Forbes. Россия укрепляет связи с Вьетнамом
От редактора: Это первая из трех статей о том, как Россия усиливает свое внимание к Восточной Азии. В ней анализируются традиционные интересы Москвы в этом регионе и укрепление ее отношений с Вьетнамом.
Возникшие недавно проблемы с экспортом энергоресурсов в Европу заставили Москву в большей степени ориентироваться на Азию. Экономика России сильно зависит от экспорта углеводородов, и в то время как Западная Европа пытается снизить свою зависимость от России, изыскивая новые энергетические источники, азиатские рынки испытывают безграничный энергетический голод.
Традиционно основное внимание в Азии Россия уделяла Китаю, Японии и Южной Корее, но у нее также имеются связи с Юго-Восточной Азией, которая сохраняет свою стратегическую значимость (хотя она не является абсолютной) для Москвы, стремящейся распространить свое влияние и энергетический экспорт в восточном направлении. Примечательно то, что недавно Москва заключила целую серию соглашений с Ханоем в сфере энергетики и обороны в попытке укрепить двусторонние отношения, открыть новые рынки для российских энергоресурсов и создать противовес действиям Китая в Центральной Азии. Продвижение России в Азию через Вьетнам осуществляется постепенно, и идет параллельно с ее действиями в других странах региона.
Оценка
Более 70% российской территории находится в Азии. Сибирь и российский Дальний Восток это малонаселенные регионы с большими запасами полезных ископаемых и углеводородных ресурсов. Они граничат с Китаем, Северной Кореей, Монголией и Казахстаном, и имеют тихоокеанскую береговую линию длиной 4500 километров. Российские интересы в Азии также лежат южнее, в бывших советских республиках Центральной Азии. Россия сохраняет свое влияние на эти государства, а под руководством Владимира Путина в качестве президента и премьер-министра она прилагает немало усилий для закрепления на своем юго-восточном фланге, обрамленном горами Тянь-Шаня. Тем не менее, России в Центральной Азии бросает вызов Китай, который по естественным причинам стремится распространять свое влияние в западном направлении.
Центральная Азия это не единственный район, где сталкиваются интересы России и Китая. В отношениях двух азиатских гигантов издавна сохраняется напряженность, и во времена холодной войны из-за китайско-советских пограничных споров неоднократно начинались боевые действия. Россия и Китай четко обозначили свои границы в 1991 году, но продолжают соперничество за рубежом. У России также давний конфликт с Японией. Эти страны издавна соперничают в северо-западной части Тихого океана, и Япония победила Россию в русско-японской войне в 1905 году. В последние годы существования Советского Союза его лидер Михаил Горбачев начал направлять свою внешнюю политику в сторону Азии в ответ на усиление Японии. Путин также осуществляет расхваливаемую на все лады привязку к Азии, и это совпало с усилением американского интереса к данному региону. В 2012 году Россия провела во Владивостоке неподалеку от границы с Китаем и Северной Кореей саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического партнерства. Российские действия в Азии сдерживаются ее более важными интересами на непосредственной периферии страны и в Европе, но Москва в последнее время все чаще заглядывается на восток.
Отчасти этот интерес вызван поисками новых экспортных рынков для российских углеводородов. В российской экономике важную роль играет экспорт энергоресурсов, в частности, сырой нефти и природного газа, экспортируемых по трубопроводам на Запад. Однако Западная Европа диверсифицирует свои энергетические источники, поскольку появляются новые возможности поставок, и стремится снизить свою зависимость от российского экспорта. Это заставляет Россию искать новые экспортные рынки. А поскольку Азия испытывает энергетический голод и меньше Западной Европы боится попасть в зависимость от России, Москва пытается перенаправить экспорт энергоресурсов на восточное направление, начиная с нефти, а затем переходя к газу.
Поскольку наиболее заметный рост демонстрируют экономики на северо-востоке Азии, Россия в своем азиатском продвижении сосредоточилась на Японии и Южной Корее, а также проявляет активный интерес к заключению сделок с Китаем. Но эти рынки составляют лишь часть того потенциала, который Москва видит в Азии. Южнее также появляется все больше потребителей энергии.
Исторические связи России и Вьетнама
Вьетнам является осевой точкой в Юго-Восточной Азии, занимая ключевое положение вдоль важных морских коридоров, соединяющих Малаккский пролив с экономиками на северо-востоке Азии, а также северо-восток с небольшими, но динамично развивающимися экономиками юга. В эту страну можно напрямую попасть морем из дальневосточных российских портов.
