"Заметки на полях" президентского Послания

12 декабря 2013 года президент выступил с очередным, на этот раз юбилейным Посланием Федеральному Собранию, а в четверг, 19 декабря, провел уже привычную для россиян пресс-конференцию. И хотя некоторые общественные деятели и комментаторы обнаружили в содержании и того и другого действа признаки «левого поворота», по всем признакам социально-экономический курс, осуществляемый в России, остается прежним. Правда, сейчас он маскируется идеями, давно высказываемыми теоретиками и практиками левопатриотического толка.

Экономика была и должна оставаться «главной политикой государства»

В Послании президента, пожалуй, впервые так много внимания было уделено проблемам оживления нашей экономики. В чем В.В. Путин видит выход из сложившейся ситуации? В форсированном росте производительности труда на основе использования новых (?) факторов развития: высокого качества профессионального образования и гибкого рынка труда, благоприятного инвестиционного климата и современных технологий. Президент говорит о поддержке несырьевого экспорта (она связывается с сокращением административных барьеров на пути получения разрешения на экспорт), о налоговых каникулах и запуске национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах, о сокращении «бизнес-проверок», о борьбе с офшорной юрисдикцией (см. глубокую по содержанию статью председателя Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова д.э.н. В.Ю. Катасонова «Офшоровый капкан», «Советская Россия» от 17 декабря 2013 г.), об избавлении нашей кредитно-финансовый системы от «отмывочных контор», о ликвидации зон «управленческого уюта» для руководителей компаний, находящихся под контролем государства, о льготном режиме для Сибири и Дальнего Востока и т.д.

Вместе с тем становится всё более очевидным, что уход от неолиберальной социально-экономической парадигмы стал архиважной необходимостью для России. В основу новой экономической доктрины следует, на наш взгляд, положить рекомендации, выработанные учеными, свободными от рыночного фундаментализма и высказывающими множество дельных предложений в ходе дискуссий о различных аспектах антикризисной стратегии для России.

По моему мнению, новая экономическая доктрина должна представлять собой систему официальных, научно обоснованных государственных положений о конфигурации российской экономики на перспективу, ее ключевых показателях и условиях их достижения. Такими показателями могут быть: производство важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции (всего в натуральном выражении и на душу населения); численность населения (млн человек) и его возрастная структура; ожидаемая продолжительность жизни (число лет); среднегодовая численность занятых в экономике; среднемесячная заработная плата (в текущих ценах); потребление продуктов питания (на душу населения в год); обеспеченность населения медицинскими услугами и отечественными лекарственными препаратами; численность студентов (на 1000 человек населения); наличие у населения предметов длительного пользования (на 100 семей, шт.); обеспеченность россиян жильем (кв. м на человека); среднегодовая добыча золота и его запасы в государственной казне (на конец года, млн тройских унций); внешнеторговое сальдо России и др.

Экономическую доктрину предлагается рассмотреть в комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы и принять в форме Федерального закона.

Для ее реализации возникнет необходимость:

- признать, что западное жизнеустройство не является саморегулирующейся экономической системой, способной к бесконечному процветанию (этот вывод был сделан еще Дж.М. Кейнсом, и он многократно подтвержден всем ходом исторического развития);

- вернуть государство в экономику и восстановить ее управляемость на научной плановой основе;

- обеспечить национальную безопасность страны по всем ее общепризнанным параметрам;

- рассмотреть способность экономики к расширенному воспроизводству интенсивного типа, осуществляемому на основе неоиндустриализации и предполагающему использование Бюджета развития;

- осуществлять эффективную региональную политику, направленную на выравнивание уровней развития регионов и качества жизни населения;

- реинтегрировать постсоветское пространство, создав условия для возрождения «Большой России».

Возникает вполне правомерный вопрос: в каких главных направлениях назрело переосмысление экономической идеологии и политики? Одна из наиболее острых проблем - роль государства в национальном хозяйстве. В российских СМИ широко растиражирована мифологема: государство должно уйти из экономики или, по меньшей мере, свести к минимуму свое участие в ней. К примеру, один из бывших советников президента не так давно пытался на лукавых цифрах убедить общественность, что при низкой доле государственного бюджета в ВВП экономика растет успешнее. И это в то время, когда мировая статистика неопровержимо показывает рост этой доли на протяжении всего минувшего века с 10-20 до 50 и более процентов.

