Либертарный взгляд на творчество Карлоса Кастанеды.
На модерации
Отложенный
Кастанеда и его 11 книг - это довольно противоречивое явление и относиться к нему можно по-разному. Однако то, что это один из самых ярких литературных феноменов прошлого века сомнения не вызывает.
Первая книга "Учение дона Хуана" вышла в 1968 году и сразу стала культовой. Это можно объяснить большим вниманием к употреблению психоделических веществ, что привлекло аудиторию из довольно популярного в те времена движения хиппи. В те времена опытами с ЛСД баловались многие деятели, такие как Тимоти Лири, Кен Кизи, Станислав Гроф, Альберт Хофман. У многих автор так и остался ассоциироваться с наркоманами, ибо дальше первой книги многие не читали. В СССР издавать такое творчество никто не собирался и народ знакомился с ним посредством самиздата.
Личность Кастанеды вызывает много вопросов. Кто-то считает его мессией, кто-то обманщиком и плагиатором. Однако произведения можно считать автономно существующими от человека, который их написал и вовсе не обязательно зацикливаться на вопросах чьей-то личной биографии. Является ли описанное в книгах правдой или ложью вообще никакого значения не имеет. Главное уловить смысл сказанного, а это мощнейшая экзистенциальная поэзия. Можно рассматривать его произведения и как совокупность различных философско-религиозных школ и как просто художественную литературу.
Само учение состоит из различных идей восточных и западных философских школ, особенно даосской и буддистской. Так как идеи Лао-Цзы были довольно близки к анархизму в книгах Кастанеды также проскакивает нечто подобное.
В книгах определенно много околорелигиозной мифологии, за что последователей Кастанеды признают сектантами. Однако в отличие от различных эзотериков-шарлатанов там есть серьезные философские рассуждения. В целом есть такие чисто ритуальные описания, что приближает учение к религиозному. За всеми магическими пассами и рассказами о духах необходимо вычленить сами идеи. Любителям мифологии индейцев Северной Америки в принципе и этого делать не обязательно.
Безупречное поведение понимается, как когда о тебе абсолютно ничего неизвестно, но ты при этом ведешь активную социальную жизнь. Это реализуется если человек не относится к миру потребительски, не пользуется другими людьми. Для этого не обязательно прятаться и скрываться, просто взаимодействие осуществляется не навязчиво и с уважением к другому человеку. Уход от социума, по сути, расценивается как трусость.
Общество с рождения навязывает индивидами определенные модели поведения и предрассудки. По мнению Кастанеды необходимо примерять различные социальные маски для контактов с окружающими, но жить согласно своим личным предпочтениям.
Одной из основных идей является отказ от чувства собственной важности. В рунете этот термин известен широко, но никто толком его значение не понимает. ЧСВ изначально есть у всех людей, потому что это единственное на чем держится наш социум. Он выражается и в страхе перед смертью и в заискивании перед общественными вкусами. Когда мы жалеем себя и чувствуем себя ущербными это тоже есть проявление ЧСВ. Идеал - это отношение ко всем как к равным.
Одним из важных моментов избавления от ЧСВ является стирание личной истории. То есть человек сам решает, что необходимо о нем знать другим людям и создает вокруг своей персоны некий ореол тайны. Разным людям может даваться противоречивая информация и в связи с этим до истины добраться бывает нереально. А когда человек свободен от знаний и соответственно каких либо обязанностей по поддержанию статуса перед другими людьми он становится свободным.
Согласно Кастанеде нужно отвечать только перед самим собой. Смертному человеку незачем колебаться и раскаиваться о содеянном, он просто ставить перед собой цели и идет к ним. Немаловажное значение имеет использование смерти как советчика. То есть мы все в конечном итоге умрем и только это должно нас заботить, все остальные дела и заботы имеют поверхностное значение.
Все живые существа по Кастанеде равны, но при этом видят мир по-разному. По сути никто не может считать себя лучше другого, это самые что ни на есть левые взгляды. О равноправии всех живых существ не плохо говориться в этом отрывке:
"Я улегся на живот, положил подбородок на руки и посмотрев на землю, заметил большого черного жука. Он выполз из-за камня, толкая перед собой шарик, вдвое превосходящий по размеру его самого. Он игнорировал мое присутствие и упорно тащил свой груз через камни, корни, ямки и холмики. Насколько я понимал, жук вообще не осознавал моего присутствия. Эта мысль повлекла за собой целую цепочку соображений относительно различий мира жука и моего мира. Мы с жуком существовали в одном и том же мире, но вполне очевидно, что мир для нас не одинаков.