Вьетнам давно уже является самым близким партнером России в Юго-Восточной Азии, особенно в те периоды, когда две страны стремились создать противовес Китаю. Вьетнам издавна привлекает к себе внимание Китая, который стремится превратить его в страну-сателлита, поскольку Вьетнам находится к югу от его побережья и способен создать ему немало проблем. Это также лежит в основе российского интереса к Вьетнаму.
Российско-вьетнамские отношения берут свое начало в 1950 году, когда Москва признала правительство Вьетминя. Отец-основатель современного Вьетнама Хо Ши Мин в 1923 году работал в России в Коминтерне, после чего отправился в Китай готовить революцию у себя дома. Многие высокопоставленные руководители этого режима учились или проходили подготовку в Советском Союзе, а представители нынешнего технократического класса Вьетнама получали образование в российских вузах, которые до сих пор в больших количествах принимают вьетнамских студентов. Энергетическое сотрудничество между Россией и Вьетнамом началось в 1959 году, когда Советы провели первые геологические изыскания в Северном Вьетнаме. Это сотрудничество окрепло в 1981 году, когда совместное предприятие «Вьетсовпетро» стало первой вьетнамской нефтяной компанией, добывающей нефть на морских месторождениях Бач Хо. Добыча там началась в 1987 году.
Российская военная помощь Вьетнаму также имеет давнюю историю.
Советский Союз стал главным благодетелем Северного Вьетнама в 1965 году, когда ухудшились его отношения с Пекином, и в итоге Китай в 1968 году полностью прекратил свою помощь Вьетнаму. В 1979 году Советы открыли военно-морскую базу в заливе Камрань в ответ на китайское вторжение во Вьетнам и его войну чужими руками в Камбодже.
Новая заинтересованность Москвы
В 2001 году Путин совершил свой первый визит во Вьетнам, положив конец постсоветской паузе в российско-вьетнамских отношениях. Во время этого визита страны создали стратегическое партнерство, а визит Путина в 2006 году привел к дальнейшему укреплению взаимоотношений между Россией и Вьетнамом. В 2012 году они подняли свои связи до уровня всестороннего стратегического партнерства, и Россия пригласила Вьетнам вступить в свой Таможенный союз. 12 ноября Путин во время очередного визита в Ханой подписал 27 двусторонних соглашений об энергетическом и военном сотрудничестве.
Последние действия Москвы не только помогают ей в создании рынка для российского энергетического экспорта в Юго-Восточной Азии. Они также укрепляют Вьетнам в роли противовеса растущему влиянию Китая к югу от России. Именно поэтому главные соглашения Москвы с Ханоем за последние несколько лет сосредоточены на таких областях как энергетика и оборона. В 2009 году Россия продала Вьетнаму шесть подводных лодок класса Кило (636-й проект «Варшавянка»). Две из них планировалось передать Вьетнаму в 2012 году, а еще четыре к 2016 году. В 2011 году Россия поставила во Вьетнам два сторожевых корабля класса «Гепард», а в сентябре Ханой заказал в России еще два корабля этого типа. Во время своего недавнего визита Путин сказал, что Россия начнет производство военной техники во Вьетнаме, а также подпишет соглашение об обучении и поставках вооружений.
Между тем, потребности Вьетнама в энергии быстро растут. Начиная с 2000 года, ВВП этой страны ежегодно увеличивается в среднем на 6,95%, а потребление нефти выросло со 176 тысяч баррелей в день в 2000 году до 388 тысяч в 2012-м. Ожидается, что темпы этого роста вплоть до 2020 года будут ежегодно превышать 6%. Рост потребления газа также опережает темпы роста ВВП и производства. Согласно прогнозам, к 2015 году потребление газа достигнет 3 миллиардов кубометров в год, к 2020-му 6 миллиардов, а к 2025 году 15 миллиардов кубометров.
Во время визита Путина и предшествовавших ему многочисленных деловых встреч российские и вьетнамские компании заключили контракты по сжиженному природному газу, по поставкам нефти и по поиску местонахождений энергоресурсов. Российский государственный энергетический гигант «Газпром» приобрел 49% акций единственного во Вьетнаме нефтеперерабатывающего завода «Зунгкуат» и подписал контракт об увеличении его мощностей переработки на 50% до объема 200 тысяч баррелей в день к 2015 году. Еще более важный момент заключается в том, что Газпром обязался начать поставку нефти на этот НПЗ через российский нефтепровод ВСТО. В начале объем поставок будет составлять около 60 тысяч баррелей в день, а к 2018 году его планируется довести до 120 тысяч баррелей в день. Ранее весь нефтяной импорт приходил во Вьетнам с Ближнего Востока.
