Мировые прачечные для теневой экономики
На модерации
Отложенный
Гигантский объём финансовых операций, законы, оберегающие концерны и открывающие множество лазеек, слабость политической воли и сила международных преступных синдикатов позволяют причислить Германию к крупным центрам теневой экономики.
Международная организация «За справедливое налогообложение» (Tax Justice Network, TJN) представила результаты собственного, проводимого раз в два года исследования глобальных центров теневой экономики. Непривычно высокое место в антирейтинге «налоговых оазисов» занимает Германия. Аналитики Tax Justice Network причисляют так гордящуюся своим незамутнённым – согласно множеству других оценок – имиджем «чистого» в плане коррупции и финансового законодательства государства Федеративную Республику к таким эльдорадо для отмывания денежных средств и укрывательства от уплаты налогов, как Джерси, Багамские или Маршалловы острова: ФРГ опередила их, став восьмой в «чёрном списке» TJN. Его возглавляет Швейцария, за ней следуют Люксембург, Гонконг и Каймановы острова. Пятым в списке оказался Сингапур, шестым – Соединённые Штаты, седьмым – Ливан, вместе с Сингапуром признанный наиболее быстро растущим центром теневой экономики. На восьмое место представители организации «За справедливое налогообложение» поставили Германию, посвятив пояснениям причин такого шага 40-страничный документ.
Способное резать глаза присутствие в первой десятке списка таких высокоразвитых индустриальных держав, как США, Германия и Япония (10-е место), объясняется, в первую очередь, тем фактом, что при составлении рейтинга активисты TJN, анализируя и взвешивая массу статистических данных и особенности национальных законодательств, учитывали не только их прозрачность, но и удельный вес денежных потоков, проходящих через финансовые институты того или иного государства.
Нелегальные финансовые потоки со всего мира в основном не отмываются в политически нестабильных «банановых республиках», а по-прежнему, несмотря на высокие риски, широчайшей рекой текут через солидные и стабильные кредитные институты США, Японии и Европы. Немецкая «доля чёрного рынка» при большом удельном весе международных финансовых операций и законодательстве, в достаточной степени поощряющем тайну банковских операций, автоматически оказывается в рейтинге Tax Justice Network выше государств вроде Сомали или Самоа, которые совершенно непрозрачны с налоговой точки зрения, но практически не участвуют во всемирном движении транспортных средств.
По оценкам различных правительственных и неправительственных организаций, финансово-кредитные институты ФРГ ежегодно способствуют «отмыванию» от 29 до 57 миллиардов евро. Источники происхождения этих средств – криминальная активность, мошенничество и укрывательство от уплаты налогов. Так, итальянские следственные органы считают, что калабрийская ндрангета превратила Германию в свой основной опорный пункт по отмыванию средств. Предположительно, итальянские преступники не только легализуют в ФРГ доходы от собственных операций – от торговли наркотиками до проституции, но и принимают заказы на отмывание денег организованных преступных группировок из Южной и Центральной Америки.
Другим немаловажным фактором восьмого места Германии в списке центров теневой экономики являются многочисленные способы держать в тайне множество финансовых операций, стойко охраняемые немецкими законами. Предприятия и частные вкладчики из-за рубежа находят в ФРГ чрезвычайно привлекательную ситуацию для легального ведения максимально непрозрачной бухгалтерии. В Германии отсутствует как единый регистр владельцев компаний-«почтовых ящиков», зарегистрированных на территории страны, так нет и обязательств для предприятий публиковать итоги финансовой деятельности и списки лиц, получающих от неё доход. В Германии проще, чем в каком-либо другом высокоразвитом государстве, нанять доверенное лицо для покупки и передачи ему в управление недвижимости, а наши политики, обсуждая вопросы борьбы с отмыванием средств и уклонением от уплаты налогов, «оставляют гигантскую пропасть между риторикой и реальностью», жалуется участвовавший в работе Tax Justice Network учёный-экономист Маркус Майнцер (Markus Meinzer): общественные деятели, публично призывающие к борьбе за чистоту, за кулисами нередко блокируют способствующие её установлению законы.
Финансовый эксперт неправительственной организации WEED («Мировая экономика, экология и развитие») Маркус Хен (Markus Henn), также трудившийся над рейтингом TJN, перечисляет и другие «критические точки» предположительно чистой финансовой политики немецкого государства: тайные счета бывших зарубежных властителей Муаммара Каддафи (Muammar al-Gaddafi) и Хосни Мубарака (Husni Mubarak), фиктивные фирмы и управляющие компании иранского происхождения, ковровая покупка недвижимости российскими криминальными элементами, залы игровых автоматов и подпольные казино под контролем итальянской мафии. Впрочем, и собственная активность ведущих отечественных финансово-кредитных институтов – в первую очередь, Deutsche Bank – в налоговых оазисах и диктатурах способствуют попаданию ФРГ в первую десятку центров теневой экономики.
Дополняет печальную картину несовершенство законодательства: уровни компетенций, полномочий, ответственности, делимые между федерацией, землями и коммунами, раздробленность ведущих надзор контролирующих органов, зачастую использующих различные, не совместимые друг с другом компьютерные программы, недостаток и необученность персонала превращают борьбу с организованной финансовой преступностью в безнадёжную.
Наконец, организация «За справедливое налогообложение», которая объединяет различные социально-политические, профсоюзные, религиозные и научные группы, остро критикует налоговую политику Федеративной Республики: представители TJN настаивают, что пришло время решительно ограничить налоговые льготы для ведущих концернов, лишить анонимности выплаты налога на доходы с капитала, строже следить за мошенничеством в сфере уплаты налога с оборота и заткнуть дыры в законодательстве, открывающие множество лазеек нечистоплотным налогоплательщикам.
Комментарии