Я углубился в созерцание жука, восхищаясь огромной силой этого существа и наблюдал за ним очень долго. А потом вдруг обратил внимание на безмолвие, царившее вокруг. Только ветер шелестел листьями чапараля. Я взглянул налево и краем глаза заметил бледную тень, мелькавшую на камне в полуторах метрах от меня. Я ощутил, как тень каким-то диковинным образом скользнула по камню вниз и впиталась в землю. По спине пробежал холодок. В сознании мелькнула мысль: это - смерть, она наблюдает за мной и за жуком.
Я поискал насекомое взглядом, но его нигде не было видно. Я прижался щекой к гладкой поверхности камня. Жук вылез из глубокой трещины и замер в нескольких сантиметрах от моего лица. Некоторое время он, казалось, внимательно меня рассматривал. Я почувствовал, что жук осознал мое присутствие подобно тому, как я осознал присутствие своей смерти. По телу пробежала дрожь. Мы с жуком ничем друг от друга не отличаемся. Смерть, как тень, караулит за камнем и меня, и его. Я ощутил необычайный душевный подъем.
Жук и я - мы стоим на одной доске. И ни один из нас не может быть лучше другого. Нас уравнивает смерть. Меня охватила радость, и все это настолько ошеломляло, что я заплакал. Дон Хуан прав. Он прав во всем. Я живу в таинственном мире. И как любой другой, я - существо таинственное, и в то же время я - не важнее, чем жук" (Путешествие в Икстлан).
По поводу сексуальных отношений говорится о негативном влиянии секса с нелюбимым партнером или без какой-либо страсти. То есть по факту, то к чему нас принуждает церковь и моралисты, только в миссионерской позе и с выключенным светом.
"Слишком сильное сосредоточение на себе порождает ужасную усталость. Человек в такой позиции глух и слеп ко всему остальному. Эта странная усталость мешает ему искать и видеть чудеса, которые во множестве находился вокруг него. Поэтому кроме проблем у него ничего не остается" (Колесо времени).
Раскрывается и тема любовных отношений вообще и рассматривается необходимость удаления из них любой формы собственничества. Нечто подобное можно встретить у Фромма в «Искусстве любить»:
"Мы деловые люди, мы привыкли вкладывать свои средства, привыкли уменьшать свои потери, мы ведем себя в этом мире как на базаре. А если мы "вкладываем во что-то средства", мы желаем иметь гарантии. Мы готовы влюбиться, но только если это будет взаимно. Если мы разлюбили, мы обрываем одну связь и заменяем ее другой. То, что мы называем любовью, - это всего лишь истерика. Нас нельзя назвать страстными существами, бессердечными - да. Я-то думал, что я знаю, как любить, но дон Хуан как-то сказал мне: "Ну откуда ты мог бы знать это? Тебя ведь никогда не учили тому, что такое любовь. Тебя учили как соблазнять, как завидовать, как ненавидеть, а любить тебя не учили. Ты даже не умеешь любить самого себя - иначе ты бы не обращался так по-варварски со своим телом. У тебя кишка тонка, чтобы любить так, как это могут делать маги. Мог бы ты полюбить навсегда, так, чтобы эта любовь осталась и за границами смерти? Просто так, без всякого вознаграждения? Мог бы ты любить без всяких там "вложений"? Ты никогда не знал, что значит любить вот так, без всякой жалости к себе" (Лекции и интервью).
Также подвергаются критике вообще все идеалы человечества. Говорится, что человек есть самоцель и в любой момент может бросить занятие, мешающее ему реализовать свои личные желания. Если брак держится только на традициях, а не на любви, то к черту этот брак.
"Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно". (Активная сторона бесконечности).
Тут еще следует сказать о контролируемой глупости. Абсолютно все существование человека и его действия не имеют смысла, если они не приносят душевного удовлетворения. Все дела, которые напридумывали себе вечно занятые жители крупных мегаполисов это всего лишь иллюзия. По Кастанеде воин точно также может вставать в 8 часов утра и идти каждый день на работу и от обычного человека его отличает осознание бессмысленности происходящего. По сути, тут идет некая игра и введение социума в заблуждение, которое можно в любой момент прекратить.
