллегами потянулись и региональные, выставив разным филиалам компании претензии еще более чем на 65 млн рублей. 


Суть претензий такая. «Трансэлектромонтаж», получая заказы от РЖД, передавал часть на субподряд – компании «ГарантСтрой». Причем эта столичная организация соглашалась выполнять работы как в московском регионе, так и по всей России, хотя у нее не имелось собственных активов, а в штате числился один-единственный человек – директор Ольга Ардентова. У фирмы не было обычных расходов вроде аренды офиса, коммунальных платежей, транспортных и других услуг – короче, жизнь там едва-едва теплилась, говорится в материалах арбитражного суда. Что не помешало «ГарантСтрою» отхватить субподряд у «Трансэлектромонтажа» на 12 млн рублей в 2007 году и на 450 млн рублей в 2008-м. Деньги, поступившие от «Трансэлектромонтажа», через 1–2 дня уходили фирмам-однодневкам, а затем – на счет иностранной компании, зарегистрированной в Панаме. 


Милиция по просьбе налоговиков допрашивала Ольгу Ардентову. Та рассказала, что на работу ее наняли двое мужчин, объяснившие суть будущих трудовых будней – встречаться с курьером и подписывать привезенные документы. Испуганная женщина утверждала, что в реальности не имеет никакого представления о деятельности «ГарантСтроя». Кстати, примерно такие же показания дал первый учредитель и руководитель компании – Сергей Гах. 


Налоговики поработали на совесть. Они поговорили с рабочими непосредственно на объектах, например на участке Москва – Петушки, и выяснили, что те не слышали ни о каком «ГарантСтрое», а вся работа велась силами и средствами самого «Трансэлектромонтажа». Надо заметить, с низкой рентабельностью: так, в 2008-м выручка предприятия составила 1,899 млрд рублей, а себестоимость – 1,824 млрд рублей. Валовая прибыль – 75 млн рублей, притом что 450 млн рублей ушло в офшор. 


А вот еще один факт, который потенциально мог бы стать настоящей бомбой. Процитируем дословно: «Инспекцией получены списки сотрудников структурных подразделений общества («Трансэлектромонтаж». – Slon), произведены допросы лиц, числящихся сотрудниками общества (Агейкова В.Е., Азарова С.В., Бабенко Р.В., Гордеева Н.А., Добродея Н.Н., Дуцева И.Н., Калужских О.П., Коняхина М.В., Леоновой М.Ю., Лепешкина А.Н., Новолодского Ю.К., Огородникова М.В.), которые показали, что являются действующими сотрудниками ОАО «РЖД», а не заявителя». 


Другими словами: работы выполняли сами РЖД. А деньги за них перечислялись по длинной цепочке посредников в Панаму. По идее, получив столько вопиющих фактов, полиция должна была начать собственное расследование. Но этого не произошло. Более того, налоговикам пришлось еще долго судиться, точку поставил только Высший арбитражный суд осенью 2012 года. Уголовного дела не случилось, потому что «Трансэлектромонтаж» вовремя заплатил все недоимки. 


Эта история – отличная иллюстрация российского госкапитализма в действии. И мы еще удивляемся какой-то свае, вдруг очутившейся в тоннеле метро? Хорошо хоть, никто из людей не пострадал.

Одним из последних подрядов, в котором участвовал «Трансэлектромонтаж», стала поставка электрооборудования на олимпийскую совмещенную (автомобильная и железная) дорогу Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», ту самую, которая стала одной из самых дорогих железных дорог в мире. Но происшествие на этом объекте грозит куда большими неприятностями, чем свая, пробившая тоннель московского метро.