Россия - Украина: на пути к решению проблем

На модерации Отложенный

Украина готовится к переговорам с Евросоюзом по условиям подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Одновременно с этим, украинские власти уже приступили к практической реализации договоренности между Украиной и Россией по промышленной кооперации. Последнее, естественно, вызывает опасение Запада по поводу искренности намерений Украины. Соответственно, сегодня массовый протест в Украине не утихает. У евромайдана открылось второе дыхание и теперь, если не действовать более решительно, Украину можем надолго потерять.

Судя по всему, в своё время мы недооценивали степень влияния Запада на украинцев, поэтому слишком долго надеялись, что всё решится само собой. При правильном подходе, всего лишь нужно было убедить украинцев, что для них единственным верным выбором является Россия. Но, потеряв осторожность, мы начали действовать слишком откровенно, а в итоге получили накал страстей на евромайдане. Теперь уже нельзя медлить и ещё раз упустить свой шанс. Самое время, использовать все доступные ресурсы и окончательно решить проблему.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров уже отметил, что Россия может помочь в урегулировании кризиса в Украине, если поступит такая просьба из Киева. Это, в принципе, также может означать, что Россия готова ввести войска в Украину. Но, с другой стороны, настораживают слова Лаврова, что «Россия не допустит раскола Украины». Уже тем, что заговорил об этом, министр сам допустил такую возможность развития событий. Создалось впечатление, что Россия надеется отстоять лишь часть Украины, а остальное может «сдать» Западу, чего допустить никак нельзя.

Официальные лица более осторожно должны подходить к заявлениям, особенно на фоне происходящего на евромаидане. Мы обвиняем во всем Запад, а они, в лице госдепа, винят во всех бедах нас. На самом деле, вполне возможно, что Президент Янукович сам провоцирует столкновения в целях дискредитации евромайдана. Хотя, никто не может отрицать, что Запад активно поддерживает сторонников европейского выбора.

Следует осознать, что именно сейчас настаёт самый подходящий момент для укрепления влияния Кремля на официальный Киев. Первые шаги, в виде недавно достигнутых межгосударственных соглашений, уже сделаны. Теперь всего лишь нужно подкрепить результат и изъять максимальную пользу. Надо действовать максимально активно и поддержать власти и народ Украины.
Действовать следует по нескольким жизненно-важным для дальнейших отношений направлениям. В том числе, нужно сделать конкретные шаги по реализации достигнутых договорённостей насчёт строительства транспортного перехода через Керченский пролив, ускорить переговоры по развитию социально-экономической сферы Севастополя и других мест дислокации российских военных частей. А ещё, желательно добиться вышесказанного без ощутимых уступок в вопросе тарифов на поставляемый газ.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив от 17-го декабря 2013 года должно рассматриваться в контексте претензий РФ на территории бывшего СССР, входящие сегодня в состав Украины.

На протяжении десятилетий, Украина пыталась урегулировать ситуацию, прибегая к международной помощи. Так, она в 1993 году обжаловала в ООН постановление, принятое Верховным советом РФ насчёт принадлежности Севастополя Российской Федерации. Тогда, в силу поддержки независимости новообразованного государства, Совбез ООН признал постановление не имеющей силы и призвал принять все меры, чтобы не допустить возникновения напряженности.

Несмотря на это, в 2003 году конфликт был возобновлён, только уже по другому поводу. Когда РФ пыталась добиться строительства дамбы к острову Тузла, украинская сторона отреагировала болезненно и обвинила Россию в посягательстве на территориальную целостность страны. Украинцев настораживало, что борьба сопровождалась не только т.н. «Газовыми войнами», но и политическим манипулированием, например, попытками РФ, повлиять на определённую часть электората Крыма для выражения сомнения насчёт принадлежности полуострова.

Понятно, что целью строительства переправы через Керченский пролив является распространение политического и экономического влияния России на часть украинской территории. Кроме того, создаётся фактор влияния на украинское правительство и, при необходимости, у РФ появятся рычаги для влияния на  политическую ситуацию в Украине в целом.

Также нужно учитывать, что в случае строительства перехода у РФ появится возможность для проведения газопровода и ЛЭП на Крымский полуостров напрямую из России, что обеспечит его энергоснабжением, автономным от украинской энергосистемы.
Кроме того, строительство может стать вспомогательным аргументом и в ходе переговоров о делимитации вод Азовского моря и режима Керченского пролива. Украинцы упрекают Россию, что российская сторона постоянно пытается обойти международные нормы и диктовать свои, особые принципы, которые позволят получить большую часть морского пространства. Однако, строительство прохода через пролив может усилить аргументацию России и повлиять на переговоры как в вопросе делимитации моря, так и установления статуса Керченского пролива.

Интересно, что Россия намерена расширить своё геополитическое влияние на Украину, используя госбюджет самой Украины, которая должна участвовать в предложенных проектах.