"- Меня бросает в дрожь при одной только мысли об отрешении от всего, что я знаю, - сказал я.
- Ты, должно быть, шутишь! Тебя должно бросать в дрожь не от этой мысли, а оттого, что впереди у тебя нет ничего, кроме рутинного повторения одних и тех же действий в течение всей жизни. Представь человека, который из года в год выращивает зерно, и так до тех пор, пока силы не покидают его, и он не падает, подобно старому облезлому псу. Все его мысли и чувства, все, что в нем есть самого лучшего, принесено в жертву одному - добыче еды, производству пропитания. Бессмысленная жертва, пустая трата времени - жить, чтобы питаться, и питаться ради жизни, и снова жить, чтобы питаться, и так - до самой смерти. Развлечения, придуманные людьми, как бы они при этом ни изощрялись, - всего лишь жалкие потуги забыться, не выходя за пределы порочного круга - питаться, чтобы жить, и жить, чтобы питаться… Как по мне, то не может быть страшнее потери! Мы - люди, и наша судьба, наше предназначение - учиться ради открытия все новых и новых непостижимых миров" (Отдельная реальность).
Интересной также представляется идея о мелком тиране. Это эксплуататоры и враги свободы с огромным ЧСВ, которые самоутвержаются за счет свой власти над людьми и возможностью унижать их. Рекомендуется использовать таких людей для собственного саморазвития и научиться бороться с ними. Так Дон Хуан был в рабстве у одного управляющего, который избивал его и мог в любой момент убить, но смог победить его. Как мелкие тираны рассматриваются и конкистадоры, участвовавшие в колонизации Америки. "По сути, в мелкого тирана человек превращается вследствие своего маниакального пристрастия к власти, к возможности быть правителем в сфере известного" (Огонь изнутри).
Лучшие книги это "Путешествие в Икстлан" и "Огонь изнутри". Проще всего читать сразу "Колесо времени" ибо это компиляция наиболее важных моментов из 10 книг. Различных обитателей форумов для истинных последователей сабжа и посетителей закрытых секточек имени КК можно официально признать поехавшими. Несмотря на негативное отношение к подобному творчеству тру-марксистов и прочих любителей навязать всем единственно верную идеологию книги Кастанеды не надо рассматривать как истину в последней инстанции, а скорее воспринимать как художественную литературу эпохи хиппи наравне с "Пролетая над гнездом кукушки".
Комментарии
Для меня существует только путь, которым я странствую, любой путь, который имеет сердце или может иметь сердце. Тогда я следую ему, и единственный достойный вызов – пройти его до последней пяди. И я странствую и гляжу без конца, бездыханный.
Дон Хуан.
Автор пишет:
1) "Все живые существа по Кастанеде равны, но при этом видят мир по-разному. По сути никто не может считать себя лучше другого, это самые что ни на есть левые взгляды."
Дон Хуан утверждал, что мир разделен на магов и всех остальных. Маги ведут жизнь воина могут сохраниться в вечности, все остальные пролетят. Ни какой левизны и равенства.
2)"По поводу сексуальных отношений говорится о негативном влиянии секса с нелюбимым партнером или без какой-либо страсти. То есть по факту, то к чему нас принуждает церковь и моралисты, только в миссионерской позе и с выключенным светом."
Автор явно не в себе. Где это написано? Секс по Дону Хуану расходует нужную энергию. Чем меньше секса- тем лучше. И в какой церкви заставляют иметь нелюбимого партнера?
Да и вся статья полна глупостей.
Автор - явный либераст.
Он видимо в черном списке у тролей
но в целом довольно связно.. хоть главное и опущено - может намеренно, чтоб не пугать..
насчет "колеса времени" не соглашусь.. в чистом виде пользы от него не больше, чем от дао-дэцзина.. читать надо действительно всё.. и лучше начинать не с первых книг
Ну и от очерка я бы не стал требовать полноты изложения, тем более, что сравнительно с количеством букв автор сказал намного больше чем казалось бы мог.
Лучше начинать с книги Флоринды Доннер - "ШАБАНО"! (Издательство София, Киев)
Редкая, прекрасная книга сталкера из группы магов Карлоса Кастанеды! То, что Кастанеда не мог сказать в своих книгах - она смогла сказать в одной! Смогла вести читателя в мир изысканной красоты и магии... причём мир доступный каждому, кто не отравил себя!
