Светлое будущее Грузии под турецким протекторатом

На модерации Отложенный

Новая история турецко-грузинских отношений берет начало со дня восстановления нашей страной своей независимости (9 апреля 1991г.). Первый президент Грузии З.Гамсахурдия, а затем Э.Шеварднадзе придавали большое значение взаимоотношениям страны с соседними государствами  и, в первую очередь, с Турцией. Сегодня Турция является сильным политическим, экономическим и военным союзником нашей страны, что стало возможным в результате той тяжелой и успешной дипломатической работы, которую осуществило руководство молодого грузинского государства и Министерство иностранных дел.

Турция была той первой т.н. капиталистической страной, которая за неделю до известной гражданской войны в Тбилиси, 16 декабря 1991 г. официально признала независимость Грузии и ее государственность; именно Турция является тем государством, которое в тяжелое для нас время открыло  границы и дало нам возможность «посмотреть» в сторону Европы; Турция – страна, продукция которой, хотя и «некачественная», спасла наш народ и заложила основы  для развития бизнеса в Грузии; более того, Турция является страной, которая помогала и  сейчас помогает Грузии в деле создания грузинской армии… Грузинский народ и грузинское государство  никогда не забудут всего этого и будут всегда признательны турецкому правительству и турецкому народу. Но это не значит, что на фоне добрососедских и дружественных отношений мы должны забыть об истине, название которой  – интересы страны. Если мы сравним политическое, религиозное, экономическое, военное положение, существующее в Турции до 2002 г., с положением в современной Турции, то увидим, что картина радикально изменилась.

Турецкая пресса, политические обозреватели и эксперты в один голос утверждают, что Турция постепенно меняет политический курс основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка и превращается из  светской  лаицистической  страны в «неоосманское» и исламское государство. Именно против  «неоосманского» и «ползучего» религиозного направления выступает значительная часть населения сегодняшней Турции, которая не согласна с внешним и внутренним политическим курсом «друга» Грузии и премьер-министра  своей страны, который, в отличие от нас, никогда не забывает о национальных интересах своей страны в процессе взаимоотношений с «дружественной» Грузией. Подтверждением служит хотя бы тот факт, что в августе 2008 г. турецкое правительство под видом защиты своих национальных интересов помешало судам с американским гуманитарным грузом, предназначенным для Грузии, войти в черноморские проливы.

Разве не является проявлением политического интереса тот факт, что турецкое правительство, якобы придерживаясь демократических принципов, до сих пор не пресекло т.н. экономические связи своих «бизнесменов» (лиц, получивших специальное задание) с Абхазией? Разве не его политическим интересам подчиняется  движение судов в Абхазию? Разве не политическим интересам Турции соответствует заселение Абхазии турецкими гражданами? И кто знает, сколько еще всего.

Разве не та же картина наблюдается в Аджарии? Граждане Турции свободно покупают дома, земли и т.д., женятся на грузинских женщинах и получают грузинское гражданство. Используются родственные связи, регион заселяется сотрудниками  спецслужб. И это в то время, когда гражданам нашей страны согласно турецкому законодательству запрещается работать в Турции, им приходится трудиться и зарабатывать на кусок хлеба нелегально, испытывая постоянный страх перед контролем полиции и депортацией.

На этом фоне вызывает удивление  опубликованное в журнале «Табула» от 3-9 сентября письмо «Предвыборная туркофобия» (автор – Бека Миндиашвили), которое, на наш взгляд, незаслуженно обвиняет грузинский народ в «фобии» против Турции, т.к. внешние военные или политические и уже сложившиеся реальные культурно-моральные угрозы не должны быть восприняты как разного вида «фобии».

Наряду  со многими другими замечаниями наше удивление вызывает мысль автора о том, что «грузино-турецкие отношения не должны рождать нетерпимость,  они должны стать основой культурного и экономического обогащения Грузии (!),  символом добрососедства и мира должно стать также восстановление в Батуми мечети имени султана Азизие (видимо, уважаемый Миндиашвили считает слово «Азизие» в такой форме именем собственным – К.М.) взамен реставрации соборов Ишхани и Ошки…»

О каком культурном и экономическом обогащении и о какой свободе может идти речь, когда этот вопрос не соответствует ни одному из принципов добрососедской и дипломатической взаимозаменяемости.

Разве можно рассматривать мечеть Азизие и наши культурные памятники в одной плоскости, разве они сопоставимы? Памятники грузинского зодчества, являющиеся  образцами  мирового культурного наследия, и, ничем не примечательная мечеть… Разве можно ставить между ними знак равенства? Можно построить  еще одну мечеть в Аджарии, если того требует необходимость, но не будем называть это принципом взаимозаменяемости. Вот что является слабой стороной нашей дипломатии и показателем  некомпетентности нашего руководства…

Действительно, заимствуя фразы из данной статьи, а также из турецкой прессы, можно утверждать, что «началась большая туретчина», на самом деле наблюдается «засилие турок», «Батуми превратился в Хопу». Не принадлежат грузинам и фразы «географический рост турецкого ислама и ползучая аннексия», «неоисламский империализм». Турецкая пресса и турецкое общество сами отмечают подобные явления и выражают недовольство по поводу фактов, имеющих место во взаимоотношениях двух стран.

