Идеология реформ предусматривала уход государства из экономики

 Как сообщают СМИ, Дмитрий Медведев на совещании, посвященном выполнению майских указов президента, констатировал, что не решена задача обеспечить устойчивый экономический рост в нашей стране.

Экономическое положение в России в свете заявления премьера комментирует писатель и публицист Андрей Паршев.

Капиталы, которые выведены, никогда не послужат целям модернизации нашей экономики

Идеология реформ предусматривала уход государства из экономики и построение частно-предпринимательской модели, в которой реинвестирование обеспечивается самими частными собственниками. При этом развиваются высокие технологии, наемные работники получают свою долю, страна богатеет и так далее.

Но в реальности за все время после этих судьбоносных решений мы имеем среди действующих предприятий некоторое количество сырьевых компаний, государственных или с государственным управлением. Прибыль от них остается у собственников, но не инвестируется в высокие технологии и главным образом выводится из страны. Производительный сектор разрушается, ежегодно мы теряем, по некоторым оценкам, сотни тысяч рабочих мест. Видимо, этот процесс не останавливается.

Еще в конце 80-х необходимость реформ обосновывалась задачей повышения производительности труда, но и сейчас этот вопрос не решен. Масштабный приток инвестиций в реальный сектор оказался непростой целью, как сказал премьер, но эту фразу можно отнести к любому году реформ.

Государство определило механизм инвестирования средств, которые находятся в его распоряжении, и это говорит о том, что идея частных инвестиций так и осталась ничем не подкрепленной идеей. Инвестиции производит государство, вот к чему мы пришли, и пришли нелегким путем.

Многодесяткомиллиардный отток капитала длится уже третье десятилетие, и капиталы, которые выведены, никогда не послужат целям модернизации нашей экономики.

Прорывов ждать не приходится, и если нет денег, то чего ожидать?

Причина такой ситуации - это решения, принятые давно, и они не исправлены до сих пор. Соответственно, ожидать какого-то изменения ситуации не приходится. Общество привыкло к этому; как ему и положено, оно выживает. Люди начали немного больше рожать, и это связано с пониманием того, что пенсия не гарантирует спокойной старости. Единственная гарантия в этом смысле - наличие взрослых детей, которые будут помогать родителям. Это и влияет на рост рождаемости.

Прорывов ждать не приходится, и если нет денег, то чего ожидать? Мы можем переживать из-за того, что не подготовлены современные специалисты. А как же их подготовишь, если для этого нет ни базы, ни соответствующих преподавателей? Никто из них не видел современного производства.

Теперь возьмем тезис о создании высокоэффективных рабочих мест. Рабочие места должны что-то производить, нужны предприятия с такими рабочими местами. Под чего же будут модернизироваться действующие производства? Надо понимать, что они должны выпускать конкурентную продукцию, а где она? Всем известно, что мы покупаем в магазинах. Ну поставьте задачу: сделать наш сотовый телефон или нормальный автомобиль!

Сейчас говорят, что этим должны заниматься акционеры предприятий. Вот и результат налицо. Катастрофическая ошибка заключается в выборе либеральной экономической модели вместо правильной протекционистской. Но эта ошибка была сделана еще в 1991 году.