Карлос и следовал этим путём! А другого и не дано, и не нужно!
Вот бы он повеселился, если бы это прочёл! :))
Вы бы на первоисточник статьи заглянули...
Вообще говоря меня не сильно беспокоят прикладные науки, так скажем, мировоззрение важнее. Но согласен - это кому как.
Жаль, что больше нет книг этого изумительного автора...
насчет церкви например, разве она не запрещает разводиться? многим приходится жить с ненавистным ему человеком.
А небольшие неточности не столь существенны, как заблуждения при чтении книг Кастанеды!
http://aziopia.ru/azhtms/art/papakarlos.htm
" Всенародные сомнения в правильности происходящего, попытки анализа абсурдности нашего бытия еще никогда не приносили правящей элите ничего хорошего, кроме смуты, битых стёкол, выковырянных из тротуаров булыжников и - как неприятный закономерный итог - смены власти у кормушки государственного Общака. Поэтому правительству нужно эффективное средство для наведения тотальных Иллюзий.
Магические технологии достижения иллюзий папы Карлоса Кастанеды с успехом используется СМИшной пропагандой режимных идеологов для подмены в коллективном разуме неприглядного бардака воровской реальности иллюзией благополучия и процветания...
...В результате мы всенародно и успешно "видим" эманации Силы, исходящие от двуглавой курицы, кажущейся нам Орлом - символом и центровым местом сосредоточения вселенской Силы нашего горячо любимого Отечества Иллюзий."
Карлос Кастанеда, из книги «Огонь изнутри»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
моя любимая цитата....в 5 словах сосредоточен вектор целого учения о вероятном смысле жизни человека...
Кастанеда не идеал, но сказал много ценного для тех, кто это хотел понять..
Лишившись ЧСВ, идиоты, вы становитесь легкой и желанной добычей всяких политических проходимцев и негодяев типа ЛенинаСталинаГитлераПолПотаМаоцзедуна, котрые, естественно, этого чувства не лишены.
Вы то им и нужны для удовлетворения ихнего ЧСВ. Раньше для этого приходилось завоевывать или покупать рабов, а тут целое стадо обкуренных ослов и баранов, которые под свою рабскую психологию даже вона целую идеологию придумали. Да этим тоталитарным проходимцам глубоко насрать на ваши идеологии, им нужно от вас только арбайт, арбайт унд арбайт, ведь арбайт махт фрай, не так ли идиоты не обремененные ЧСВ? И все это за пайку лагерной баланды да дозу зелья , в России водки, и вы послушно строите пирамиды, роете туннели и каналы, а то и воспроизводите украденную американскую атомную бомбу, и все это ради удовлетворения ЧСВ сталиных, гитлеров и прочей тоталитарной сволочи.
И не посмейте мне возражать, ибо возражение есть проявление вашего ЧСВ, что противоречит основам вашего идиотского учения, не так ли? Не согласны? Еще раз перечитайте Кастанеду.
В ночном клубе отдыхают бизнесмены.
Не летят они в свой офис по гудку.
В вечеринке кучеряво-белопенной
Кожа женщины подобна молоку.
В этом клубе есть попсовые артисты -
Их до выборов не держат на цепи.
Агитнуть народец могут они быстро,
Только больше ты им денег заплати.
А доярке прятать эго и не нужно -
Аппарат ,как пионер, всегда готов.
Камер нет в хлеву и нет совсем наружных,
Чтоб снимать процесс доения коров.
И ей время когда выпадет обеда
Берет книгу, что в райцентре не найти,
Где устами дон Хуана, Кастаньеда,
Философствует о жизненном пути.
"агитнуть народец могут они быстро"....
Чудовище графоманящее...
Если не смог выразить свою мысль стихотворно - грош цена любому всезнайству! А он смог!
http://www.stihi.ru/avtor/dvv1951
Зато искренне, как смог!
По-моему, такое придумать из головы нельзя.
