Россияне стали хуже относиться к США и Евросоюзу

На модерации Отложенный

Наши граждане испытывают все меньше теплых чувств по отношению к Западу. Об этом свидетельствуют опубликованные результаты репрезентативного опроса, проведенного недавно аналитиками «Левада-центра».

Социологи в ходе этого опроса выясняли, как менялся у наших соотечественников «вектор привязанности» к некоторым зарубежным странам. Вопросы касались СШАЕвропейского союза в целом, УкраиныБелоруссии и Грузии.

Как оказалось, среди россиян нарастает негативное отношение к Штатам и ЕС: количество «антиамериканистов», тех, кто оценивает свое отношение к США, как «плохое», увеличилось за последние три года с 23 до 37%. С 14 до 29% увеличилось количество наших соотечественников, не испытывающих дружественных чувств к Евросоюзу.

Зато позитивное восприятие Украины и Белоруссии в целом сохраняется – 55 и 82% соответственно. А мнение о Грузии даже меняется в лучшую сторону – с 39 % положительно настроенных в 2011 году до 51% в 2013 году. Уже две трети респондентов выступают за восстановление дипотношений между нашими странами.

Чем можно объяснить такие цифры? Почему все больше людей у нас воспринимают Запад (в широком смысле) со знаком минус? Является ли это результатом нашей внешней политики или чего-то еще?

«Мне кажется, что эти цифры достаточно очевидно показывают внушаемость российской публики и ее зависимость от тех информационных потоков, которые на нее ориентированы, - считает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО, кандидат политических наук Александр Тэвдой-Бурмули. - В последние два-три года резко возрос уровень алармизма в официозной прессе, в том числе электронной, по отношению к США, Европе - к Западу в целом. Это связано с определенными процессами, происходящими внутри России и с тем, что причину их пытаются связать с неким внешним воздействием – пресловутые «печеньки Госдепа» и т.д., и т.д. И естественно, что подобная массированная пропаганда дает какие-то результаты, население начинает относиться к этим странам более негативно. Случай Грузии как раз подтверждает этот тезис, потому что в последние два-три года волна критики в отношении Грузии в официальных СМИ резко снизилась по ряду причин. И мы видим, что упал и критический настрой россиянина.

«СП»: - Но с Грузией у нас еще, наверное, любовь на старых дрожжах, со времен СССР?

- Я бы не сказал, что «это любовь на старых дрожжах». Потому что если мы посмотрим материалы опросов, например, середины 2000-х годов, то увидим, что ничего от старой любви к Грузии уже не осталось. Речь идет именно о том, что государство обладает достаточно сильным инструментально-информационным воздействием (в первую очередь, на внутреннюю аудиторию). Средний респондент вполне внушаем.

Мы прекрасно понимаем, что фактические условия жизни рядового россиянина мало связаны с тем, что происходит в Штатах, с тем, что происходит в ЕС, и с их пресловутым влиянием на нас. Влияние Штатов на нашу жизнь равно, в общем, нулю. Но есть информационное воздействие, оно и формирует настроения.

Влияние Украины на нашу жизнь (всех процессов, которые там происходят) гораздо выше. Однако, в силу того, что нынешняя администрации Януковича, скорее, позитивно относится к Кремлю (на сегодняшний день, по крайней мере), мы видим, что и население Украину воспринимает вполне благожелательно. Но если обратиться к материалам опросов десятилетней давности, когда там был у власти Ющенко, вы увидите гораздо больший алармизм по отношению к Украине. Потому что аффилированные с официальными средства массовой информации России, продуцируют определенный тренд.

«СП»: - Опрос был проведен в конце прошлого года, еще до нынешних событий на Украине. Если бы сейчас дали высказаться, что-то изменилось бы в оценках?

- Это зависит от того, как формировался бы информационный поток. Пока он не изменил свою модальность (т.е. Янукович остается нашим другом, Украина, в принципе, хочет с нами сближаться, с точки зрения подачи официальных СМИ). Следовательно, от Украины, так сказать, никакой потенциальной угрозы сейчас не исходит. Но если, предположим, в ближайшие месяцы на Украине произойдет какой-то внутренний перелом и изменится характер власти, всей внешнеполитической ориентации, то нужно будет смотреть, как меняется характер подаваемой информации. А потом замерить данные настроений населения.

По-своему трактует результаты соцопроса директор международных проектов Института национальной стратегии России Юрий Солозобов:

- Сам опрос мне представляется не очень корректным и довольно ангажированным. Почему в подборке стран прослеживается исключительно западный вектор?