Если говорить о современной России, то речь в первую очередь должна идти о коренной модернизации и обеспечении самодостаточности нашей экономики на основе решения трех взаимосвязанных задач: неоиндустриализации, неокооперации сельского хозяйства и духовно- культурного обновления общества.

Собственно говоря, здесь нет ничего нового, сверхнеобычного. Начиная с «Великой промышленной революции», индустриализация всегда считалась единственной дорогой к успеху любой страны, а промышленность - ее «золотым дном». Примерно с конца XV века и до окончания Второй мировой войны в умах громадного большинства экономистов и государственных деятелей царил настоящий культ обрабатывающей промышленности, в полной мере усвоенный пришедшими к власти большевиками. Обсуждалась не польза индустрии, а то, как лучше ее развивать.

Практически любую отсталость можно преодолеть. И сейчас нам надо пройти новый этап индустриального развития, а не поддаваться либеральным поучениям о необходимости тотальной конкуренции. Почему мы обязаны внутри страны конкурировать со всем миром? Надо наконец разорвать порочный круг и волевым путем резко снизить внутренние цены на энергоносители с тем, чтобы создать условия для возрождения реального сектора экономики.

Понятно, что для того, чтобы достичь результата (любого), необходим план, рассчитанный, по словам В.И. Ленина, «надолго и на длительную перспективу» (об этом автор этой статьи говорил и писал не единожды). Но не меньше плана необходим образ результата, образ будущего. Можно ли жить, не зная, какой будет экономика через пять, десять, двадцать лет? Пока государство в лице своих руководителей не высказалось о своем будущем, выраженном в конкретных показателях, никаких планов построить будет невозможно.

Совершенно очевидно, что в одночасье такого рода перемены не происходят. Россия еще долго будет сильно уступать другим странам в своей конкурентоспособности на мировом рынке из-за неэффективности государственной системы управления и коррумпированности чиновничества. Недостаточно расплывчатых и двусмысленных высказываний на этот счет. Пора сформулировать четкую концепцию мобилизационного проектирования и, разумеется, последовательно проводить ее в жизнь.

Оздоровление всего организма страны и ее экономики следует начинать с изменений в общественном устройстве и выработки достойной идеологии дальнейшего развития. При этом необходимо иметь в виду, что источники большинства российских проблем находятся не где-то за океаном (хотя и там тоже, поскольку стараниями отечественных либералов страна была насильно «вписана» в антиисторию), а внутри нас самих, прежде всего во власти. Именно сверху в России была создана обстановка безнравственности, бесчестья и социальной несправедливости. Эта болезнь, возможно, потребует глубокого и серьезного лечения, что не исключает медикаментозного, а при необходимости и хирургического вмешательства.

Заканчивая выступление перед Федеральным Собранием и другими многочисленными слушателями, президент отметил: «Всё, что заявлено, должно исполняться без всяких оговорок, ссылок и ведомственных толкований. В этом главная, самая весомая задача власти... Если решение принято, оно должно быть реализовано. Считаю такой подход концентрированным выражением ответственности и предлагаю сделать его девизом наступающего года, девизом для всех: для власти, для общества, для граждан».

Всё правильно. Но вот незадача - к кому обращены эти слова? К плутократам? Так они плевать хотели на любые призывы. В классической экономической теории, как известно, рассматриваются два типа собственника: государственный, который в современной России неэффективен, поскольку крайне забюрократизирован, и частный, стремящийся к эффективности, поскольку боится потерять деньги. У нас выпестован третий вид: юридически частный собственник. Он не способен управлять эффективно, поскольку он получил собственность незаконно, поэтому и пытается быстрее выжать из активов всё, что можно. Ведет себя такой собственник не как нормальный хозяин, а как расхититель национального богатства.

Что касается чиновников разного уровня, то их ответственность в основном подпитывается только одним - возможной перспективой оттаскивания от кормушки. Сами же наши рулевые (по крайней мере, большая их часть) продолжают находиться в интеллектуальной и духовной зависимости от чужеземных регентов, у них сформировано колониальное сознание, вера в диктатуру офшорного меньшинства над народным большинством. К примеру, по данным аналитиков швейцарского банка Credit Suisse, 110 российских семей контролируют 35 процентов национального богатства страны. Однако эта суррогатная элита от рождения лишена действительной власти в стране, поскольку она находится вне сословного ядра национального общественного организма, не имеет никакого перспективного проекта, живет в условиях антиистории и растекается по географическим горизонтам - Куршевелям, Майоркам, Ниццам, Мальдивам. Стране потребна другая элита, которая была бы способна возвратиться в историю, обращенную в будущее.