Недавно формальным путем из небольшого кол-ва предположений было получено, что законы гравитации (классические и релятивистские) следуют из информации. Гравитация не является фундаментальной силой.
http://arxiv.org/abs/1001.0785
Похоже, что и квантовая механика есть следствие информационных процессов Вселенной
Никто находящийся в здравом рассудке не будет утверждать, что всё тобой перечисленное не находится не то, что во Вселенной, а даже здесь, на Земле! Всё тобой перечисленное и есть вокруг тебя! Что нового?!
Наоборот!
Ум обслуживает тело, ЭГО человека и принадлежит смертному телу - земному физическому миру! Умирает с телом!
Разум принадлежит Душе и Духу, беЗсмертен и принадлежит миру Разумному, наз. также духовным, тонким, загробным и пр. миром. Миром Вечной жизни! Это то, что человек берёт с собой для Жизни Вечной, что "воры не украдут и ржа не источит"!
Соответственно наше человеческое мышление - это двойственное мышление!
Каждый думает то умом, то разумом, - практически не вникая и не замечая разницы!
(В иудаизме говорится о двух душах человека - животной и соотвенно человеческой, между которыми происходит постоянная борьба"!)
Вот почему - "Хотели как лучше, а получилось как всегда" - из двоякости мышления!
Вот почему нужно научиться различать когда говорит Ум - Эго, а когда Разум - это говорит Дух, Душа!
Хотя Кровавый Раскол - поповское изобретение и изобрели сами РПЦ-шные попы! За этот период было уничтожено до 12 миллионов человек - по свидетельству отцов старообрядчества, т.е. шла настоящая охота на людей и не помышлявших о каком-либо бунте против властей!
При Николае Первом зондеркоманды стали посылать на поиск "раскольников" даже и зимой! Кто убежит от палачей - так замёрзнет в тайге! Такое вот "человеколюбие", - от нечестивого патриарха Никона!
Понятно, что попами и Романовыми втихушку творилось нечто ужасное, о чём молчат и по сей день, - жгли людишек нещадно! А также заставляли доносить на ближнего - по всем городам и весям!
За не доносительство – понимай как хочешь - смертная казнь через сожжение! (“12 статей о раскольниках” (1685 г.). Забавлялись попики, а теперь "воды в рот набрали" - о своих деяниях.
Всё это поповское действо и привело в итоге к гражданской войне в России, да и к нынешним б...
народ попов никогда не уважал и придумал массу пословиц в которых поп выставлен в негативном свете.
Раскольники в рпц это вообще их внутреннее дело - не поделили какие то свои уставы и правила. Нам какое дело до них???? Да, одни искали других, жгли их, мочили, в кандалы, нам то что? вас будет сильно волновать если сторонники президента к примеру начнут друг друга мочить? нет, это не наш лагерь. ну и тут.
хватит уж повторять за другими шизофренические клише, ваш интерес к Кастанеде никак не вяжется вот с этим постом выше.
Тихомиров, как один из идеологов православия, не мог видеть, что неспособность русского человека сопротивляться «засильям» предопределена христианством.
Что касается православия, то необходимость его реформации подтверждена христианскими же пророками: «Дано будет Жене (Церкви) два крыла»
Заметьте, что мы не затрагиваем вопрос о существовании Бога, поскольку это – теорема мироздания, требующая больших доказательств, чем религиозная демагогия, церковные «таинства» и прочая мистификация, направленная на изъятие «лишних» средств у населения. Хотя сама религия играет существенную роль...
Дэниел Киз..
когда девочки Дают ,головой думать некогда...а ещё в голову едят...и если глубокоумственная херня кому то непонятна это не означает что она так же непонятна другим...уровень развития на то он и уровень с границами ,предполагающий некоторые усилия по их преодолению и последующему развитию....когда развиваться просто лень то проще всего говорить что вся "заумная" писанина для дураков,которые тратят время не на тупых девочек...а может просто она не для всех???
мне вот интересно...а когда вы поняли что это говно,на первой странице или на последней???
анекдот: сгорела вся моя библиотека,все восемь книг,причём три из них так и не успел раскрасить...
вывод: ценности социума не могут быть одинаковыми для всех по причине различного уровня подготовки к самостоятельному мышлению,аналитических способностей и возможного присутствия или отсутствия таланта к анализу....не хотите думать нестандартно -не надо,не можете -не надо винить в этой немощи других...
Для тех, кто считает, что инет дает индульгенцию на хамство, он порой — единственная возможность слить свой комплекс неполноценности.
В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то ругай: это общее правило посредственности.