У нас страна большая и граничит не только с Белоруссией, Украиной, Евросоюзом, в области полярной шапки с Соединенными Штатами. Она граничит также, например, с Казахстаном, граничит с Китаем. И если посмотреть другие похожие опросы, которые делались по всем странам-соседям, то выясняется, что на протяжении более десяти лет страны Таможенного союза среди россиян занимают особое место: Казахстан – первое, Белоруссия – второе. Они наши главные друзья. А президенты Назарбаев и Лукашенко самые популярные политики для россиян.

«СП»: - Но если вернуться все же к результатам этого опроса…

- На самом деле, вот о чем идет речь, как мне кажется. Во времена Ельцина у нас был такой проект – вступить в Европейский союз. Мы даже Конституцию написали так, что у нас есть приоритет законов. До 2004 года премьер-министром мог стать человек без российского паспорта и даже без гражданства (лишь потом мы приняли поправку, что он должен быть только гражданином России). То есть, мы были открыты, готовы к вступлению в Европейский проект. Но в результате у нас нет даже свободного визового режима. И недавнее заявление о том, что безвизовый режим с Европой вновь откладывается на неопределенный срок, делает из нас какую-то новую Турцию, которая двадцать лет сидела-сидела на стуле – ничего не получила. Поэтому, конечно, возникает отторжение, даже на бытовом уровне. Особенно, когда мы видим, как пренебрежительно относятся к нашим гражданам в визовых отделах этих стран. Отсюда - нарастающий негатив. Хотя и пропагандистский аппарат в определенном смысле сыграл здесь свою роль.

«СП»: - Дело, следовательно, не во внешней политике?

- Не думаю, что это связано с какими-то провалами или недочетами нашей внешней политики. Просто так сложился мир, что европейцы стали агрессивно играть за Украину, чтобы любой ценой ее притянуть к себе. Мы видим, как от мягких средств типа «оранжевой революции», подошли почти к гражданской войне. Людей уже реально поджигают, дело идет к «горячей дубине» нестабильности. И не где-нибудь, а у границы Курска и Белгорода. Нам нужна такая нестабильность? Нужна «ливанизация» Украины? Это наши ближайшие соседи. А «ливанизация» Украины будет, пожалуй, пострашнее, чем кавказские войны, которые мы с большим трудом и потерями пережили. А что в результате? Ну, все же понятно: любовь не может долго быть односторонней. Вот вы двадцать лет любите безответно. Естественно, в какой-то момент наступает уже безразличие, потому что вы понимаете, что ничего не добьётесь. И тогда вы ищите другого партнера…

«СП»: - Вы хотите сказать, что высокомерному Западу просто аукнулось его отношение к России?

- Именно. Президент Путин предлагал Европе сделать единую систему противоракетной обороны. Предлагал передать технологии. В результате европейцы построили ПРО. Представьте, с соседом по даче вас долгие годы разделяла живая изгородь из кустов или цветов, и вдруг он начинает строить трехметровый забор, обзаводится свирепой собакой и еще наводит на вас пулемет. Вы спрашиваете: «Зачем?» «Да, просто так», - говорит. Как вы будете относиться к этому соседу?

«СП»: - Тем не менее, при всей нелюбви россияне все-таки едут отдыхать в Европу с большим удовольствием…

- Я, например, еду в Чехию, потому что лететь два часа. А до Америки – восемь, до Казахстана – четыре. Это чисто прагматический подход: время, дешево, все культурно. Понятно, как раз, почему наши граждане выбирают Европу – там много стран с православной культурой, с близким языком, с близкой ментальностью.

«СП»: - Самой популярной, кстати, страной среди туристов-«единоличников» стала в прошлом году Испания…

- Потому что это христианская страна, во-первых. Потом, из-за экономического кризиса довольно дешевая. Еще у нее есть такая «приманка»: одна поездка в Испанию дает право на шенген, а значит, попутно можно еще зарулить куда-нибудь в Германию или в Чехию на водах подлечиться. Это очень хорошо работает.

«СП»: - Юрий Михайлович, если бы опрос проводился сейчас, а не в конце декабря 2013 года, высказывания по поводу Запада были бы жестче?

- Конечно. Картинки горящих омоновцев в центре Киева – это повод. И Кличко, который при всей своей могучей фигуре выглядит растерянным и не может ничего сделать с этой дикой, необузданной толпой поджигателей и провокаторов…Все это не только имидж Украины портит. ЕС тоже. Но европейцы продолжают говорить: «Да, это – сукин сын. Но сукин сын наш. Он делают исторически полезное для демократии дело, путь и негуманными способами».