Правила игры в снежки в Шабат для религиозных евреев

На модерации Отложенный

Снег в Иерусалиме и Иудейских горах выпал и пролежит там, скорее всего, всю субботу. В связи с этим религиозные израильтяне задаются вопросом, что можно и что нельзя делать со снегом в Шабат. Раввин Азария Ариэль на сайте «Йешива» подготовил ответы на этот вопрос.

Главная галахическая проблема связана с тем, относится ли снег к категории «мукце». «Мукце» — вещи, запрещенные к употреблению в субботу, их нельзя переносить. В частности, к категории «мукце» относятся продукты, которые вначале были в жидком виде, а потом затвердели. Это значит, что они как бы «родились заново», поменяли свою сущность. «Мукце» нельзя употреблять в пищу, и желательно до него не дотрагиваться, но поскольку снег не едят, он не относится к категории «мукце». К тому же снег тает и снова становится водой, поэтому он не меняет свою сущность.

Далее рассматривается вопрос, можно ли в Шабат лепить снежки и делать «кукол», то есть снежных баб. Автор статьи ссылается на заключение Рамбама: «Все, что сцепляется часть с частью и становится единым целым, похоже на постройку».

Строить в Шабат, разумеется, нельзя. Соответственно, нельзя лепить снежки и делать снежных баб. Законоучители решили, что в Шабат можно играть в игру «лего», но «лего» после игры разбирают, а снежную бабу — нет. Снежная баба и снежок набирают прочность, поэтому их нельзя лепить в Шабат.

В то же время в Шабат можно бросать снежки, заготовленные заранее, до наступления Субботы. Снежок уподобляется хрупкой посуде, которую можно разбивать в Шабат. В принципе запрещено в Шабат что-либо разбивать с целью «создания нового», но хождение по снегу, например, не преследует целью «создание нового», поэтому ходить по снегу в Шабат можно.

Можно слегка стряхивать снежинки с одежды, как стряхивают с одежды птичьи перья, но нельзя сильно трясти одежду, покрытую снегом, чтобы высушить ее, потому что это действие аналогично отжиманию одежды, которое считается работой и запрещено в Шабат.