Российская государственная нефтяная компаний «Роснефть» также стала стратегическим партнером в проекте строительства гигантского НПЗ в экономической зоне Нхон Хой, который будет производить примерно 600 тысяч баррелей в день. Правда, проект осуществляется с большими задержками, и кроме того, возникают вопросы по поводу его рентабельности. Роснефть также планирует приобрести второстепенную долю в морском нефтяном месторождении и проявляет интерес к еще одному нефтяному блоку в спорном районе Южно-Китайского моря. Вьетнамская государственная нефтехимическая компания PetroVietnam приобрела права на разведку в Печорском море в Сибири. Газпром, который в 2009 году начал поиски газа в Южно-Китайском море, а в октябре приступил к добыче на двух блоках, планирует поставлять во Вьетнам сжиженный природный газ из Владивостока. Этот СПГ пойдет на запланированные к строительству регазификационные терминалы в порту Тхи Вай (мощность которого к 2014 году составит 1,38 миллиарда кубометров) и Сон Май (4,14 миллиарда кубометров к 2018 году).
Привлекательность Вьетнама
Рост энергетических потребностей Вьетнама способен помочь России расширить свой экспорт, распространив его и на другие страны Азии. Следует отметить, что получив новые возможности в Юго-Восточной Азии, Россия сможет использовать самые разные варианты при заключении сделок с ведущими потребителями на северо-востоке Азии. В данный момент ни один рынок не может составить конкуренцию Китаю, но несколько стран в своей совокупности (включая Японию, Южную Корею и государства Юго-Восточной Азии) способны создать ему равноценную альтернативу.
Энергетические потребности Вьетнама это еще не все. Россия со своим содействием в энергетике и обороне сможет также усилить возможности этой страны по противодействию китайскому влиянию и по защите важнейших морских путей. Российская военная помощь поступает в виде техники для вьетнамского флота, а содействие в сфере энергетики распространяется на разработку местонахождений в Южно-Китайском море, где Вьетнам (а также Филиппины) спорят с Китаем по поводу суверенитета. В основе разногласий лежат спорные месторождения углеводородов в бассейне Нам Кон Сон. Китайская China National Petroleum Corp. пыталась продать эти блоки с аукциона в сентябре 2012 года, но Газпром поддержал вьетнамские претензии на эти участки, начав там разведку и буровые работы. К нему может присоединиться и Роснефть. Этот спор дает Москве благоприятную возможность, и она может воспользоваться своими отношениями с Вьетнамом в качестве переговорного рычага для сдерживания китайского проникновения на российскую периферию в Центральной Азии.
Далее: Во втором части этой серии мы расскажем о роли Южной Кореи в российских планах по укреплению связей со странами Восточной Азии.
Комментарии
- Насколько оправдан такой альтруизм? Зачем это делать?
- Это не альтруизм, а бесхозяйственность и расточительство. При Сталине за такое расстреливали, при Брежневе сажают, а при Путине, насколько можно судить, делают членами правительства Медведева.
Прощать даже заведомо безнадежный долг глупо, так как долг сам по себе является мощным инструментом влияния. За отсрочку или реструктуризацию платежей можно получать изменение благоприятной политики соответствующей страны, - от внешнего курса до корректного отношения к российским гражданам и бизнесу на ее территории. Платежи по долгу можно получать товарами и услугами, не говоря о концессиях.
А у нас все строго наоборот: простили долг Вьетнаму, - а потом оказалось, что нечем платить за военную базу в Камрани, аренда за которую засчитывалась в счет обслуживания долга, и ее пришлось закрыть. И таких примеров много, - при том, что тот же Вьетнам, например, вполне платежеспособен и прекрасно может обслуживать свои долги.
А дальше понеслось: 2003 год – прощено 12 млрд.долл. Ираку, 2007 год – 11,1 млрд. Монголии и 4,7 млрд. Алжиру, 2008 год – 7,8 млрд. опять Ираку и 4,6 млрд.долл. Ливии, 2010 год – 12 млрд.долл. Афганистану и 20 млрд.долл. группе африканских стран, 2012 год – 12 млрд. Северной Корее и 0,5 млрд.долл. Киргизии.
Разумеется, это неполный список.
И, разумеется, России никто ничего не прощал.
Более того: современные управдомы Бунши щедрой рукой раздают не только деньги, накопленные непосильным трудом поколений советских людей, но и земли. Перечень новых «Кемских волостей» впечатляет: в 2008 году Китаю отдали 174 кв.км. в виде островов на Амуре (хотя юридически их даже при желании можно было отдавать лишь Тайваню, так как соответствующие договора заключались с правительством гоминьдана).
В 2010 году Медведев подарил Норвегии 90 тыс.кв.км. шельфа Баренцева моря с запасами углеводородов больше чем на 20 млрд.евро, после чего Норвегия утрати...