Подтверждением служит цикл писем, опубликованных в газете «Миллиет» от 21 мая сего года, краткий перевод которых предлагаем ниже.

Газета «Миллиeт» – 21.05.2012

Батуми глазами турецкого журналиста.

Журналист Мирач Зеинеб Озкартали начинает повествование о Грузии, о Батуми, описанием телефонного звонка турчанки в Генеральное консульство Турецкой республики в Батуми. Женщина обеспокоенным голосом спрашивает представителя консульства: «Нет ли там моего мужа?» Описанное событие происходит в пятницу в вечерние часы…

Из-за участившихся случаев  подобного рода журналист решил своими глазами увидеть Батуми и его окрестности, которые он представлял двояко. Что собой представляет Батуми -  «сад  свободы» или «город грехов»? Некоторые даже называют его «будущим Кипром», население же турецкого черноморского побережья считает его «городом грехов».

На пограничном пункте в Сарпи длинная очередь машин и людей. По государственным номерам машин можно сделать вывод, что они из Ризе, Трабзона и Артвина. Из беседы людей становится ясно, что все направляются в Батуми «по этому делу».

После предъявления удостоверения личности и уплаты одной лиры пересекаешь границу.

На пути к Батуми вас поджидает западня. Это населенный пункт Гонио, который нельзя назвать святым местом: павильоны низкого качества, публичные дома, мотели…, большинство вновь прибывших остается здесь же. Говорят, что в этом месте работает до 1500 женщин легкого поведения.

Батуми – город контрастов. С одной стороны, освещенная, помпезная часть, с другой – серые населенные районы барачного типа, улицы, кричащие о бедности и нищете…

С первого взгляда видно, что город потерял старый облик и полностью подчинился правилам капиталистического быта. Везде идет строительство, выстроились в ряд фешенебельные гостиницы «Шератон», «Рэдиссон», «Интурист».

Первая остановка – «Sheraton Peace Cazino». Рулетка, блэкджек,  столы для покера, игровые автоматы. Почти все присутствующие приехали из Турции. Еда и напитки подаются бесплатно. Если у вас найдется хотя бы 10 долларов, вы спокойно можете  провести здесь всю ночь.

По телевизору вещают турецкие каналы: Show TV, STAR, ATV и т.д. Пьют соки из турецких фруктов, турецкий кофе «Мехмед Эффенди», турецкое пиво «Эфес пльзень», турецкую водку «Ракия» в большом количестве.

Карты в руках, сигара в зубах, «Ракия» в узком высоком стакане и длинноногие «красотки»… Затем дискотека, танцующие под турецкую музыку женщины и ожидающие мужчины. Много пожилых мужчин, которые всю свою пенсию оставляют здешним девушкам.

40 лет назад они жили другой жизнью, сегодня многое изменилось. Но положение в Батуми показывает, что через пять лет жизнь здесь изменится в еще большей степени.

Становится ясно, что турков не любят. Говорят, через два года введут визы. Один из жителей Турции говорит: «Почему нас должны любить? Мы ведем себя грубо, смотрим неуважительно на их женщин».

Таким образом, сами турки не скрывают того, что старается скрыть «Табула» и ее автор. К сожалению, Грузия приобрела печальную славу в соседнем государстве, один из красивейших ее уголков  превратился в средоточие публичных домов и казино, обслуживающих иностранцев. Такое неуважительное отношение к нашей стране появилось, к сожалению, и у других наших соседей.

P.S.Еще раз напомним предысторию возведения мечети «Азизие».

Исторически известно, что мечеть Азизие была построена в Аджарии как символ окончательной победы ислама (а не как символ добрососедства и мира), т.к. Османская империя, несмотря на многочисленные сражения и насилие, не смогла осуществить исламизацию всего региона, этот процесс, начавшийся в середине 16 в., завершился только в 50-ых г. 19 в. после окончания Крымской войны (1853-1856 гг.) в пользу Османской империи и временного отступления Российской империи. З.Чичинадзе во время своего путешествия в 1895 г. подробно описал методы исламизации, используя факты, приведенные местными жителями-мусульманами (см. Закария Чичинадзе. «Грузинские мусульмане». Изд-во «Артануджи». 2004).

Постройке мечети Азизие придавалось и политическое значение, направленное против Российской империи, т.к. к тому времени (1869 г.) Россия уже владела всей территорией исторической Грузии кроме Аджарии (присоединение Аджарии произошло только в 1878 г.). Мечеть Азизие возведена в честь  султана Абдул-Азиза на территории,  окончательно признанной  османами своей. Исламизация населения данной территории обошлась туркам очень дорого.

Сегодня процесс «разворота» Аджарии  протекает  довольно легко и дешево, завершением же процесса должна стать символическая постройка мечети Азизие. Тот факт, что «экономический и культурный процесс обогащения страны», т.е. Аджарии протекает быстрыми темпами, подтверждают и приведенные выше  отрывки из  турецкой прессы.

Тао-Кларджети – исторически грузинская земля, находящиеся там соборы и другие национальные ценности составляют богатство и достояние культуры грузинской нации. Ставить знак равенства между грузинскими соборами и мечетью Азизие, считать, что они обладают одинаковой исторической ценностью, значит проявлять полное невежество и неспособность  к познанию истины.