Можно ли российскую экономику считать офшорной
Три крупнейших компании объявили о возврате активов на родину. Почему российские компании используют офшоры, и что их ждет в России, выяснила Business FM.
Три российские компании возвращают свои активы из офшоров на родину. Полностью отечественными намерены стать КамАЗ, РусАл и «Русгидро».
Ранее курс на деофшоризацию российской экономики объявил Владимир Путин, заявив, что российские предприятия с иностранной пропиской лишатся преференций и госзаказов. Эксперты справедливо замечают, что большинство российских предприятий и так зарегистрированы здесь, и налоги они тоже платят в России, а упомянутые холдинги — скорее исключение.
Источники в бизнес-сообществе рассказали Business FM, кому адресовалось требование выйти из офшоров, и что теперь делать — осталось не очень понятным.
За рубежом зарегистрированы лишь материнские холдинги. Они владеют только пакетами акций и получают дивиденды. Примеров много. «Северсталь» расположена в Череповце, но основной акционер Алексей Мордашов контролирует металлургический гигант через кипрский офшор. «Мечел» Игоря Зюзина — московская компания, но ее акции принадлежат нескольким зарубежным организациям. «Ренова» — тоже прописана в России, но владеет ей Виктор Вексельберг через багамский холдинг. Причем, сейчас офшорные зоны становятся еще прозрачнее, а государства заключают соглашения о раскрытии информации о финансовых потоках и конечных владельцах.
Игорь Юргенс
Вице-президент РСПП
«Дивидендная политика в этом случае Минфином, ЦБ и другими финансовыми властями будет отслеживаться — сколько и где вы получите дивидендов, кто конечный бенефициар. А дальше, если ты боишься рейдерской атаки, ты за какие-то деньги хранишь свои бумаги и от широкой публики скрываешь происхождение твоего капитала. Это твое право».
Неудивительно, что пока всего три производственных компании заявили о смене регистрации на российскую. Они — скорее исключение, чем правило.
Крупнейший алюминиевый холдинг РусАл Олега Дерипаски — зарубежная компания. Она зарегистрирована на острове Джерси, соответственно, там же обязана и платить налоги. А в «Русгидро» Business FM заявили, что в госхолдинге еще несколько лет назад поняли, что офшорная регистрация подразделений наносит ущерб российской экономике.
Сейчас в офшоре только Богучанское энергометаллургическое объединение, но еще летом началась перерегистрация.
Елена Вишнякова
Пресс-секретарь «Русгидро»
«Через эти офшорные компании денежные потоки уже не идут — они выступают просто как держатели акций. Осталось только согласовать рабочую схему передачи акций с нашими партнёрами — РусАлом и ВЭБом, после чего мы приступим к ликвидации этих кипрских компаний».
Отечественные компании используют офшоры по двум причинам. Во-первых, в России нет холдингового законодательства, а за рубежом — более совершенная судебная система. Второе, конечно, налоговые льготы. Подчеркнем: не на прибыль или, например, на добычу полезных ископаемых — эти налоги остаются в России, а только на дивиденды.
Александр Захаров
Партнер компании Paragon Advice Group
«Обычно Кипр использовали для того, чтобы перераспределять туда дивиденды. Это влечет определенную налоговую оптимизацию в той части, что в России уплачивается налог у источника только в 5%, а на Кипре дивиденды, распределенные туда, уже не налогооблагались. Данные финансовые ресурсы могли привлекаться в Россию в форме кредитов и займов».
Но есть и другой аспект. В этом году «Роснефть» купила ТНК-ВР. Эта компания тоже была российской. Однако материнский холдинг был зарегистрирован на Виргинских островах. ТНК-ВР платила налоги в России, но после этого почти всю прибыль в виде дивидендов направляла в офшорный холдинг. Соответственно, он получил и деньги от продажи.
В итоге, около 28 миллиардов долларов ушли из страны. Это то, что власти считают оттоком капитала. Бывшие российские владельцы ТНК-ВР — Михаил Фридман, Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг пообещали потратить вырученные средства в России. На словах. Хотя «Альфа-групп» Михаила Фридмана попыталась купить российское подразделение Tele-2, но актив ушел государственному ВТБ. Зато «Альфа» купила сеть американских прачечных.
Возможно, сейчас сигнал от властей шел именно такой, чтобы все производственные компании, их центры прибыли были зарегистрированы в России. А, возможно, чтобы и выручка от продажи бизнеса тоже не утекала безвозвратно. Вот тогда все становится на свои места.
Комментарии
Российские углеводороды и деньги вырученные от их продажи работают на дядю Сэма, а россиян успокаивают наличием ценных бумаг в руках правительства.
После этого российская экономика уже не российская и не офшорная, она, скорее, кланово-воровская.
Далее посещение банков с местным названием российскими чиновниками и их родственниками, да и любовницами...
В разгар банковских потрясений можно было подумать, что находишься рядом с думой или правительством России, так велик был наплыв чиновников из страны углеводородов...на эти острова....
Сидели - сидели в офшорах российские компании. Но через двадцать лет правительство все-таки заметило это. Так, глядишь, и с приватизацией заметим непорядок. Не сейчас, конечно, лет через 50.