С учётом высокой степени коррупции и, следовательно возникших дыр в украинском бюджете, понятно, что у Киева лишних денег нет, что играет на руку Кремлю. При условии, что во время переговоров российская сторона не будет мелочиться до поисков личной прибыли «приближённых» к Кремлю бизнесменов и всерьёз займётся защитой геополитических  интересов страны, Россия сможет заполучить контроль над ключевыми секторами экономики Украины.

Общеизвестно, что в Украине коррупционные схемы работают повсюду. СМИ пишут, что по накатанной схеме осуществляется передел собственности со стороны пропрезидентских структур, реализуются контрабандные схемы в различных отраслях промышленности. Представители крупного капитала, близкие к президентской «Семье», имеют миллиардную прибыль с госзакупок, выкачивают средства из страны и прогоняют их через оффшоры. Об этом знают все, но пока ситуация остаётся неизменной.
Так что, если ранее во время переговоров Кремлю приходилось полагаться на расположение украинских чиновников, то сегодня уже можно заинтересовать крупными совместными коммерческими проектами и украинских олигархов, состояние которых растёт повседневно. Несмотря на учащённые выпады местных СМИ и множественных обвинений в коррупции, многие из них до сих пор успешно могут договориться с властями и сохраняют доступ к государственным средствам. Безусловно, участие в совместных проектах с РФ усилит их позиции и обезопасит их бизнес.

Так, например, недавно новый украинский олигарх, 27-летний магнат сжиженного газа Сергей Курченко, у «Лукойла» раза в 4 дешевле реальной стоимости приобрёл Одесский нефтеперерабатывающий завод, признанный убыточным. Украинские СМИ уверены, что Одесский НПЗ Курченко понадобился лишь ширмой для прикрытия контрабанды бензина (в основном — из России). Они пишут, что Курченко является другом сына генпрокурора Украины Артема Пшонки и сына президента Александра Януковича, а также, тесно сотрудничает с главным «финансистом» «Семьи» Сергеем Арбузовым. Благодаря личным связям молодого олигарха, «Лукойлу» из бюджета возместили примерно 200 млн. гривен (800 млн руб., т.е. более 24 млн долларов США) многолетней задолженности по возврату НДС Одесскому НПЗ. Можно сказать, что Курченко в какой-то мере приобрел завод-ширму не за собственные, а за государственные средства.

Другой пример — Ринат Ахметов, который недавно приобрёл «Укртелеком», крупнейшего оператора фиксированной телефонии и интернет-доступа в Украине, к тому же единственную компанию в стране, предоставляющую услуги мобильной связи в стандарте 3G. С самого начала приватизации «Укртелекома» Ахметов назывался как наиболее вероятный покупатель компании, но в группе СКМ бизнесмена интерес к оператору всячески опровергали. Тем ни менее, оказалось, что компанию-оператора СКМ приобрела вместе с «крышей», т.е. компанией, выкупившей «Укртелеком» у государства два года тому назад за 10,575 млрд грн. До этого СКМ уже владел активами в телекоммуникациях: ей принадлежит крупный фиксированный оператор Vega и 45% в «Астелите». Правда, по мнению участников рынка, инвестор управляет ими малоэффективно: Vega за последние два года практически остановила развитие сети, а «Астелит» до сих пор не вышел на прибыльный уровень.

Третий пример — непотопляемый Дмитрий Фирташ, химический король Украины, главный партнер «Газпрома». Он владеет активами предприятий в Украине, России, Венгрии, Туркменистане и Великобритании. Имя Дмитрия Фирташа впервые публично прозвучало в начале 2006 года — после подписания между Украиной и Россией газовых соглашений. Теперь же, согласно документам, посредником в поставках газа вновь стала компания «РосУкрЭнерго», часть акций которой принадлежит именно Фирташу.

Список олигархов, которых можно заинтересовать, достаточно велик. Следовательно, Кремль должен сделать всё, чтобы не упустить столь ответственный момент и не потерять появившиеся преимущества. Сильно сомневаюсь, что украинские бизнесмены откажутся сотрудничать с российскими компаниями из-за лжепатриотических соображений и не воспользуются возможностью укрепления своих позиций уже на международной арене.

Кроме того, уже известно, что Украина может получить от России 6 млрд долларов на развитие атомной энергетики. Об этом говорится в недавнем сообщении пресс-службы Минэкономразвития Украины. Деньги готовы предоставить коммерческие банки, а тратить их планируют на производство ядерного топлива по российским технологиям и сооружению 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой АЭС. Этой суммы вполне достаточно для вовлечения в «круг заинтересованных» многих представителей деловых кругов Украины.

Что касается России, то деньги, влитые сегодня в «украинскую сделку», завтра принесут не только прямую коммерческую выгоду, но и усилят политические позиции Москвы. К тому же, осуществлением некоторых проектов (например, строительства транспортного перехода через Керченский пролив) Россия сможет плавно и безболезненно влиться в планы Союза Черноморского Экономического Сотрудничества, которые предусматривают создание и развитие транспортного сообщения вокруг Чёрного Моря. Тем самым, Москва укрепит своё прямое влияние на крупную международную организацию, действующую в непосредственно вблизи границ России.